«Нужно создать гражданина…»
Международная конференция «Реформы П. А. Столыпина: история и современность», прошедшая в Киеве 17-18 сентября 2011 года, вполне может быть отнесена к успешным. И по тональности выступлений, и по выводам, и по перечню мероприятий, проведенных в ее рамках. Закончилась она открытием мемориальной доски на «доме Маковского», клинике, где 100 лет назад и скончался российский премьер Петр Столыпин. А утром того же дня на могилу Петра Аркадиевича премьер-министр Украины Николай Азаров не просто возложил цветы, но и подтвердил: «…100 лет прошло, а проблемы остались те же. Пора их решать»…
В первую очередь, по словам Азарова, это касается судьбы земли. Украинской и, разумеется, русской. «…Безусловно, можно проводить параллели с теми реформами, которые сейчас происходят у нас. …Сейчас перед нами стоит задача сделать так, чтобы на земле появился хозяин, который будет думать о плодородии земли, о том, чтобы от земли была эффективная отдача, чтобы она кормила не только его, но и страну и государство».
Вот в этом прикладном, прагматичном и направленном в будущее, а не только исторически ретроспективном, «некрофильском» характере – и вся ценность конференции. И в России, и в Украине любят проливать слезы над убиенными. Особенно чрез 100 или 200 лет, когда совсем безопасно признаваться убитому в любви и можно выпить и закусить в память о нем. В Киеве же говорили об актуальности деяний Столыпина, его реформ, начатых, принесших свои плоды, но так и не завершенных, прерванных пулей убийцы. И о том, что начатое им надо доделать и сегодня. Для общей пользы. Всего постсоветского, и не только, пространства.
«Мы стоим на том же рубеже». И Россия, и Украина в последние годы только то и делают, что говорят о реформах. Сейчас вот параллельно заговорили о том, что вся суть реформ – в модернизации. Не только экономики, но и всех остальных сфер жизни страны и общества. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, представлявший Столыпина в телепрограмме «Имя России», напомнил о том, что являла собой Российская империя в 1906 году, когда бразды правления в ее правительстве получил его герой. Слабая власть и тысячи ни в чем не повинных убитых руками революционных террористов и просто бандитов. Городовой – самая опасная профессия: его могут убить в любой момент. Но так же и по той же причине опасно быть губернатором и министром. Падение авторитета власти и коррупция во всех ее органах. Поражение в русско-японской войне и либералы, которые поздравляют с ней… японского микадо (императора) своим телеграммами. Дефицит госбюджета и ощущение финансового банкротства. Отток капиталов за рубеж и сепаратизм окраин и регионов. Духовный кризис и падение нравов. Растущий алкоголизм и снижение рождаемости. Неверие в свою страну и эмиграция. Бесправие и граждан и безысходность жизни как главное самоощущение…
«Нет воли жить, и нет надежды на лучшее. Что нам незнакомо сегодня? Мы стоим на том же рубеже», – подытожил Михалков. О том же, только в отношении Украины, говорили в рамках конференции министр науки и образования Дмитрий Табачник, глава Государственного агентства по науке, инновациям и информатизации Украины Владимир Семиноженко, председатель Украинского института национальной памяти Валерий Солдатенко. Последний вообще отметил, что заслуга Столыпина в том, что он из всех вариантов реформ, которые есть всегда, выбрал самый правильный. И в этом ему надо подражать, не изобретая заново велосипед.
В Киеве же говорили об актуальности деяний Столыпина, его реформ, начатых, принесших свои плоды, но так и не завершенных, прерванных пулей убийцы. И о том, что начатое им надо доделать и сегодня. Для общей пользы
Об этом же участникам конференции сказал в своем приветственном слове, зачитанном послом России в Украине Михаилом Зурабовым, премьер России Владимир Путин. По словам Путина, модернизация и повышение жизненного уровня людей – это то, что обязательно нужно взять из наследия Столыпина. А первый замглавы Совета Федерации России Александр Торшин отметил актуальность личности убитого премьера еще и в том, что он – пример для нынешних чиновников. По мнению Торшина, Столыпин прошел путь от простого мелкого чиновника до губернатора, а потом и до премьера и реформатора всероссийского масштаба, показав всем, как нужно служить своей Отчизне, в которой люди чиновников ненавидят и презирают. И правильно делают, ибо чиновники по масштабам чинимого беспредела сравнялись с двумя традиционными бедами России – дураками и дорогами. В Украине, увы, та же картина. И тут можно только спорить, кто больше презирает своих чиновников, жадно набивающих свои карманы на госслужбе и думающих только о своей мошне, – украинцы или россияне…
«Революция ради эволюции». Михалков отметил актуальность и методов деятельности Столыпина, который начал с наведения порядка в империи – с восстановления вертикали власти и управляемости страной. По словам режиссера, Столыпин делал революцию сверху в надежде на эволюцию снизу. «Если не будет эволюции снизу, то будет революция. Тоже снизу, а это страшно. Эволюции снизу в России не произошло, и что было потом страшное и кровавое, мы все знаем».
