Русское Движение

У Латвии один выход – «продаться России с потрохами»

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Гиртс Рунгайнис

Гиртс Рунгайнис

Столь красноречивое признание сделал не кто-нибудь, а известный латвийский банкир Гиртс Рунгайнис

У Латвии есть только один способ справиться с последствиями экономического кризиса – продаться России с потрохами, заявил в эфире телеканала PRO100TV банкир Гиртс Рунгайнис. «Мы могли бы с потрохами продаться кому-то, например, России. Откажемся от суверенитета, станем марионеткой, введем русский язык в качестве второго государственного, он станет официальным языком Европейского союза. Россия сможет сидеть за одним столом с ЕС. Сколько Россия готова заплатить, чтобы у нее была своя марионеточная страна в Евросоюзе? 20 миллиардов? Пять миллиардов отдадим кредиторам, остальное останется. Другого решения нет», – сказал Рунгайнис.

Слова известного латвийского бизнесмена были тут же растиражированы другими СМИ, и не только местными, но также литовскими и эстонскими. Ведь они явно тянули на сенсацию: столь откровенного признания того факта, что 20-летний «особый прибалтийский путь» завел Латвию (да и ее соседей) в явный тупик, нарочно не придумаешь. А тут они звучат из уст преуспевающего бизнесмена...

Правда, Рунгайнис вскоре стал оправдываться, пояснив ИА REGNUM, что его заявление в эфире телеканала следует воспринимать как риторический прием в полемике с программой партии «Центр согласия» (ЦС), которая предлагает пересмотреть условия договоренностей между Латвией и МВФ.

«Другого решения нет, если идти по пути, предложенному «Центром согласия», – пояснил он агентству. – Если ЦС говорит «А», то он должен понимать, чем это закончится. Это не значит, что я поддерживаю такой вариант, который означает перечеркивание всего, что было сделано за последние 20 лет и который неприемлем для большинства жителей Латвии». И хотя Рунгайнис подтвердил ИА Regnum, что с учетом нынешней демографической и экономической ситуации Латвия достигла лимита долговой нагрузки, тем не менее бизнесмен считает, что МВФ и Еврокомиссия в данной обстановке по-прежнему являются лучшими партнерами Латвии. «Альтернативу я описал в разговоре с PRO100TV», – пояснил Рунгайнис.

Сенсации, таким образом, не произошло: известный латвийский бизнесмен не отрекся от «прибалтийского пути». И, тем не менее, можно ли было вообразить вплоть до самого 2009 года, когда кризис окончательно похоронил все надежды населения Латвии и остальной Прибалтики, что перспектива «продаться России с потрохами» станет последним аргументом адептов этого самого «особого прибалтийского пути»? Вспомним, как на рубеже 1990-х в мозги прибалтов вбивалась одна, по сути, «мысль»: стоит лишь порвать с Россией и интегрироваться в «цивилизованную Европу» – и жизнь состоялась.

А что вышло в итоге? Даже по свидетельству такого источника, как британская The Financial Times, которую трудно заподозрить в симпатиях к России, Россия уже в 2009 году опередила Латвию и Литву по такому «индивидуальному» экономическому показателю, как уровень ВВП на душу населения. По данным издания, ВВП России в пересчете на душу населения составил $13 543, в то время как Литвы – $12 323, а Латвии – $11 662. Россия, таким образом, вышла на чистое второе место (после Эстонии с ее уровнем в $15 273, который, впрочем, во многом объясняется завышенным курсом евро к американскому доллару) по доле ВВП на душу населения среди всех республик бывшего СССР. А ведь прибалтийские республики СССР благодаря дотированию из всесоюзного бюджета (при малочисленности, по сравнению с РСФСР, населения) неизменно лидировали по показателю доли ВВП на душу населения все послевоенные годы. Прибалтика была «витриной» СССР, которую охотно демонстрировали иностранным гостям. И вот витрина эта разбита – даже судя по доле ВВП на душу населения.

А ведь показатель ВВП очень даже лукавый: он подсчитывает все, что делается в обществе в процессе денежного обмена, включая огромное количество непонятно кому нужных услуг – эдаких финансовых «пузырей», которые время от времени имеют склонность лопаться. Так что судить по уровню ВВП о степени развития страны, ее устойчивости, перспективах развития, мягко говоря, не совсем верно.

Взглянем тогда на итоги «прибалтийского пути» с иной точки зрения – демографической. В начале сентября по инициативе профессора Тартуского университета, социолога Марью Лауристин в Таллине был обнародован доклад о развитии человеческого потенциала Эстонии и всей Прибалтики. Выяснилось, что за период с 1990 по 2010 гг. численность населения Эстонии, Латвии и Литвы сократилась в целом почти на 1,5 млн человек. При этом в докладе отмечается, что население Эстонии, Латвии и Литвы за последние 20 лет уменьшалось быстрее, чем во всех остальных странах Евросоюза, на 15%. При этом больше всего пострадала Латвия. «Латвия становится страной демографической катастрофы, в которой население уменьшается быстрее всего», – говорится в докладе, а в будущем уменьшение численности населения грозит всем трем странам Балтии.

В Латвии эксперты согласились с «оглашенным приговором». Декан факультета социальных наук Даугавпилсского университета Владимир Меньшиков заявил сайту d-pils.lv: «Конечно, это – катастрофа». При этом он отметил, что официальные данные о результатах проведенной недавно в Латвии переписи населения пока не публикуются. Почему? «По нашим оценкам, – поясняет эксперт, – число жителей Латвии за годы независимости уменьшилось примерно на 800 000 человек. То, что нас – уже меньше двух миллионов человек, никому не хочется официально признавать. И не только потому, что это свидетельствует о проблемах в развитии страны, но и потому, что европейские фонды выделяют помощь в расчете на определенное население. Чем позже реальные цифры будут официально признаны, тем больше денег мы успеем получить».

Вот к такому итогу привел Латвию и ее соседей «прибалтийский путь».

KMnews, Гладилин Иван