Русское Движение

Европейский марш-бросок на Кавказ

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Европейский Союз на фоне обостряющихся внутри него экономических проблем не оставляет попыток расширить зону своего влияния на постсоветское пространство, в том числе на Южный Кавказ. 29-30 сентября в Варшаве состоится саммит «Восточного партнерства», в программу которого помимо Украины, Белоруссии, Молдовы включены Грузия, Армения и Азербайджан. 6-7 октября Ереван, Баку и Тбилиси посетит Николя Саркози, вокруг поездки которого уже подогреваются страсти.

Формально инициаторами принятия программы «Восточного партнерства» стали в свое время Польша и Швеция при содействии США. Под запуск проекта раздавались щедрые обещания, многие из которых так и остались обещаниями. Ещё в ходе «подготовительного» визита на Южный Кавказ Президента Польши Б. Коморовского в июле 2011 г. широко обсуждалась готовность руководителей южно-кавказских государств по достоинству оценить усилия Варшавы, стремящейся, при всей слабости её экономических позиций в регионе, играть стратегическую роль на геополитической дуге от Балтики до Каспия. Не скупится на многообещающие, хотя и расплывчатые посулы и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. По его словам, «Восточное партнерство» как элемент евроинтеграции - это яркое проявление солидарности, принятия на себя Евросоюзом долгосрочных обязательств по отношению к странам Южного Кавказа. Данная программа, по Бильдту, ставит «восточных партнеров» на первое место в европейской повестке дня.

Рост внешнеполитической активности Саркози, подтвердившего в ливийских событиях репутацию проамериканского деятеля, показывает, что США и их союзники всерьез нацелились на передел вслед за Ближним Востоком постсоветского пространства. Вполне очевидно, что США не оставили планов расширения своего присутствия во внутренних районах Евразии, игнорируя интересы России практически по всем направлениям. Задачи, которые будет решать Саркози в своей поездке по Закавказью, интерпретируются преимущественно в антироссийском ключе...

Подготовка к варшавскому саммиту «Восточного партнерства» совпала с активизацией европейских структур на ниве урегулирования региональных конфликтов, в частности нагорно-карабахского. Итогом кулуарной борьбы в европейских политических кругах стало назначение новым специальным представителем Евросоюза по Южному Кавказу и грузинскому кризису французского представителя Филиппа Лефора (поначалу назначение француза было вовсе не очевидно). В 2004-2007 гг. Лефор служил послом Франции в Грузии, затем занимал пост директора департамента МИД Франции по континентальной Европе. Новый спецпредставитель, хорошо знакомый с обстановкой (в том числе с наиболее деликатными сюжетами региональной политики) с энтузиазмом взялся за дело, поочерёдно нанося визиты в Баку, Ереван, Тбилиси и Москву. Евросоюз, по словам Лефора, стремится «увеличить свою вовлеченность в процессы на Южном Кавказе, в частности, помочь сторонам конфликта», чему, дескать, будет способствовать европейский опыт. В фокусе внимания Филиппа Лефора находится, помимо нагорно-карабахского вопроса, и ситуация на территориях, прилегающих к границам Грузии с республиками Южная Осетия и Абхазия.

В последнее время стала распространяться информация о том, что функция ведущего посредника в рамках Минской группы ОБСЕ может перейти от Д.Медведева к Н.Саркози. В качестве предлога «кивают» на отсутствие результатов на встрече в Казани (1). А в начале сентября французская компания Total объявила об обнаружении крупных запасов природного газа и конденсата на месторождении «Абшерон» в азербайджанском секторе Каспийского моря, что, в случае подтверждения информации, сразу повысит шансы проекта «Набукко». Таким образом, намерения Парижа стать влиятельным игроком на Кавказе подкрепляются и на дипломатическом поприще, и проектами в сфере энергетики.

Пока же европейские дипломаты работают на разогрев ожиданий. По Армении, например, вбрасывается информация о форсированном подписании между Ереваном и Брюсселем соглашения об ассоциации, предусматривающего облегчение визового режима и создание в перспективе зоны свободной торговли. Углубление партнёрства с ЕС должно поставить для Армении вопрос о повышении «уровня экономической и военной суверенности» от России. Карл Бильдт выказывает возросшую заинтересованность Брюсселя в отношении и Армении, и Азербайджана, заявляя о стремлении «поощрять» обе стороны «к поиску мирного решения» и поддержке усилий Минской группы ОБСЕ. По его словам, стороны должны воздерживаться от агрессивной риторики, а ЕС должен «продемонстрировать населению в регионе, что мирным путем можно достичь многих преимуществ».

