С приближением нового парламентского сезона политическая жизнь в Украине возвращается на круги своя. "Газовые" проблемы, планы на президентский импичмент, мечта о досрочных выборах в Киеве - все, как в лучшие годы. И без языка тоже не обошлось. "Регионы" снова готовятся позаботиться о регионах.
Еще раз…
Политическая осень-2011 обещает оказаться интересной. В разгаре судебные процессы против видных оппозиционных политиков, отношения России и Украины переживают заметное охлаждение, на европейском "фронте" из-за все тех же судебных процессов у Киева тоже дела обстоят не слишком благополучно - в общем и целом наше государство ожидает насыщенный сезон. Кроме того, как показали последние дни, помимо самых что ни на есть насущных проблем, политикум готов озадачиться проверено "вечнозелеными" вопросами. Решением проблемы открытия рынка земель, которая дамокловым мечом висит над головами руководства страны, парламентарии, похоже, ограничивать себя не собираются. Партия власти готова выложить на стол еще один извечный козырь - язык.
Очередную попытку организовать языковую политику в стране предприняли депутаты-"регионалы". Двадцать шестого августа в ВРУ был зарегистрирован новый тематический законопроект. На этот раз инициатива принадлежит двум давним борцам за права региональных языков - Вадиму Колесниченко и Сергею Кивалову.
О том, что в ПР готовятся перезагрузить "языковую" инициативу стало известно за несколько месяцев. Напомним, предыдущую громкую попытку отрегулировать "электоральнозначимый" вопрос представители провластных партий предприняли в сентябре 2010 года. Тогда, за неполных два месяца до местных выборов "регионал" Александр Ефремов, коммунист Петр Симоненко и "литвиновец" Сергей Гриневецкий предложили вариант, сходу завоевавший скандальную славу. Основная специфика предыдущего предложения делегатов от парламентского большинства заключалась в том, что авторы законопроекта очень трепетно отнеслись к проблеме "украинско-русского двуязычия, которое сложилось исторически". Нормы предложенного документа предполагали, что, хотя украинский останется единственным государственным, русский должен получить более широкие, по сравнению с "обычными" региональными языками, права на территории всей Украины, а не только мест компактного проживания русскоязычного населения. Попытка официального закрепления "исторически сложившегося" была резко встречена национально-демократическими кругами, а уже позже - не получила серьезного одобрения у зарубежных экспертов. С мечтой о принятии такого законопроекта до местных выборов его инициаторам пришлось быстро расстаться. Не проголосован он и до сих пор. А теперь ему "дышат в спину" встречные предложения.
Неизвестно, какой именно вариант в итоге победит в этой "битве гигантов", но авторы нового законопроекта прямо указывают на то, что им пришлось внимательно отнестись к слабым местам предыдущей версии. "Готовится новый базовый закон о языках, в котором будут учтены, насколько это возможно, рекомендации и замечания Венецианской комиссии и Кнута Воллебека (верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, - "Подробности"). В предыдущем законопроекте была излишняя политизация. Нет необходимости писать "русский язык и другие", когда мы гарантируем право на использование регионального языка", - сообщил в июле Вадим Колесниченко. И действительно - настолько провокационных моментов, каковым и оказалась в тексте "предшественника" статья "Русский язык в Украине. Украинско-русское двуязычие", в новом проекте почти нет. Почти все чинно, благородно и с мыслью о благе регионов.
На региональные языки рассчитайсь!
Основной заботой проекта закона "Об основах государственной языковой политики", судя по его тексту, является забота о благополучии языков национальных меньшинств в духе традиционной для ПР трактовки Европейской хартии региональных языков. По мнению нардепов от Партии регионов, обеспечивать поддержку и опору нужно 18 языкам. Причем помимо частых гостей подобных списков (русский, белорусский, болгарский, крымскотатарский - и тому подобные относительно распространенные языки) в перечень объектов забот по инициативе Европы включен, например, и русинский, который в Украине многие не считают отдельным языком. С точки зрения Запада подобный шаг выглядит логично: как настаивают украинские оппозиционеры, нормы Хартии работают именно на малораспространенные и/или вымирающие языки, а не в поддержку "тяжеловесов", вроде русского. В случае же с Украиной национально ориентированный лагерь больше всего опасается как раз того, что любой закон с региональным "отливом" в первую очередь будет использован ради защиты прав русскоязычного населения, а не представителей других национальных меньшинств.
Как бы то ни было, от статьи к статье законопроект № 9073 утверждает: ничто не должно угрожать позиции украинского языка. Он остается единственным государственным, языком руководства страны, нормативных актов, судебных документов, вооруженных сил… А вот когда речь заходит об интересах общества, главный язык в стране хотят потеснить в пользу региональных. Таковыми по решению местных властей (или по просьбе заинтересованных граждан) могут стать те языки, число носителей которых в этом регионе превышает 10%. Правда, уточняет дальше документ, в отдельных случаях это количество может быть и меньшим - если того ситуация потребует.
