70-я годовщина расстрела в Бабьем Яру грозит превратиться в погромы хасидов-паломников в Умани
Украинское руководство пообещало на государственном уровне отметить 70-ю годовщину трагедии Бабьего Яра. Соответствующее постановление было заранее принято Верховной Радой.
Бабий Яр, урочище на северо-западе Киева, после оккупации города гитлеровскими войсками стал местом массовых расстрелов мирного населения и военнопленных. Всего здесь казнены около 120 тысяч человек. Большинство погибших составили украинские евреи - только за 29 и 30 сентября 1941 года их расстреляли более 33 тысяч.
Нынешнюю трагическую дату тоже начнут отмечать с 29 сентября. Председателем оргкомитета стал премьер-министр Николай Азаров. С участием первых лиц государства в Бабьем Яру проведут церемонию закладка грандиозного мемориального музея. В торжествах предусмотрено участие президента Виктора Януковича, председателя Верховной Рады Владимира Литвина, ведущих партийных боссов и иностранных гостей.
По Киеву пройдет траурное шествие «Дорога смерти», состоятся поминальные молебны в церквях и храмах. Кроме того, подготовлен цикл тематических художественных, видео- и фотовыставок, научно-практические конференции; изданы тематические сборники и брошюры. Запланирован вечер-реквием памяти жертв Бабьего Яра в Национальной опере, а заслуженная академическая капелла « Думка » и Национальный симфонический оркестр Украины отправятся в Израиль на концерт-реквием в мемориале Яд Вашем.
Команда Януковичя явно старается, чтобы все выглядело не хуже 2006 года, когда 65-ю годовщину трагедии Бабьего Яра масштабно отметил прежний президент Украины Виктор Ющенко. Лидер «оранжевых» принимал президента Израиля Моше Кацава. Тогда среди гостей Международного форума "LET MY PEOPLE LІVE!", были представители ведущих еврейских общин мира, а также президенты Хорватии Степан Месич и Черногории Филип Вуянович.
Однако киевские мероприятия может омрачить массовая вспышка антисемитизма на соседней Черкасщине. Сюда, в старинный городок Умань, в эти дни съехались 30 тысяч ортодоксальных паломников-хасидов, чтобы поклониться могиле своего духовного лидера ребе Нахмана во время празднования Рош Ха-Шаны.
Еврейский праздник Рош Ха-Шана символизирует начало нового и завершение уходящего года. И в этом году празднование выпадает на 29 сентября – то есть, в один день с 70-й годовщиной Бабьего Яра!..
Основатель брацлавского хасидизма, праведный цадик праведник рабби Нахман, похороненный на городском еврейском кладбище Умани, просил своих учеников, чтобы после его кончины во время Рош Ха-Шана все последователи приезжали к нему на могилу. В прошлом году сюда съехались 25 тысяч ортодоксов из Израиля, Америки и Западной Европы.
Гости заняли лучшие кварталы Умани. Специальные КПП и милицейские кордоны отделили «иудейскую» зону от остального города. В оцеплении стояли милиция и и внутренние войска. Местным жителям без паспорта сюда вход закрыт.
Многие паломники в постоянном религиозном трансе. Например, прошлой осенью был сорван авиарейс Тель-Авив-Киев. В самолете перевозили свитки Торы для уманских торжеств. Сначала на посадке пассажиров хасиды устроили ритуальные танцы и пляски вокруг раввина, который нес свитки. Торопить процесс было нельзя, и воздушный коридор для этого борта закрыли. Затем хасиды принялись рассаживаться, и выяснилось, что свиткам Торы не позволено лететь в одном салоне с «неправоверными».
В Умани жилья на всех уже не хватает. Хасиды обустраивают ночлег на улице, перед подъездами. Евреев-паломников стригут прямо на улицах. Большой удачей считается обосноваться в палаточном городке у могилы Рабби Нахмана. Паломники уверены: чем ближе человек к могиле цадика, тем счастливее будет. Здесь, на улице Пушкина, они устраивают бурные танцы.
За квартиры даже в удаленном от могилы районе легко дают по 500 баксов в сутки. Украинцы из окрестных сел рванулись на городские базары, чтобы продать овощи в два раза дороже обычного. Например, за кило помидоров хасиды не торгуясь платят доллар. По курсу это восемь гривен. Хотя для своих отличные базарные помидоры стоят не больше 2-4 грн. Картошка и лук идет по 1 доллар за кг. За бутылку кока-колы с гостя берут 4 доллара, а для украинца она стоит три гривны.
