Итак, Петр Порошенко избран президентом Украины в первом туре. Внутриэлитного раскола не произошло - электоральная поддержка Юлии Тимошенко оказалась слишком низкой. Кремль всё ещё полагает, что возможен компромисс - "возобновление после президентских выборов на Украине "активной фазы" спецоперации, которую киевские власти проводят на Юго-Востоке страны, будет колоссальной ошибкой. Москва надеется, что Петр Порошенко сделает все для недопущения возобладания радикальных и экстремистских настроений в Киеве по отношению к Юго-Востоку".
Плохая новость номер один состоит в том, что компромисса не будет. Украинская экономика - это набор дисбалансов, при этом экстремально дифференцированных географически.
В 2012-м импорт превзошёл экспорт на $15,848 млрд., в 2013-м на $8,475,8 млрд., при этом правительство Азарова предполагало, что в 2014-м отрицательное сальдо снова вырастет до $14,61 млрд. - ибо "пауза" 2012-го была связана почти исключительно с креативным подходом Киева к вопросам газовой торговли. Прогноз нынешнего кабинета - $12,6 млрд., при этом он исходит из того, что экспорт снизится лишь на 3,1%. Вряд ли стоит уточнять, что прогнозы, исходящие от "обновлённого" украинского кабмина, мягко говоря, грешат безудержным оптимизмом.
Украинский дефицит торгового баланса имеет примечательную географию. Дефицит торгового баланса Киева в 2011-2013-м стабильно составлял более $12 млрд., добравшись в прошлом году до $13,592 млрд. (столица потребляла всё больше, всё меньше производя). До кризиса ситуация была ровно такой же - так, в 2006-м отрицательное сальдо составило $13,1747 млрд. Примечательна не только абсолютная цифра, но и соотношение экспорта и импорта: если первый составил $16,1541 млрд., то второй - $29,7461 млрд. Иными словами, ввоз превзошёл вывоз в 1,84 раза (в 2006-м - 3,995 раза). При этом доля импорта на киевском потребительском рынке колоссальна - так, по непродовольственным товарам она достигла 62,4% ещё в "скромном" 2011-м.
Практически та же ситуация традиционно характерна для всей остальной "правильной" Украины - так, в 2006-м импорт Львовской области превысил экспорт в 1,39 раза. Эта ситуация, кроме всего прочего, объясняет поразительное отсутствие понимания связи между производством и потреблением у "правильных" украинцев.
Экспортируемые Киевом доллары имеют вполне определённое происхождение. В 2011-м одна только Донецкая область экспортировала на $12,3045 млрд. больше, чем импортировала (экспорт $17,2896, импорт $5,0358, разница - 3,43 раза). Иными словами, Донецк оплатил импорт Киева. По сути, вся украинская экономическая и политическая модель - это идеальный финансовый насос, перекачивающий восточное производство в киевское и западноукраинское потребление. Отсюда крайний унитаризм (украинские области в некоторых отношениях имеют меньше прав, чем российские муниципалитеты) и истеричные реакции властей и "общественности" на любые федералистские тенденции.
При этом своеобразное разделение труда, когда одни работают, а другие едят, формирует специфичную психологию. Чорновол: "В демократической Украине каждый настоящий патриот будет иметь рабов. Пусть ледащая быдлота работает, так как москаль - не человек... Он может жить только ради работы на настоящего хозяина украинца. Не захочет собаке собачья смерть! Москаль должен добросовестной работой довести свое право жить среди нас". Это же отношение проецируется на Россию.
Однако за 2011-м наступил 2012-й. Конъюнктура на рынках угля и стали начала ухудшаться. При этом хронически недоинвестированная донецкая промышленность становилась всё менее конкурентоспособной - в 2012-м положительное сальдо снизилось до $9,8 млрд., в 2013-м - до $6,3 млрд.. "Насос" стал работать с перебоями и "правильная" Украина озаботилась поисками золотого унитаза.
