Согласно недавно обнародованному Государственной службой статистики Украины материалу «Вартість основних засобів у 2000–2010 роках» («Стоимость основных средств в 2000–2010 годах»), степень износа основных средств в украинской экономике достигла 74,9%.
Данный показатель, в решающей степени определяющий потенциал (вернее будет сказать – «антипотенциал») развития национального хозяйства, неуклонно рос на протяжении всего рассмотренного периода. В 2000 году степень износа равнялась 43,7%, в 2004-м – 49,3%, в 2008 году (после четырёх лет «помаранчевой» вакханалии) – 61,2%. Но почему-то самый резкий «скачок» произошёл в прошлом году: с 60% сразу до 74,9%. Это «почему-то» возникло ввиду того, что первичная (переоценённая) стоимость основных средств (в фактических ценах на конец года) была вдруг поднята («переоценена») с 3,9 до 6,65 трлн. грн. При этом остаточная стоимость основных фондов выросла незначительно: с 1,6 до 1,73 трлн. грн. (а если учесть инфляцию, то реальная их стоимость не выросла, а вовсе уменьшилась!).
Согласно недавно обнародованному Государственной службой статистики Украины материалу «Вартість основних засобів у 2000–2010 роках» («Стоимость основных средств в 2000–2010 годах»), степень износа основных средств в украинской экономике достигла 74,9%.
Данный показатель, в решающей степени определяющий потенциал (вернее будет сказать – «антипотенциал») развития национального хозяйства, неуклонно рос на протяжении всего рассмотренного периода. В 2000 году степень износа равнялась 43,7%, в 2004-м – 49,3%, в 2008 году (после четырёх лет «помаранчевой» вакханалии) – 61,2%. Но почему-то самый резкий «скачок» произошёл в прошлом году: с 60% сразу до 74,9%. Это «почему-то» возникло ввиду того, что первичная (переоценённая) стоимость основных средств (в фактических ценах на конец года) была вдруг поднята («переоценена») с 3,9 до 6,65 трлн. грн. При этом остаточная стоимость основных фондов выросла незначительно: с 1,6 до 1,73 трлн. грн. (а если учесть инфляцию, то реальная их стоимость не выросла, а вовсе уменьшилась!).
Самое слабое место – транспорт
Оставив методологические нюансы определения вышеуказанных показателей специалистам в области учёта и статистики, продолжим анализ официально опубликованных сведений. В другом материале Госстата – «Наявність і стан основних засобів за 2010 рік» («Наличие и состояние основных средств за 2010 год») – приведены данные по отдельным крупным отраслям народного хозяйства. Из них следует, что хуже всего дела обстоят в сфере «деятельности транспорта и связи», где степень износа достигла – в это ужасающее число даже поверить трудно, но придётся – 94,4%! Отметим, что в этой сфере хозяйства сосредоточена бoльшая часть основных фондов Украины, если брать их первичную (переоценённую) стоимость – 3,8 из 6,65 трлн. грн. А вот остаточная стоимость основных средств здесь оценена всего лишь в 213 млрд. грн.
Иначе, как катастрофической, нельзя назвать ситуацию на железнодорожном транспорте. В апреле с.г. года «Укрзалізниця» признала, что износ её локомотивного парка достиг 80%. В мае появились данные, что износ тепловозного парка составляет вообще 97%, а электровозов – 90%. В стране числятся 2447 тепловозов (но эксплуатируются только 1454 из них) и 1863 электровоза (эксплуатируются 1271) – и многие из этих машин были построены ещё в 50-е – 60-е годы прошлого столетия. Средний возраст электровоза в нашей стране – 36 лет, магистрального и маневрового тепловоза – соответственно 24 и 29 лет. Только в ближайшие годы из эксплуатации в связи с износом придётся вывести 195 электровозов (в 2011-м – 181) и 340 тепловозов. При этом – как признали власти – предыдущий план обновления локомотивного парка был сорван: за последние два года вместо 172 машин приобрели лишь 49, что ставит под сомнение и нынешние планы модернизации [На Украине изношено 97% тепловозов. // www.rosbalt.ru, сообщение от 20.05.2011; Украинская железная дорога намерена существенно обновить свой парк. // Портал транспортной информации www.transport-centre.ru, сообщение от 18.05.2011].
Износ пригородного подвижного состава железных дорог составляет: по электропоездам – 80,3%, по дизель-поездам – 93,1%.
Приходит в негодность и парк железнодорожных вагонов. В 2005–2010 годах «Укрзалізницею» было выведено из эксплуатации около 28,5 тыс. грузовых вагонов, а приобретено взамен лишь чуть более 5 тыс. (в 2009 году – вообще ни одного!). Зато у 35 тыс. вагонов был «продлён срок службы» [Показатели «Укрзализныци» по состоянию парка грузовых вагонов в 2005–2010 годах. // Сайт Z-Украина. Статистика, экономика, тенденции – zet.in.ua].