При этом все торговые места завешены частыми сетками. Продавцы утверждают, что приезжие из Израиля, которых большинство, склонны к мелкому воровству.
Сейчас тут вообще нет цены ниже «ван доллар». Паломники не желают обращаться в обменники и охотно расплачиваются валютой. Средняя цена за сданную койку – 50 долларов. Хасиды селятся в квартире по 5-7 человек, настаивая, чтобы хозяева покинули помещение.
В итоге еврейский сентябрь – золотое время для жителей провинциальной и очень небогатой Умани. Но они недовольны специфическим поведением гостей. Иудейские ортодоксы требуют, чтобы в округе не было женщин, а в домах - телевизоров, радио, картин, портретов. Согласно хасидской вере, женщина – существо грязное и после наступления Рош Ха-Шаны на нее нельзя даже смотреть. Были случаи вооруженного нападения особо ревностных верующих на молодых уманчанок.
Перед праздничными днями они включают свет во всех комнатах и водопроводную воду. Гасят электричество и закручивают краны только по окончании новогодних торжеств. Свет должен гореть круглосуточно, вода из кранов льется постоянно, даже в холодильниках не должна включаться и выключаться электролампочка...
- Не все хасиды приезжают к нам, чтобы помолиться, - говорит уроженец Умани депутат Верховной Рады Петр Цюрко. - Некоторые провоцируют местное население, ведут себя по-хамски.
Например, после отъезда практически все жилье приходится основательно ремонтировать. В праздники хасидам, последователям мистического направления в иудаизме, запрещена любая работа. Нельзя мыть посуду, выносить мусор и даже смывать воду в туалете. За месяц квартиры превращаются в полный кошмар.
Молодежь устраивает в домах настоящие погромы – бьют стекла, ломают кровати, холодильники и газовые плиты, рвут и жгут обои. На улицах оскорбляют прохожих. Украинскую милицию подростковые банды не боятся.
На охрану правопорядка в Умань уже стянуты полтысячи сотрудников управления МВД Черкасской области. Узловые точки города занял тяжеловооруженные бойцы роты особого назначения «Беркут» и спецподразделения «Грифон».
Для «тяжелых» уже есть работа – здесь начались бурные столкновения милиции с украинскими националистами, которые проводили акцию против паломников-хасидов,. Протест возглавила ультрарадикальная партия «Свобода». Последователи Степана Бандеры провели массовый сход жителей Умани, где люди жаловались на «брутальное поведение заезжих туристов из Израиля», «хамское отношение к местным украинцам».
Многие националисты-боевики были в масках, скрывающих лица. Они развернули плакаты «Умань – украинский город» с портретами казацких атаманов, некоторых из которых, как известно, обвиняют в еврейской резне.
Пресс-служба «Свободы» утверждает, что в воскресенье жестокому нападению подверглись сами украинские патриоты.
- После схода его участников окружил «Беркут» и без предупреждения начал бить всех без разбора – людей пожилого возраста, детей и женщин, – сообщают в «Свободе». Депутат горсовета Умани от «Свободы» Богдан Черномаз заявил, что рассматривает хасидов как «чужеземную секту», последователи которой привозят в город «непокой и агрессию».
Милиция приводит другую версию – силовые задержания начались после того, как националисты попытались выстроиться в колонну и пройти маршем по городским улицам. 50 человек увезли на автозаках. Среди задержанных оказался один из главных спикеров партии Андрей Ильенко.
Марш «Умань без хасидов» был остановлен, однако молодежная организация «Сокол» объявила о начале бессрочной народной акции против хасидского произвола. Черкасская оппозиция планирует обратиться к Януковичу с предложением отдать хасидам прах цадика Нахмана, чтобы они забрали его в Израиль или Штаты.
Правоохранители настаивают, что националисты использовали «антисемитские лозунги». Пресс-служба МВД распространила информацию, что у «свободовцев» обнаружены и изъяты «дымовые шашки, газовые баллончики, рогатки, металлические удочки, ремни с металлическими пряжками, ножи, ножницы, веревки и шапки с прорезями для глаз…»
Организаторы паломничества боятся эскалации событий на фоне того, что прошлогодний праздник Рош-а-Шаны стал одним из самых неспокойных за всю историю. Тогда в поножовщине и драках пострадали горожане, милиционеры и несколько хасидов. Десятерых паломников задержали и депортировали в Израиль.