Теперь можно оценить, что произойдёт с украинской экономикой в случае отделения "дотационного" Донбасса. Дефицит торгового баланса вырастет минимум до $18,9 млрд., что с лихвой перекроет ВСЮ финансовую помощь от ВСЕХ "доноров" (МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, ЕС и США), обещанную на 2014-й - $17,5 млрд. вместе с уже полученным траншем. Между тем, Украине предстоят выплаты по внешнему долгу: на конец февраля только по линии министерства финансов и НБУ было намечено выплатить в 2014-м $7,009 млрд., а всего государству и корпорациям, по оценке МВФ, понадобится $14 млрд -$18 млрд. При этом резервы НБУ перед получением транша МВФ ОФИЦИАЛЬНО составляли $14,255 млрд., а количество живых денег в них представляло собой нетривиальный вопрос. Иными словами, в случае сецессии Донецка и Луганска экономику Украины не спасёт уже ничто, и дальнейший распад будет неизбежен. Большой Донбасс, в отличии от Крыма - это действительно ключевой элемент Украины как она есть; достаточно его "выдернуть", и необратимый процесс обрушения "конструкции" будет запущен. То, что в Донбассе находится последняя надежда Киева уйти от газовой зависимости от России (месторождения сланцевого газа), на этом фоне выглядит мелочью.
Впрочем, не только сецессия, но сколько-нибудь реальная федерализация - это очень значительное снижение уровня потребления в западно-центральных областях, и катастрофическое - в Киеве, который банально слишком велик для бедной страны. Смена режима и попытка реванша под ультранационалистическими лозунгами в этом случае выглядят почти неизбежными.
Иными словами, киевские власти могут обещать всё что угодно, потом они всё равно будут вешать. Договариваться с ними бесполезно - это лишь даёт им время на то, чтобы нарастить боеспособность армии до сколько-нибудь приемлемых величин (военный бюджет в очередной раз увеличен за счёт урезания социальных расходов и субсидий аграрному сектору), разложить мятежные регионы изнутри (Ахметов и К менее всего спонсоры "сепаратизма", как это ещё недавно утверждала украинская пропаганда), придать вторжению более или менее легитимный характер.
Это обыкновенный фашизм. Ярослав Корец, украинский пиарщик: "Но повторюсь, Донбасс уважает язык силы. И если Порошенко не будет вести себя как мямля Ющенко... голос Донбасса станет на порядок тише. Ведь смирение, это отличительная черта в моих земляках. Смирение для них разновидность гордости, в этом их слабость, но также и сила".
Плохая новость номер два состоит в том, что горсть ополченцев со стрелковым оружием не может противостоять армии с тяжёлым вооружением (интенсивность применения которого увеличивается прямо пропорционально степени удаления российских войск от границы, при этом унаследованные от СССР запасы боеприпасов составляют минимум 1,5 млн. тонн), даже если это украинская армия. Тем более у крайне ограниченного в силах ополчения нет возможности противостоять терроризирующим набегам всевозможных банд на всей территории Новороссии или блокаде (почти полумиллионная луганская агломерация уже фактически в ней).
Для сравнения, чеченские вооружённые формирования на момент начала боевых действий располагали 42 танками и 108 единицами другой бронетехники, 75 противотанковыми ракетными комплексами и не менее чем 740 снарядам к ним, более чем 40 тыс. единиц стрелкового оружия. Насыщенность противотанковыми и подствольными гранатомётами у подразделений боевиков была выше, чем у федеральных войск. Приток оружия был постоянным на всём протяжении чеченских войн, ежегодный бюджет "Ичкерии" в начале нулевых составлял порядка $100 млн. Новороссии защищаться практически нечем, а помощь - даже гуманитарная - со стороны России фактически сводится к нулю.
Плохая новость номер три состоит в том, что западные "партнёры" вполне официально дали украинским властям карт-бланш. Официальный представитель Госдепа США Джен Псаки: "Мы говорим о группе российских вооруженных боевиков, которые были агрессивными, захватывали здания и нападали на аэропорты. Поэтому украинцы имеют полное право защищать и поддерживать стабильность и порядок в своей стране". Иными словами, перед нами сценарий Сирии, Косова и Сербской Крайны - "своим" позволено абсолютно всё, вплоть до торговли органами и каннибализма.
Плохая новость номер четыре - финансирование, предоставленное Украине, вполне достаточно для маленькой победоносной войны. Как было упомянуто выше, западная помощь только в этом году составит $17,5 млрд. При этом уже по состоянию на середину месяца Украина располагала 10 млрд. кубометров газа (треть годовой потребности в газовом импорте) и продолжала интенсивный отбор - что позволяет "экономить" на газовых расходах. "Антитеррористическая" операция пока обошлась Киеву в $147 млн. - иными словами, воевать он может относительно долго. Мнение о том, что при применении тяжёлого вооружения затраты вырастут "в десятки раз", к сожалению, ни на чём не основано - у украинской армии проблемы с утилизацией снарядов, а не с их количеством.
