Политолог Авигдор Эскин — о наступлении исламизма на Ближнем Востоке и положении Израиля
Пока внимание всего мира было приковано к Украине, крайние исламисты оккупировали немалую часть Ирака. Группировка под названием «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватила второй по величине город Мосул и движется к Багдаду.
Сразу вспоминается полуторачасовой доклад Госсека США Колина Пауэлла в Совете Безопасности ООН 5 февраля 2003 года, когда он заявил: «Резолюция СБ ООН № 1441 дала Ираку последний шанс пойти на уступки и разоружиться… Однако он не сделал этого».
Пауэлл обвинил Саддама Хусейна в сотрудничестве с «Аль-Каидой» и производстве оружия массового уничтожения. Как известно, оба обвинения оказались необоснованными, это позже признали и сами американцы. Что не помешало им вторгнуться в Ирак, погубить сотни тысяч людей, нарушить все балансы внутренних взаимоотношений.
Сейчас мы видим, что учрежденное ими по «западным демократическим принципам» правительство по главе с премьер-министром Нури аль-Малики оказывается недееспособным перед угрозой близкой по духу «Аль-Каиде» повстанческой группировки.
Иран уже предпринял первые шаги для поддержки шиитов внутри Ирака, которым грозит расправа со стороны исламистов-суннитов из ИГИЛ. Это стало катализатором для ускоренного сближения Тегерана с Вашингтоном. Об этом прямо говорил недавно президент Ирана Хасан Роухани. Лидер Ирана чувствует себя победителем, после того как договорился со сторонами «шестерки» об аннулировании санкций.
Таким образом, новая гражданская войн в Ираке и эскалация противостояния на Украине привели к ускоренным договоренностям между Ираном и Западной Европой о поставке газа, чтобы уменьшить зависимость от российского газа.
Похоже, что в Москве не заметили, как Иран оказался в сфере влияния Запада. (Справедливости ради надо добавить, что были люди, предупреждавшие российское руководство еще 2 года назад, что Тегеран обратится к США и Западу, если Москва не выступит с собственной инициативой. Предлагалось инициировать примирение Ирана с Израилем под эгидой Кремля и таким образом укрепить российские позиции в регионе.)
Сближению Ирана с США и Западом мог пытаться препятствовать только Израиль. Однако степень раздражения политикой Нетаньяху в Вашингтоне столь велика, что можно вполне ожидать демонстративных антиизраильских действий со стороны Обамы и Керри.
Это хорошо понимают и в Иерусалиме.
Сегодня министр стратегии и разведки Юваль Штайниц заявил саркастически, что на примере Ирака мы видим, чего стоят американские гарантии мира и безопасности.
В связи с этим уместно вспомнить статью в газете «Едиот ахронот» бывшего главы «Моссада» Эфраима Леви с анализом стратегических устремлений правительства Нетаньягу. Он отметил, что критика ведущих израильских политиков в адрес Обамы и его администрации стала привычным явлением, но в то же время не припоминается ни одного критического высказывания в адрес президента России Путина.
Американо-израильские отношения достигли апогея своей напряженности в эти дни.
Напомним, что после отказа Иерусалима осудить Россию в ООН за присоединение Крыма и после прекращения по инициативе Израиля переговоров с арабскими соседями под эгидой Вашингтона госсекретарь США Джон Керри пригрозил Израилю новой интифадой.
Американская политика на Ближнем Востоке в целом может быть названа главным дестабилизирующим фактором в регионе. Примеры Ливии, Ирака, Египта и Сирии указывают на то, что «мирные планы» американцев превратились в самые эффективные рецепты новых войн.
Дело зашло так далеко, что уже после прекращения огня де факто в Сирии, ставшего возможным благодаря российским инициативам, президент Обама выступил с новыми угрозами в адрес президента Асада. Это произошло всего две недели назад: глава США пообещал поддерживать активнее террористов, воюющих против законного правительства Сирии.
Похоже, что угрозы Америки в адрес Израиля начинают принимать форму конкретных терактов.
Так, на днях в Израиле были похищены трое подростков-студентов ешивы.
Ни одна из крупных террористических организаций не взяла на себя ответственности. Есть опасения, что чудовищное преступление было совершено при молчаливом одобрении со стороны американцев, разъяренных на премьер-министра Нетаньяху за его несговорчивость.
Таким образом, на Ближнем Востоке вырисовывается исламистская коалиция, обращенная в значительной степени к США. К этой категории относятся, несомненно, исламисты в Египте и в Сирии. Неспроста ведь, что именно после свержения Мурси с его «мусульманской братией» в Египте Россия сумела существенно поправить там свои позиции.
Знаменательным также было предательство террористами ХАМАС своих гостеприимных хозяев в Сирии. Вопреки всей истории дружественных уз с президентом Асадом и его окружением, террористы присоединились к его врагам, чем немало удивили поддерживавшее их иранское руководство.
За этой странной тенденцией объединения исламистов против интересов России стоит не только геополитический расчет, навязываемый американцами. Для понимания истинных намерений этих движений следует обратиться к их духовным авторитетам.
Главным религиозным поводырем всех этих организаций является уже многие годы шейх Юсуф Кардауи. Полтора года назад он объявил Россию врагом номер один. Таким образом, «мусульманская братия» Египта, террористы-инсургенты в Сирии и движение ХАМАС превратились в подпевал в антироссийском хоре Саудовской Аравии и Катара.
Тем не менее нынешнее сближение России с Израилем укрепляет ее позиции в регионе самым значительным образом. Особым успехом Москвы можно считать воцарение относительного спокойствия в Сирии и стратегическое сближение с Египтом.
В это время администрация Обамы зализывает раны после последних поражений. Мало того что проиграли в Сирии и потеряли контроль над Египтом, так еще довели отношения до полного взаимного отторжения с Израилем — сильнейшим игроком. А сейчас к этому приплюсовывается и Ирак.
Поймут ли американцы, что их идея насаждения собственных принципов управления не несет в себе никакого мессианского избавления другим народам? Да где тут избавление?
Есть страшная тюрьма Абу-Грейб с ее пыточной практикой, есть Гуантанамо. Кстати, а разве Барак Обама не обещал закрыть Гуантанамо еще 6 лет назад?