Нынешние конфликты начались, когда толпа местных жителей снесла забор, ограждавший участок хасидов на улице Пушкинская. За забором находится столовая, где в праздник будут бесплатно кормить всех паломников.
- Поймите, тут оборудование, работает много людей. Участок земли мы купили, потому имеем право поставить забор. А те, кто его снес – это представители организаций, которые против всего еврейского, – говорит один из организаторов Наум Карлицкий.
Забором дело не ограничилось. Город забурлил, когда сын главы хасидского благотворительного фонда Даниэля Даяна попал в стычку с местным и, якобы, избил молодого украинца лопатой.
- Я шел с друзьями по улице, а он ехал на мотороллере и наехал мне на ногу. Я закричал от боли, друзья начали кричать. Потом он зашел в помещение, схватил лопату и ударил меня по голове. Есть свидетели, их опросила милиция, - рассказал пострадавший Олег Денисюк.
Представитель Даниэля Даяна Шимон Баскила подтвердил инцидент, но говорит, что Денисюк был пьян и преграждал хасиду дорогу. В милиции от комментириев отказались.
Сейчас у гостей Умани особым спросом пользуется игрушечное оружие. В магазинах и базарных лавках закончился годовой запас пистолетов и автоматов. Приезжие - в большинстве своем мужчины в пейсах и необычных одеждах черного цвета и такие же дети мужского пола. Отцы с особым удовольствием покупают маленьким сыновьям пластмассовые пистолеты по 10 долларов.
… Это Рош Ха-Шана по-украински: хасиды покупают детям пистолеты в память об Уманской резне. На самом деле, святой Нахман Брацлавского завещал похоронить его на месте одной из самых страшных трагедий еврейского народа. Любопытно, что воскресное шествие украинских наци «Умань без хасидов» должно было начаться c марша от памятного камня Гонте и Зализняку. Их же портреты были на баннерах схода жителей. Они самые знаменитые казацкие атаманы со времен национально-освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.
Как известно, отряды батьки Хмеля тотально уничтожали еврейское население. Не было покоя Правобережной Украине и после Хмельницкого. Варшава отдала России Левобережье и Киев, но правый берег Днепра, где находилась Умань, остался за Речью Посполитой.
Здесь продолжалось насильственное окатоличивание украинцев. С 1764 года на правобережных землях фактически уничтожили свободу вероисповедания, а униатскую церковь объявили единственно законной. Православные еретики-«схизматы» подлежали суровому суду. Расправой были петля, кол и сожжение живьем.
В защиту выступили повстанцы-гайдамаки. На любую жестокость со стороны поляков гайдамаки отвечали двойной жестокостью. И снова досталось евреям, служившим варшавской администрации.
Лично управлять обширными земельными владениями польские магнаты не желали – слишком хлопотно. Предпочитали сдавать земли и села вместе с холопами предприимчивым еврейским арендаторам. В результате, православные люто ненавидели и тех, и других.
Зверства гайдамацких отрядов зачастую были за гранью человеческого понимания. Среди событий этого народного движения, получившего название Колиивщины, наиболее поражает и ужасает Уманская резня. Т.Шевченко описал ее в поэме «Гайдамаки». Вот самая страшная часть «Кобзаря», апофеоз крови и садизма. Учителя предпочитают не читать поэму школьникам, справедливо опасаясь за детскую психику.
Уманскую крепость взяли запорожский полковник Максим Железняк и сотник Иван Гонта. В течение трёх дней их гайдамаки вырезали до 30 000 евреев.
- По своей жестокости тогдашнее массовое убийство ничем не уступает преступлениям фашистов, - утверждает историк Аркадий Блюмин из Калифорнии.
Свое исследование событий 1768 года провел уроженец Умани, доктор технических наук, профессор Ассир Рабинович:
- Те давнюю трагедию можно без колебаний назвать Холокостом восемнадцатого .века.Украинцы подняли восстание против «хулителей православной веры - ляхов и жидов». Их возглавил Железняк, будто бы получивший от Екатерины II «золотую грамоту», предоставившую ему право уничтожать поляков и евреев. Кроме Тараса Шевченко, подобное восстание блестяще описал Гоголь в повести «Тарас Бульба». Не случайно Остап становится атаманом Уманского куреня, Тарас отправляется спасать сына именно из Умани.
Под лозунгом истребления всех без исключения «от Нохума до Боруха», они напали и захватили Жаботин, Черкассы, Смелу, Корсунь и многие другие города и местечки Правобережья. Всюду безжалостно грабили и убивали «врагов православной веры». Конечно же, первыми в числе врагов были «кляти жиды». Подошли к Умани, где находилось большое количество евреев, как городских, так и искавших защиты из охваченных антисемитским пожаром мест.