Методы премьера по обузданию революционного движения Михалков так и назвал «организованным террором государства против неорганизованного террора революционеров», «вооруженной эволюцией для защиты от вооруженной революции». И Столыпин действительно не только вешал и расстреливал пойманных с оружием в руках поклонников революции. Он сочетал жесткие методы подавления с предоставлением людям возможности занять себя чем-то иным, кроме бомбометания в представителей власти. По замыслу Столыпина, люди должны работать на себя, а государство должно, просто обязано защищать их в этих начинаниях.
О губительности и бессмысленности революций в истории любого государства говорил в своем докладе и первый зампредседателя Государственной архивной службы Украины Виктор Воронин. По его словам, Столыпин и боролся с внешними и внутренними бесами, отстаивал внутренний мир как фон для преобразования и вообще для жизни общества, противопоставлял национальные традиции глобалистскому хаосу. «Бесы» это понимали, и потому Столыпин заплатил за такие свои реформы смертью…
По мнению же руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира телеведущего «Первого канала» Максима Шевченко, свидетельством незавершенности реформ Столыпина и явились последующие русские революции. Как закономерный процесс разложения властей, а за ними и всего российского общества начала ХХ века. Шевченко напомнил всем, что и вождь одной из русских революций – социалистической, октябрьской – Владимир Ленин тоже ненавидел Столыпина, ибо видел в нем последнюю возможность царизма упрочить свое положение, создать свою собственную социальную базу в виде экономически самостоятельного населения и спастись.
Владимир Ленин тоже ненавидел Столыпина, ибо видел в нем последнюю возможность царизма упрочить свое положение, создать свою собственную социальную базу в виде экономически самостоятельного населения и спастись
И тут тоже нечего опровергать. Для Украины, пережившей, кроме революций 1917 года, еще о «оранжевую революцию» 2004 года, должно быть особенно понятно, как губительны массовые социальные встряски в интересах политиканов и борцов за власть…
«Второй после Невского». Практически все докладчики на конференции отметили актуальность попыток Столыпина развивать в интересах России ее восточную часть. И Торшин, и Михалков, и Шевченко говорили, что Столыпин не случайно в программе «Имя России» занял второе место вслед за князем Александром Невским. Ибо он продолжил провидческие, особенно актуальные сейчас взгляды князя, который отверг притязания Запада и его предложения о защите, а выбрал Восток. По словам Михалкова, Невскому пришлось платить дань татарам, но он все равно не пошел под Запад. И оказался прав: сегодня западная цивилизация загнивает и медленно умирает, а Восток поднимается во всей своей красе и новой силе.
И Россия, простирающая свои территории на двух частях света – Европе и Азии, может стать связующим звеном между старым и новым. А экономическое движение в восточном направлении – в Сибирь, на Дальний Восток начал именно Столыпин, стимулируя переселение туда хозяйственно активных граждан из перенаселенной европейской части империи. «Не обойтись без переселения и сейчас», – уверен Торшин. «Либо вести Восток за собой и заставить его работать на себя, либо стать его ведомым. Третьего пути у России нет», – вторил ему и Михалков. А Шевченко по этой же причине – будущей гегемонии развивающегося Востока над загнивающим Западом – вообще предложил украинцам «вернуть себе Россию» и бездумно не стремиться туда, где все отмирает. «Нет альтернативы движению украинцев на Восток, к России. Только так мы можем уравновесить азиатское влияние», – резюмировал Шевченко.
Но Украина сегодня выбирает западную евроинтеграцию. И перспектива ли это для нее или новый вызов, предсказанный еще Столыпиным, покажет только время. Если покажет…
«Лучше не начинать…». Президент Фонда изучения наследия Столыпина Павел Пожигайло акцентировал внимание на том, что не надо зацикливаться на одной только аграрной реформе Столыпина, вторично освободившей крестьян империи от последствий крепостного права, давшей им землю и превратившей самых активных из них в хозяев-собственников. По его мнению, важно помнить, что, во-первых, столыпинские реформы проводились системно. Они затронули все сферы жизни общества – образование, местное самоуправление, армию и флот, судебную систему, межнациональные, религиозные и социальные отношения между классами и разными национальностями, равные возможности для развития, попадания во власть, хозяйствования на основе неприкосновенной частной собственности.Столпыин понимал, что приход крупных капиталов в торговлю землей приведет к ее скупке и лишит работы крестьян, из которых он создавал класс хозяев-собственников, опору страны и трона
Во-вторых, реформирование проводились последовательно. По словам Пожигайло, Столыпин понимал, что не проводить реформы так же губительно, как и проводить их непоследовательно, рывками, и несистемно. А посол Зурабов напомнил, что Столыпин через более чем 40 лет фактически продолжил то, что начинал еще император Александр II «Освободитель». И не исключено, что разорванность реформ во времени, их незавершенность и сопротивление противников привели к тому, что оба реформатора закончил плачевно – их убили…
В-третьих, Столыпин во многих случаях смог поставить на службу реформ все мощь государства и его «хозяина» – императора Николая II, заставить чиновников работать на реформы. В частности, в рамках той же аграрной реформы созданный Крестьянский банк строго следил за тем, чтобы крестьяне, получившие деньги на землю, использовали их по назначению, а не, приобретя наделы, сразу начинали ими торговать. Столпыин понимал, что приход крупных капиталов в торговлю землей приведет к ее скупке и лишит работы крестьян, из которых он создавал класс хозяев-собственников, опору страны и трона.
