Русское Движение

Броня пехоты в XXI веке

Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

Вот уже почти минул первый десяток нового тысячелетия, но в разных точках мира не утихают вооруженные конфликты. Армии разных стран перевооружаются и совершенствуются. Как же обстоят дела с современными боевыми машинами пехоты в контексте развития и боевого применения? Хотелось бы высказать личные соображения по этому поводу.

Я думаю, что если бы во время войны в персидском заливе американцы вместо БМП M-2/М-3 «Bradley» имели полугусеничные БТР времен Второй Мировой войны, это не сильно бы повлияло ни на исход сражения, ни на количество потерь. Несколько десятков подбитых боевых машин (согласно информации службы заместителя начальника штаба сухопутных войск США по оперативным вопросам и планированию, в период ведения там боевых действий было поражено 20 БМП «Брэдли» и 12 получили повреждения. Из этого числа огнем американских войск поражены 17 машин и повреждены три. Из девяти уничтоженных танков «Абрамс» семь были обстреляны своими...) говорят не об их хорошей защищенности и высоких боевых качествах, а о том, что они не оказались в зоне досягаемости средств поражения иракцев. А вот в дальнейшем, при проведении операций против повстанцев, столкнувшись с необходимостью совершать многокилометровые марши, осуществлять патрулирование и проводку колонн, они были вынуждены искать замену тяжелой гусеничной технике, которая, грубо говоря, является средством «прорыва» и имеет ограниченный ресурс.

На замену тяжелой бронетехнике пришли колесные бронемашины, на которых широко используются узлы и агрегаты гражданских автомобилей. Они дешевле в производстве и эксплуатации, более полно отвечают задачам, стоящим перед войсками. У них больший запас хода, лучшие эргономические условия для экипажа.

Большинство из них напоминает бронетранспортеры времен Второй Мировой войны и послевоенного периода, которые также создавались на базе коммерческих автомобилей, по сути, напоминая бронированные грузовики.

Можно проследить определенную тенденцию. Первые бронетранспортеры были разработаны на базе гражданских автомобилей, что отразилось на их компоновке.

В дальнейшем, из-за возможного применения ОМП, корпус БТР стал закрытым, на нем устанавливалось все более тяжелое вооружение. Для возможности взаимодействия с танками улучшались ходовые качества.

Это привело к появлению нового вида бронетехники – боевых машин пехоты (БМП). Примером может служить американская машина AIFV, созданная на базе БТР М113. Фактически это и есть БТР, но с усиленной защитой и мощным вооружением, позволяющими, по мнению разработчиков, принимать непосредственное участие в боевых действиях.

Дальнейшим развитием БМП явились:

1. некий симбиоз легкого танка и БТР,
такого как российская БМП-3.

2. тяжелый БТР, с бронированием сравнимым
с танковым (израильский «Ахзарит»)

3. есть еще украинский вариант, танк с десантным
отделением на пять человек (БМТ-84)

Идея, в общем-то, не новая. Израильский танк «Меркава» четвертой модификации помимо четверых танкистов еще может вмещать до восьми человек в корме боевого отделения. Израиль, наверное, единственная страна, в одиночку воевавшая с противниками, имевшими мощную противотанковую оборону, и не занимавшаяся ни разработкой ни закупкой БМП. Но уже в первых образцах израильского танка было предусмотрено наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых (также в отсеке могут размещаться дополнительные боеприпасы). В результате чего он превратился, по сути, в универсальную боевую машину, способную выполнять, в зависимости от боевой обстановки, тактическую роль и танка, и БТР, и БМП.

И что же мы имеем в итоге? Получается, что самый массовый вид бронетехники XXI века – это бронеавтомобиль!

БМП «прорыва» стала не столь актуальна. Методы ведения вооруженной борьбы, используемые средства, зависят от целого ряда факторов. Стремление к некоей универсальности не отвечает потребностям войны. Для решения конкретных задач необходима специализированная техника. Достаточно универсальные БТР Второй Мировой войны (на них устанавливались пушки, зенитные установки и т.д.), в послевоенный период эволюционировали до БМП, БМТВ. Усиление противотанковых средств привело к появлению тяжелых БМП, БТР (I, см. рисунок). А решение конкретных задач в Ираке и Афганистане сделало востребованными бронемашины (II, там же).

Поэтому вообще сложно говорить о том, какой должна быть броня пехоты. Скорее всего, говорить об облике БМП, необходимо в контексте подходов к ведению боевых действий вообще. Сегодня БМП является частью боевой системы. Все зависит от того, какое место она занимает в этой системе.

Еще до непосредственного боевого столкновения бронетехника будет уничтожаться авиацией и артиллерией в местах сосредоточения и на марше, подрываться на минных полях, выходить из строя вследствие неполадок и т.д. Поэтому, чтобы боевая машина могла реализовать свой потенциал, она должна быть поддержана артиллерией, прикрыта с воздуха, обеспечена разведданными и т.д. и т.п.