Гайдамаки обложили город, и тут произошло предательство: отряд служивших Польше казаков под командованием сотника Ивана Гонты, перешёл на сторону восставших. По свидетельству одного из летописцев «…вместо сражения началось казацкое братание и резня евреев, находившихся вне крепостных стен. Рубили зверски: беременным женщинам вспарывали животы, вытаскивая оттуда плод и запихивая кошек, а младенцев топили в реке…»
Описания зверств невозможно спокойно читать и спустя 240 лет. В одном из еврейских свидетельств об Уманской резне сказано: «Когда гайдамаки ворвались в город, оставшиеся в живых евреи заперлись в синагоге и отчаянно защищались. Не в состоянии справиться с осаждёнными, разбойники привезли пушку и ядрами стреляли по синагоге. Тысячи евреев лишились там жизни, но сделались мучениками за веру… Гонта–изверг издал объявление, чтобы богатые еврейские купцы, если пожелают спастись от гибели, немедленно принесли ему значительный выкуп. Купцы поверили, принесли ему деньги и драгоценности, но тот, забрав у несчастных выкуп, всех лишил жизни, выбросив из окна. Были убиты тысячи евреев, их кровь переливалась за порог синагоги. Убийцы топтали младенцев на глазах их матерей, живых детей вбивали на острия пик и с торжеством носили по улицам, как бы празднуя победу». Другой еврейский летописец писал: «Разложив на полу свиток Торы, они (гайдамаки) стали топтать его ногами и резать на нём евреев. Резня была так велика и ужасна, что кровь зарезанных стояла в синагоге выше порога. Потом гайдамаки вынесли из синагоги свитки Торы, разложили их по улицам и верхом проезжали по ним».
В актах Уманского Базилианского монастыря сказано так: «Страшно было видеть их (евреев), живыми плавающих в собственной крови, без рук, без ушей, обнажённых, которых добивали собравшиеся из сёл поселяне… тут даже женщины, ожесточённые примером мужей, дубинами, серпами, ножами резали и убивали, и даже детей своих к этим жестокостям принуждали».
Кровавая вакханалия продолжалась трое суток. Беспрецедентная жестокость гайдамаков поставила Уманскую бойню на одну ступень с самыми ужасными проявлениями массовых преступлений.
После гайдамаки вышли из города, в котором просто невозможно было находиться из–за огромного количества повсюду валявшихся трупов и страшного зловония. Устроили в поле табор и, поделив между собой добычу, непрерывно пьянствовали в течение двух недель.
Сведения о числе убитых в Умани евреев расходятся. Как свидетельствовал историк Карамзин, «…гайдамаки зверски вырезали в городе Умани всё 30-тысячное еврейское население».
Покончив с Уманью, отправились в Балту, куда бежали немногие спасшиеся евреи. Резня продолжалась, хотя размах был не тот – резать уже было почти некого. Дальше гайдамаки направились в Бендеры, где также грабили и убивали. Но это были их последние злодеяния. Екатерина II послала на усмирение, по её собственному выражению – «душегубов» - российские войска. Железняк и Гонта были схвачены.
Максима Железняка, как российского подданного сослали в Сибирь. Семьсот гайдамаков были повешены вдоль дороги Умань – Львов. Гонту, как предателя Польши, передали в руки поляков, которые его пытали и затем подвергли средневековой казни – 10 дней палач должен был вырезать кусок кожи со спины осужденного, на 11-й – отрубить обе ноги, на 12-й – обе руки, на 13-й вырвать из груди сердце, на 14-й – отрубить голову. Правда, экзекуция продолжалась всего три дня. Иван Гонта показал пример нечеловеческого мужества, и польский гетман Браницкий милостиво приказал отрубить ему голову.
Рабинович продолжает: «В жуткое время нацистской бойни история повторилась: еврейское население оккупированной Умани было полностью уничтожено. Но давайте оглянемся вокруг и посмотрим, что творится в наше время. Сегодня Гонта и Железняк – национальные герои Украины. Их именами названы улицы, а в Умани обоим поставлен памятник. В селе Гонтовка Винницкой области, установлен бюст Гонты – наподобие тех, что устанавливали в СССР при жизни дважды Героям Советского Союза. Я лично видел этот бюст. Такое только в страшном сне может присниться»...
Сергей Ильченко, СП