Русское Движение

Таможенный союз как шаг к евразийскому союзу

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Экономическая интеграция приобретет новое геополитическое содержание?

Создание Евразийского союза, о котором говорил Владимир Путин, может придать новые мировоззренческие контуры интеграции на постсоветском пространстве. Продвижение геополитической границы в условиях сложной демографической ситуации в странах ТС позволит увереннее чувствовать себя в отношениях с соседями на Западе, Юге и Востоке. Таможенный Союз восстанавливает то, чего так не хотели американцы в 1992 году — новое пространство в Евразии.

По итогам июльской встречи глав правительств Таможенного союза премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил журналистам о том, что в 2012 году будет подписана декларация о формировании Евразийского экономического союза, сам союз начнет работать с 2013 г. Владимир Путин также сообщил, что комиссии Таможенного союза будет придан статус наднационального органа. В рамках комиссии будет создан ряд структурных подразделений, и с 1 января 2012 г она начнет работать на постоянной основе. Участники Таможенного союза будут принимать согласованные решения по целому ряду вопросов, включая субсидии для отдельных отраслей. Для всех стран будет действовать единый таможенный режим, хотя Казахстан продолжит завозить ряд товаров в особом режиме. При этом Россия будет принимать меры по защите своего внутреннего рынка по этим товарам, пока Казахстан полностью не присоединится к общему таможенному режиму.

 

1 июля был снят таможенный контроль внутри Таможенного союза. Это последний шаг к реализации соглашения о Таможенном Союзе, вступившем в силу 1 января 2010 года с целью создания единого пространства к январю 2012 года. Таможенный контроль будет переведён на внешние границы стран — членов ТС.

Пошлины Белоруссии и Казахстана будут синхронизированы с гораздо более высокими пошлинами России. Это позволит поднять стоимость импорта товаров в Белоруссию и Казахстан, что создаст условия для развития трехсторонней торговли. Белорусская экономика основана на тяжёлой промышленности, и Минск в целом согласовал тарифы с российскими импортными пошлинами для защиты своей промышленности. Казахстан, однако, зависит от нефтяных доходов, и с низкой собственной промышленностью, налагает более низкие тарифы. 90% таможенного режима будет зависеть от российских пошлин. Белоруссия будет вынуждена повысить тарифные ставки только на несколько десятков пунктов, в то время как Казахстан — от 3000 до 5000 пунктов. Таким образом, унификация таможенных пошлин, и как результат, рост цен на импорт, будет чувствоваться в Казахстане больше, чем в России. То, что Минск и Астана охотно пошли на повышение цен, показывает, насколько экономически привлекательной стала Россия для своих соседей. Это большая победа Москвы.

Привлекательность ТС для Белоруссии и Казахстана растет одновременно с ухудшением финансовой ситуации в этих странах. Белоруссия продолжает бороться с инфляцией, нехваткой иностранной валюты, понижением кредитных рейтингов государственных банков, экономической изоляцией от Запада, что заставляет обращаться за помощью к России. Однако Москва рассчитывает на покупку одной или нескольких кампаний в энергетическом секторе.

Польша и Швеция обещали миллиарды долларов помощи в случае ухода Лукашенко, а затем объявили против него санкции. А изоляция со стороны Запада отрезает от Лукашенко кредиты ЕС и МВФ. Россия предоставила Белоруссии 3 миллиарда долларов помощи и 3,5 миллиарда кредита от ЕврАзЭС. Россия взамен требует приватизации крупных активов и рассчитывает на «Белтрансгаз».

Сегодня Россия владеет 50% акций «Белтрансгаза», но хочет довести свою долю до 100%. Также Россия заинтересована в слиянии МАЗ и КамАЗ. Сегодня Лукашенко пытается лавировать, в том числе участием в «Восточном партнёрстве». Но с увеличением доли России в экономике Белоруссии возможностей для лавирования будет значительно меньше. Кроме того, приобретение «Белтрансгаза» поможет России оказывать влияние на Польшу и страны Балтии, которые зависят от белорусской инфраструктуры в поставках природного газа. Кроме того, Россия сможет поставить в Белоруссию комплексы «Искандер» в ответ на размещение ПРО в Польше.

Казахстан также ещё не оправился полностью от глобальной рецессии. Задолженность банковского сектора делает страну уязвимой в преддверии кризиса. Россия имеет возможность увеличить присутствие в энергетическом и финансовом секторах Казахстана. На Украине в отношении ТС можно ставить точку: Янукович идёт на компромисс со влиятельным антироссийским лагерем, дабы удержаться у власти (стратегия молдавского коммуниста Воронина, завершившаяся к 2007 году потерей базового электората).

Однако к Таможенному союзу готовы присоединиться Киргизия, Таджикистан и Армения, чьи экономики также зависят от России. Для России это — прежде всего вопрос обеспечения безопасности, поскольку через Киргизию и Таджикистан проходят пути наркотрафика в Россию. Под эгидой Таможенного Союза Москва могла бы получить полномочия для усиления пограничного режима на бывших границах СССР и перекрытия путей транспортировки наркотиков. Создание Евразийского союза, о котором говорил Владимир Путин, может придать новые мировоззренческие контуры интеграции на постсоветском пространстве. Продвижение геополитической границы в условиях сложной демографической ситуации в странах ТС позволит увереннее чувствовать себя в отношениях с соседями на Западе, Юге и Востоке. Таможенный Союз восстанавливает то, чего так не хотели американцы в 1992 году — новое пространство в Евразии.

Владимир Букарский, WIN.RU