Плохая новость номер пять - есть уже реализующаяся опасность, что события пойдут по "руандийскому" сценарию. Одесса и Мариуполь отнюдь не были кровавой случайностью - постепенная африканизация гражданской войны имеет объективные причины.
Людоедский характер африканских конфликтов в очень большой степени связан со слабостью армии - к Югу от Сахары территорию размером с Украину зачастую пытаются контролировать несколько тысяч полуголодных, плохо обученных и недисциплинированных солдат. Очень часто слабость регулярных войск приходится компенсировать массовым набором "дешёвых" рекрутов (маргиналы, подростки, экстремисты и т.д.) в иррегулярные формирования. В итоге невозможность эффективного контроля территории "приходится" компенсировать безудержным террором, а армия мгновенно переходит на подножный корм с соответствующими последствиями для населения. При этом для того, чтобы устроить кровавую бойню невооружённому и неорганизованному населению, достаточно горсти карателей. Слабость армии, в свою очередь, определяется ограниченностью ресурсов.
Украина экономила на своей обороне два десятка лет (финансирование несколько увеличилось только при "развалившем армию" Януковиче). В итоге войска Киева напоминают даже не российскую армию 1990-х - хорошая африканская армия в стиле, например, Чада, выглядит гораздо более пристойно. Попытки сколотить суррогатные формирования в стиле национальной гвардии дают ожидаемый результат. Трофеи, достающиеся ополченцам, демонстрируют нехватку даже стрелкового вооружения - оружие часто в типично "либерийском" состоянии, на видео мелькают экзотические образцы времён Великой Отечественной. Повадки личного состава, представляющего собой пьяный сброд, тоже носят африканский характер, и это неудивительно.
Если Украина в среднем, судя по подушевому ВВП, живёт в Египте, то территории к западу от Киева - иногда мало отличаются в этом смысле от Нигерии; доля сельского населения зачастую превышает 50%. Иными словами, орды свидомых дикарей с редуцированным мозгом, заполненным дистиллированной русофобией - это естественная и неотъемлемая часть украинского политического пейзажа, и это надолго (до предела сжатая ресурсная база эффективно стимулирует ненависть к любым меньшинствам). Украина всё ещё подсознательно воспринимается как "другая Россия", но это не так.
Какая армия вырастает на такой почве, с блеском демонстрирует покойный генерал Кульчицкий (в СССР он командовал взводом). "Я сделаю все, чтобы они стали хорошими солдатами, - говорит офицер и придвигается ко мне. Ставит локти на стол и не мигая смотрит мне в глаза.- Я уже показывал им, как вас надо убивать. Скажите своему Путину, пусть выстраивает с нами дружеские отношения. А иначе мы будем отравлять вам колодцы. Мы насыплем вам какую-нибудь гадость в водопровод. Мы будем истреблять вас в сортирах. Я буду делать это. Я буду хладнокровно вас убивать. Я буду посылать бойцов, я сам не пойду". Иными словами, воевать с серьёзным противником ЭТО не может, не хочет и не будет. Раздавить с помощью авиации и тяжёлого вооружения ополченцев и утопить в крови безоружных - с этим армии либерийского типа, напротив, справляются СЛИШКОМ успешно.
Плохая новость номер восемь состоит в том, что вы не можете смотреть на то, как сотнями убивают ваших соотечественников и десятками хватают ваших сограждан просто в силу того факта, что они ваши сограждане (а украинская СБУ занимается именно этим), и не получить вполне предсказуемых внешне- и внутриполитических последствий. Усмирив Донбасс и заполучив полностью антироссийскую и абсолютно управляемую Украину практически ценой одного миллиарда долларов, просроченных сухих пайков и словоблудия, госдепартамент и лично хозяин Белого дома не будут почивать на лаврах, и ровно то же относится ко всем сателлитам США, включая новые украинские власти. Избегая противостояния, мы его всё равно получим.
Иными словами: во-первых, компромисса не будет, он экономически невозможен. Во-вторых, у нынешних украинских властей есть шансы продержаться достаточно долго - и часть необходимых для этого ресурсов мы предоставили им сами. В-третьих, избегая вмешательства, мы получим Руанду 2.0. В-четвёртых, это обойдётся нам очень дорого.
Конечно, при этом понятно, насколько нам не хочется в это верить.
Евгений Пожидаев - международный обозреватель ИА REGNUM