Журналист Александр Чаленко — о приближении новых парламентских выборов на Украине
Вот и всё, Петр Порошенко решил провести досрочные парламентские выборы, для того чтобы получить свою собственную фракцию в раде, свою коалицию, свое правительство и своего премьера. А потом с помощью своего парламентского большинства внести нужные изменения в Конституцию, которые дадут ему большие полномочий, чем прежде, а правительство будет поставлено под его контроль.
Таким образом, по всей вероятности, Украина из парламентско-президентской республики, когда правительство и премьер были фактически независимы от президента, снова, как при Кучме и Януковиче, станет президентско-парламентской республикой, когда премьер снова по существу станет президентским назначенцем.
Но так как, согласно нынешней Конституции, у Петра Алексеевича не было никакого повода для роспуска рады и назначения новых выборов, повод решено было создать. Самой простой путь: распад парламентской коалиции, то есть выход из нее составляющих ее партий. Причем, в коалиции должно быть большинство депутатского корпуса.
Согласно действующей Конституции, если в течение месяца не будет создана новая коалиция, то президент имеет право распустить раду и назначить новые выборы, которые пройдут через два месяца после роспуска. Все ожидают, что выборы состоятся 26 октября.
Итак, в четверг сначала союзная Порошенко фракция партии УДАР киевского мэра Виталия Кличко заявила о выходе из правящей коалиции «Европейский выбор», потом подобное же заявление сделала и фракция националистической «Свободы» Олега Тягнибока.
Социал-националисты — союзники Тимошенко, а не Порошенко. Им ни роспуск, ни выборы не нужны. По всей вероятности, даже если они и войдут в раду, то уже с меньшим количеством голосов.
Западно-украинский электорат разочарован в «Свободе». Социал-националисты оказались в глазах своих избирателей такими же аферистами и мздоимцами, как и прежние партии национал-демократического и националистического толка.
Заявив о выходе из правящей коалиции, свободовцы просто не хотели оставаться с теми, кто и так тонет. То есть с тимошенковцами и их союзниками. Вот и всё.
Таким образом, в четверг после выхода УДАРа и «Свобода» правящая коалиция «Европейский выбор», которая образовалась после февральского переворота в Киеве и просуществовала буквально весну и два летних месяца, распалась.
Напомню только, что в нее, помимо «Батькивщины» Тимошенко-Яценюка, УДАРа и «Свободы», входили еще две парламентские группы: экс-премьера Анатолия Кинаха «Экономическое развитие» и мультимиллионера Игоря Еремеева «Суверенная европейская Украина».
Регионалы и коммунисты были в оппозиции.
После развала коалиции стало известно, что Арсений Яценюк подал в отставку с поста премьер-министра. Вместо него обязанности главы правительства будет исполнять вице-премьер Владимир Гройсман. Он — человек Порошенко. Со второй половины нулевых вплоть до попадания в правительство Яценюка он был мэром Винницы, которая для Порошенко является тем же самым, чем Днепропетровск является для Коломойского, а Донецк для Ахметова. Личным феодом.
Некоторые наблюдатели в Киеве полагают, что коалицию можно постараться сохранить, если привлечь в нее регионалов и мажоритарщиков. Но, видимо, из этой затеи ничего не выйдет.
К 26 октября социально-экономическая ситуация ухудшится, что, понятное дело, внесет свои коррективы в партийные рейтинги. Затем непонятно, что будет с Новороссией — погибнет ли она в неравном сражении с Киевом или, наоборот, возьмет под контроль новые территории. Сейчас еще не ясно. Затем многие не исключают майдан-3.0. Правда, непонятно, когда он состоится: до выборов, во время или после оглашения итогов.
Однако если выборы прошли бы сейчас, то на них бы победили бы порошенковская партия «Солидарность», Радикальная партия Олега Ляшко, УДАР, «Батькивщина». Под вопросом прохождение в раду «Свободы» и «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, экс-министра обороны при Ющенко. Яценюк вряд ли способен на реанимацию своей бывшей партии «Фронт перемен», поэтому пойдет со своими людьми по списку «Батькивщины».
Если Коломойский решит влить финансовые средства, для того чтобы возродить партийный проект Сергея Тигипко «Сильная Украина», то у этой организации появятся шансы на прохождение в парламент.
По всей вероятности, эти выборы станут последними выборами как для Партии регионов (точнее того, что от нее осталось), так и для коммунистов. И не потому, что последних могут запретить. Даже если их запретит суд первой инстанции, то КПУ может подать апелляцию, после чего спокойно будет участвовать в новых выборах. Но в силу того, что электорат коммунистов — это прежде всего Донбасс и Крым, шансы у симоненковцев малы.
Сегодняшний рейтинг регионалов настолько низок, что у них есть шанс только в том случае, если КПУ запретят, а коммунистический электорат перейдет к ним. Но это всё только предположения. Ничего не светит и новому проекту Левочкина–Фирташа «Партия развития Украины», которая создана бывшими активистами Партии регионов.
Всё, в электоральном смысле больше нет «партий юго-востока Украины». Юго-Востока больше нет. Есть Новороссия.
С крушением Януковича и вооруженным восстанием Донбасса, которому больше уже не нужно никакое представительство в Верховной раде, так как он хочет свободы и независимости, эре «донецких», которые с перерывами фактически если и не правили Украиной, то были ее самой мощной политической силой, пришел конец.
Причем конец бесславный.
Это всё расплата за просто чудовищную коррумпированность лидеров донецких, трусость, политическое гопничество, их отказ от обязательств перед своими пророссийскими избирателями, желание понравится Америке, Европе и Западной Украине. В конце концов, это расплата за фактически антироссийский путь.
Видимо, лидеры регионалов в итоге потеряют не только власть, но и свою собственность. Мало того, их ждет изгнание.
Конфигурация и главное сложившаяся на Украине практически 20 лет существовавшая фактически двухпартийная система, когда пророссийские политические силы на равных соперничали с прозападными и националистическими силами, после второго майдана распались.
Нынешний Киев и Вашингтон больше не дадут сформироваться на Украине настоящей пророссийской политической силе. Потому что все прекрасно понимают, что это чревато для сохранения целостности такого искусственного государства, как Украина.
Создание новой пророссийской партии — это путь к новой Русской весне на Юго-Востоке.
Это путь к Новороссии.