Как видим, эти заявления европейских дипломатов конкретикой не отличаются, да и понятно, что в ближайшее время у Европы вряд ли появятся новые возможности решения самого взрывоопасного из закавказских конфликтов. Активизация Запада на карабахском направлении дополняется подталкиванием к диалогу между властью и оппозицией в Армении. По мнению экспертов, этот «диалог», при восприимчивости обеих его сторон к аргументам европейских и американских партнёров, должен стать инструментом ослабления влияния России на Армению. А если российско-армянский военно-политический союз удастся всё-таки поставить под сомнение, последствия будут очень серьезными. И никакое «Восточное партнерство», идеологи которого в общении с Баку и Ереваном демонстрируют лицемерно «политкорректный» подход, в случае обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха, не поможет…

Представители азербайджанских НПО уже выступили с предложениями по развитию гражданского общества, адресованными саммиту «Восточного партнёрства». Надежды на помощь «цивилизованного мира» в диалоге с собственными правительствами наверняка будут также у их грузинских и армянских коллег. Однако ожидать, что западные политические проектанты будут действовать на Кавказе, чтобы вывести народы «из мрака к свету», было бы по меньшей мере наивным. Ведь весь предшествующий 20-летний период бурного освоения Западом постсоветского пространства сопровождался процессами социально-экономической деградации на фоне процветания относительно небольших элитных групп.

Американские и европейские инициативы жестко ориентированы на извлечение вполне конкретных выгод, а выделяемые под ту или иную программу средства прежде всего должны принести дивиденды самим спонсорам. Руководитель Центра европейских исследований Ереванского Государственного Университета Артур Казинян обращает внимание на то, что только в мае состоялось пять-шесть визитов высокопоставленных представителей ЕС в Армению: «В первую очередь, это было обусловлено тем, что Европейский Союз официально разработал и включил в свои возможности программу “Южный Коридор” – проект, который предусматривает создать сухопутную связь между Востоком и Западом. Это связано с тем, что в результате украинского газового конфликта получилось так, что российский транзит стал ненадежным, украинский – также, и Европейский Союз тем самым был вынужден думать в направлении диверсификации энергетики. И с этой точки зрения наиболее оптимальным стал маршрут через Южный Кавказ» (2).

Интересы европейцев в регионе всегда были связаны с так называемой «энергетической безопасностью» - достаточно вспомнить события 1917 – 1918 гг. на Кавказе. (3) Вот и сейчас, в начале XXI века, «альтернативные» трубопроводы и «коридоры» рассматриваются в качестве средства воспрепятствовать интеграции постсоветских государств. Запад хочет не только расширить политическое влияние на постсоветском пространстве, но и взять под контроль все значимые экономические проекты в странах бывшего СССР. Экспансия идёт сразу по нескольким направлениям: политические проекты США и их союзников поддерживаются военной машиной НАТО, а несговорчивым или просто вовремя не сориентировавшимся лидерам предлагается подумать над судьбой Слободана Милошевича, Саддама Хусейна, Хосни Мубарака, Муаммара Каддафи.... В результате ценой относительно небольших затрат завоёвываются новые позиции в стратегически важных районах, которые в свою очередь становятся опорными пунктами дальнейшей экспансии. «Дальнейшее» - это Россия, но прежде всего Иран, который неизбежно станет следующим после Ливии и Сирии. Пересыхание озера Урмия на стыке восточного Ирана и западного Азербайджана уже используется как повод для массовых протестов азербайджанцев, и этим протестам придаётся характер национального движения с требованиями смены режима в Иране…

В то же время любое действие, как известно, рождает противодействие. В своем стремлении поставить под контроль глубинные районы Евразии евро-атлантический Запад неизбежно натолкнётся на сопротивление не только России, но и других держав, всё более твёрдо заявляющих о своих интересах на мировой арене.

(1) См., напр.: Арешев А. Карабах: что ждать от встречи в Казани? // http://ria.ru/analytics/20110624/392577411.html

(2) Мы должны заставить Россию уважать наш интерес // http://www.1in.am/rus/armenia_interview_9639.html

(3) См. напр.: Волхонский М., Муханов В. По следам Азербайджанской Демократической Республики. М. 2007.

Андрей АРЕШЕВ, fondsk.ru