Чем не урок для Украины, которая тоже стоит на пороге превращения земли в товар, а у ее ворот уже столпились денежные мешки, готовые за бесценок скупить сельскохозяйственные угодья и изгнать с них потенциальных хозяев, у которых нет таких шальных и огромных спекулятивных капиталов?
В Украине на теоретическом уровне этот момент, похоже, понимают. Во всяком случае, Семиноженко, выступая на столыпинской конференции, заявил, что успех реформ зависит от того, являются ли союзниками три их «агента» – государственная власть, общество и хозяйствующие субъекты. «Если они не союзники, то нет и реформ», – был краток украинский чиновник. Но ведь это, увы, только слова. Они зачастую – суть звук пустой, смолкающий при шелесте валюты…
«Русский крест». Практически все умные участники конференции отмечали главную и вечную ценность столыпинских реформ – ответ на вопрос не «как?», а «зачем?». Петр Аркадиевич говорил, что сначала нужно создать гражданина, а потом требовать от него гражданственности. И бескорыстного служения Отечеству, любви к нему.
«Русский крест»: жесткая и ответственная вертикаль власти, которую пересекает горизонталь развитого, самостоятельного гражданского общества, осмысливающего и понимающего свои интересы и свою роль в жизни государства
Режиссер Михалков вообще предложил некий визуальный, очень точный и наполненный высоким философским смыслом образ построения России по Столыпину и после него, сейчас. Это некий «русский крест»: жесткая и ответственная вертикаль власти, которую пересекает горизонталь развитого, самостоятельного гражданского общества, осмысливающего и понимающего свои интересы и свою роль в жизни государства.
Вот все реформы Столыпина по существу и были призваны создать в России то, что сегодня называют «средним классом». То есть слоем хозяев-собственников, сознательных граждан, которые понимают свои интересы, имеют собственность и которым поэтому есть что терять при дестабилизации или социальных волнениях, разрушающих привычный образ жизни. Для этого Петр Аркадиевич и реформировал экономику, создавал социальные лифты для активных и деятельных граждан, защищал их всей мощью государственного аппарата и политической волей его руководителей. Столыпин реформировал не только отношения, но и ментальность граждан, понимая, что без духовного и осознанного осмысления преобразований их участниками земля – только место, территория, где что-то происходит необычное и новое по чужой воле. Он хотел внедрить в сознание россиян то, что сегодня некоторые называют «просвещенным консерватизмом в сочетании с просвещенным патриотизмом».
Вряд ли Столыпин так точно говорил. Но он так делал. И результат его шестилетних реформ очевиден: уже после его смерти, к 1913 году. Россия занимала первое место в мире по темпам экономического роста, ее экономика стала третьей на планете, и она завалила весь мир своим зерном и продукцией. А линкоры, построенные на флоте еще при Столыпине, потом служили еще и при СССР, который не сподобился построить ни одного…
После конференции, тем не менее, осталось и некое двойственное послевкусие. Во-первых, очень уж символично, что Столыпина убили в Киеве и тут начали сворачивать часть его преобразований. После того не одна реформа, провозглашенная именно в Киеве, почила в Бозе. Сейчас украинские власти опять говорят о реформах, и очень не хотелось бы негативных исторических параллелей и ассоциаций…
Во-вторых, следующий всплеск интереса к Столыпину гарантированно намечается на апрель будущего года, когда будут отмечать 150-летие со дня его рождения. К этому моменту, например, у здания российского правительства в Москве должен появиться памятник премьеру-реформатору, первый камень в который заложили в присутствии нынешнего главы Белого дома Владимира Путина. Уверен: появится пара музеев Столыпина, возможно, отреставрируют дома, где он жил, проведут несколько конференций, похожих на киевскую, но уже не в Киеве…
…И невольно возникает вопрос: а надо ли это Столыпину? Ведь он говорил о другом: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Украинцам так же важна если и не великая, то нормальная Украина. Он просил 20 лет, чтобы никто не узнал Россию. Ему не дали. А кто не дает сейчас?..
Владимир Скачко