Во время войны бронетехника должна быть защищена на всех этапах.

Район сосредоточения

Марш

Бой

Маскировка
ПВО
Контрбатарейная борьба
РЭБ

Маскировка
ПВО
Контрбатарейная борьба
РЭБ
Экраны от высокоточного оружия.
Инженерно-саперное обеспечение

Средства активной и пассивной защиты
Поддержка артиллерией (уничтожение ПТС и их расчетов)
ПВО
Использование дымовых завес и т.д.

Чтобы не запутаться в формулировках и определениях, можно взять за основу следующее:

1. есть БТР (гусеничный, колесный, плавающий или нет, тяжелый либо легкий).

2. есть танк (легкий, тяжелый, плавающий, колесный (БМТВ))

3. все остальное – это их различные комбинации. И в зависимости от конкретных потребностей им необходим конкретный набор качеств.

Нет смысла создавать некую универсальную боевую машину. Должна быть «тяжелая броня» для прорыва, «легкая плавающая» для разведки и охранения, для рейдов и использования морским и воздушным десантом. И, вместе с тем, нужно постараться избежать большого количества различных моделей, то есть добиваться унификации.

БМП как часть боевой системы

Как уже говорилось выше, в условиях современных боевых действий БМП еще до выхода на рубеж атаки будет подвергаться огневому воздействию противника (в местах сосредоточения, на марше), авиацией, боевыми вертолетами, артиллерией (высокоточными и кассетными боеприпасами). Противник будет минировать местность, в том числе дистанционно.

Как показала война в Ираке, в условиях информационного превосходства одной стороны БМП противника будут уничтожаться как в полигонных условиях. Если все же БМП выйдет на рубеж боевого столкновения, ее живучесть и эффективность будет зависеть от грамотной тактики ее применения, взаимодействия с танками и артиллерией, наличием качественных прицелов, приборов ночного видения, профессиональной подготовки экипажей.

Во второй иракской войне, американцы использовали гораздо меньше бронетехники, добившись ее эффективного использования, в том числе за счет информационного превосходства. Авиация, конечно же сыграла большую роль, но по мнению специалистов ее роль в уничтожении бронетехники преувеличена. Американцам удавалось навязывать бой в выгодных для себя условиях (ночью, на больших дальностях, используя преимущества прицельных приспособлений). БМП не подставлялись под огонь РПГ.

Иракская артиллерия, отставая в средствах разведки, и подавленная в контрбатарейной борьбе, практически не оказала поддержки своим войскам.

В тоге можно сделать вывод, что в настоящее время необходимо сосредоточить усилия на развитии средств боевого управления, разведки, РЭБ, улучшения прицелов и боеприпасов. Разработать способы применения БМП, как части боевой системы, позволяющей с наибольшей пользой использовать сильные стороны и свести на нет слабые.

Вот цитата из статьи «Тактические уроки двух последних войн Ирака для общевойскового командира» о тактике американцев в Ираке: «Принципиальная схема атаки была не в том, чтобы, подавив огонь противника, сблизиться с его позициями и уничтожить противника в ближнем бою за счет количественного и огневого превосходства в месте сосредоточения основных усилий. Основная идея – вызвать огонь иракцев на подразделение-приманку, чтобы с безопасного расстояния уничтожать появляющиеся огневые точки.»

«БМП двигались позади танков, на дистанции около 1000 метров. Они обстреливали местность вокруг танков и стреляли по самим танкам, не позволяя противотанковым группам иракцев подбираться к танкам на близкое расстояние и вести по танкам огонь из РПГ, а также пресекая попытки забраться на танки и вывести их из строя подручными средствами.»

Для прорыва обороны, наверное нужны и другие подходы и другая бронетехника. Тогда схема атаки будет другая:

Авиация и артиллерия уничтожают и подавляют цели.

Тяжелые БТР под прикрытием огневого вала (или дымовой завесы), врываются на опорный пункт противника.

САУ подавляют цели прямой наводкой.

Пехота осуществляет «зачистку».

То есть, все боевые действия должны вестись в соответствии с законом военного строительства. Для решения конкретной проблемы нужен специальный инструмент.

В случае же с иракцами, помимо технического отставания, которое можно было в определенной степени компенсировать тактической грамотностью, им не хватило элементарной выучки и желания сражаться.

В качестве классического примера современной западной БМП (Infantry Fighting Vehicle) можно привести американскую машину M2 «Bradley»:

Создана в 1970-х годах под влиянием советской БМП-1 и германской «Мардер» в качестве более защищённой и лучше вооружённой альтернативы бронетранспортёрам M113.

Боевая масса, тонн:

- модификация M2A1 – 22,8

- модификация М2А3 – 36,9

С момента принятия на вооружение в 1981 году M2 «Bradley» несколько раз подвергалась модернизациям для поддержания высокого боевого уровня и продления срока службы.

ОТВАГА