В настоящее время «Укрзалізниця» (без частных операторов вагонов) располагает парком в 120 тыс. грузовых вагонов. Подавляющее большинство из них выпущено до 1990 года. Свыше 80% грузовых вагонов исчерпали свой нормативный срок службы. Опять же, планов у железнодорожников «громадьё» – в 2011–15 годах закупить 50 тыс. вагонов; но будут ли эти планы реализованы – ещё неизвестно, поскольку во все прошлые годы подобные планы тоже неизменно проваливались, и верить в то, что «теперь всё изменится», по меньшей мере, наивно [Свыше 80% парка грузовых вагонов «Укрзализныци» исчерпали ресурс. // Информационный портал «РЖД-партнёр» www.rzd-partner.ru, сообщение от 03.05.2011].
В своё время, пока был жив Георгий Кирпа, железнодорожное хозяйство ещё кое-как более-менее держалось. А потом, по-видимому, начался постепенно-нарастающий развал. Излишне даже говорить, что накопление проблем в сфере ж.-д. транспорта грозит в перспективе полной закупоркой транспортных артерий страны и, соответственно, коллапсом всей отечественной экономики!
На пути к краху
Ситуация, однако, подходит к критической черте и во многих других отраслях. По той же информации Госстата, в добывающей промышленности степень износа основных средств составляет 47,8%, в обрабатывающей промышленности – 66,8%, в энергетике (производство и распределение электроэнергии, газа и воды) – 60,7%. В целом по украинской промышленности – 63%. Вообще, когда изучаешь состояние тех или иных отраслей украинской промышленности – будь то горно-металлургический комплекс, химпром или сахарная промышленность – всюду встречаешь эти «магические» 60–70 % износа, что говорит о схожести и общности процессов упадка в отечественной индустрии.
Несколько лучше, вроде как, ситуация выглядит в сельском хозяйстве (40,7%), рыболовстве (54,2%), строительстве (50,1%). Впрочем, «лучше» – это ещё как сказать! Потому как с 2000-го по 2010 год количество тракторов в распоряжении сельхозпредприятий Украины сократилось с 319 до 151 тыс. ед., количество сеялок – со 132 до 76 тыс., зерноуборочных комбайнов – с 65 до 33 тыс. ед. [Наличие сельскохозяйственной техники на сельхозпредприятиях. // Сайт Z-Украина. Статистика, экономика, тенденции – zet.in.ua; данные взяты с сайта Госкомстата]. Из года в год сокращается и поголовье скота. Вот, опять же, по данным Госстата («Поголів’я худоби та птиці»), на 1 сентября с.г. поголовье крупного рогатого скота на Украине составило 96,8% от показателя на 1 сентября 2010 года, поголовье свиней – те же 96,8%, овец и коз – 99,6% и только поголовье птицы – 100,6%.
Естественно, проблема износа основных фондов менее всего касается быстрорастущей финансовой сферы – 28,7%. Износ жилых домов на Украине оценён в 47,2%. (Состояние дел в сфере ЖКХ – это тема для отдельного разговора!)
Итак, опираясь на данные главного статистического ведомства страны, можно констатировать безутешный факт: тенденция к нарастанию степени износа основных фондов, т.е., по сути дела, к проеданию и разбазариванию (и разворовыванию!) экономического потенциала страны в ущерб её будущему – тенденция, действовавшая на протяжении всех двадцати лет независимости, при всех президентах и правительствах, и при «оранжевых», и при «голубых» – продолжает действовать и сегодня. Власть поменялась, но ничего пока не меняется в лучшую сторону: Украина и дальше работает «на износ», что, так или иначе, ухудшает конкурентоспособность национальной экономики и приближает её крах. По-моему, это – едва ли не наиважнейшая, критически важная проблема Украины, и необходимо постоянно затрагивать данную тему в прессе, надо бить во все колокола и всюду ставить вопрос об изменении экономической политики с тем, чтобы направить развитие народного хозяйства в русло нормального расширенного воспроизводства. Чтобы добиться, наконец, реального, а не декларативного, обновления и модернизации страны.
Я полагаю, что показатель уменьшения (увеличения) степени износа основных фондов должен рассматриваться как главный, ключевой показатель эффективности проводимой властью экономической политики. По нему надо в первую очередь оценивать работу правительства. Ведь с точки зрения будущности страны данный показатель куда важнее роста ВВП, коим у нас так любят козырять, скрывая и замалчивая серьёзные, чреватые в будущем катастрофическими неприятностями, макроэкономические проблемы.
В общем, «нужно что-то менять», нужно срочно менять экономический курс, дабы не очутиться в итоге в «конченой» стране, которая будет выжата её хозяевами – олигархами, словно лимон, и выброшена за ненадобностью, и не сможет далее обеспечивать даже самый минимальный уровень жизни для её рядовых обитателей.
Дмитрий Королёв, ОДНАКО