Наравне с государственным языком (а текст законопроекта настойчиво напоминает о "параллельном" функционировании - в партии власти, судя по всему, провели работу над ошибками чересчур резких формулировок) региональные могут функционировать в судопроизводстве, документообороте (включая и персональные документы), образовании, науке, культуре. Но только в случае с языком дубляжа кинопродукции употребляется союз "или" (государственный или региональный), а не ставший почти привычным "и"… К слову, все те же образовательные проблемы предполагается решить уже знакомым образом: если набирается "энное" число желающих обучаться на региональном языке - такое право должно быть им предоставлено. При этом во всех школах кроме государственного языка обязательно должен изучаться и какой-либо один региональный, а тесты ЗНО - переводиться по требованию. Вот только маловероятно, что даже в многоязыковых регионах в этом вопросе будет наблюдаться заметное разнообразие.
Стоит отметить, что правила "государственный плюс региональный" в большинстве случаев не распространяется на сферу ответственности частной инициативы. Так, руководители негосударственных учебных заведений свободны в выборе языка обучения. Такими же свободными должны стать рекламодатели, телевидение (никакого квотирования, зато - запрет ограничивать вещание из-за рубежа на языках "похожих, на государственный или региональный"), пресса (и тут все решают учредители). Из этого можно сделать вывод, что в случае принятия такого закона информационный рынок Украины ожидают заметные изменения. Но в ПР, похоже, придерживаются логики "Кто платит - тот и язык заказывает"…
Аккуратная обработка требований Европы привела к тому, что роль русского языка по тексту документа непринципиально отличается от другого регионального. Пунктов, в которых русский способен заменить "товарищей", не так уж и много (например, в статье 11 говорится о том, что тексты официальных объявлений в регионах распространения языка меньшинства могут публиковаться "в переводе на этот региональный или русский язык"). Но даже такая сдержанная трактовка оставляет сторонникам расширения прав именно русского языка пространство для маневра.
Во-первых, потенциальный закон позволяет полное самоопределение в информационном поле. И вряд ли это приведет к засилью в Украине одного из "узкорегиональных" языков или, скажем, английского… Во-вторых, одновременно с этим законопроектом Вадим Колесниченко зарегистрировал еще один - "О запрете сужения сферы использования региональных языков и языков национальных меньшинств". Собственно, суть этого документа проста: праву использовать языки - быть, праву мешать этому - не быть. Но сама по себе тенденция интересная… Наконец, в-третьих, заботливые подсчеты авторов документа, изложенные в пояснительной записке, заранее предупреждают: региональным русский может быстро стать на территории почти половины Украины - в 13 административно-территориальных единицах из 27. То есть в восточных и южных регионах, к которым присоединяется Черниговская область, и в Киеве с Севастополем. С другими языками все куда менее масштабно. По мнению создателей законопроекта, "по умолчанию" рассчитывать на региональность в масштабах области могут венгерский (в Закарпатье) и румынский (в Черновицкой области) языки. Остальным же языкам меньшинств предстоит "регионализироваться" скромнее. "Другие языки традиционных национальных меньшинств Украины получат защиту в меньших административно-территориальных единицах", - обещает пояснительная записка. Но норма, позволяющая вводить региональный язык и там, где число говорящих (вернее, законопроект использует выражение "считающими родным") на нем составляет меньше 10 процентов, заставляет задуматься. В том числе - и над причинами появления подобного проекта закона.
Обострение заботы нардепов-"регионалов" о региональных же языках по всей видимости объясняется спецификой момента. В оппозиции допускают, что "виной" всему может служить обострение отношений с Россией. "Нет сомнения, что в условиях, когда власть не может договориться с Москвой о снижении цены на газ, вновь прибегли к традиционному трюку. На-гора вынесли опять законы пророссийской тематики", - не исключает "бютовец" Владимир Яворивский. Но даже с большим успехом подобное начинание может быть рассчитано на внутреннего потребителя.
В Украине возвращение к подобным известным темам обычно служит признаком приближающихся выборов. И в самом деле - до старта следующей парламентской кампании осталось менее года. И неудивительно, что в канун ее начала (а по слухам, законопроект может быть принят следующей весной) власти решили выполнить одно из главных предвыборных обещаний таким вот образом. Придавать русскому языку статус государственного, переписав Конституцию, власти не спешат - это длительный процесс, требующий и 300 голосов в парламенте, и проведения референдума. А вот обойтись "малой кровью", предоставив русскому "широкие региональные права", - куда проще. Главное, чтобы избиратели оценили.
Ксения Сокульская , Подробности