Русское Движение

Влились в поток

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Подписано соглашение акционеров South Stream

Газпром вместе с рядом европейских партнеров подписали соглашение акционеров компании «Южный поток». Данный газопровод должен обойти Украину с юга, тем самым избавив Россию от рисков транзита. Представитель Газпрома между тем ответил на резкую критику «Южного потока», прозвучавшую недавно от представителя Евросоюза.

 

Как и было запланировано ранее, в пятницу в рамках реализации морского участка проекта газопровода «Южный поток» состоялось подписание соглашения акционеров компании South Stream Transport между Газпромом, итальянской Eni, французской EDF и германской BASF/Wintershall.

«Пока стоимость строительства морской части «Южного потока» оценивается в 10 млрд евро»

Документ подписали глава Газпрома Алексей Миллер, глава Eni Паоло Скарони, гендиректор EDF Анри Проглио и председатель наблюдательного совета Wintershall AG Харальд Швагер. Подписание состоялось в присутствии главы правительства РФ Владимира Путина, передает «Интерфакс». EDF и BASF получат по 15% в проекте «Южный поток», доля Eni сократится до 20%, у Газпрома останется 50%.

Стало также известно, что финальное инвестрешение «Южного потока» будет принято лишь во втором полугодии 2012 года. Об этом сообщил глава Eni Паоло Скарони. «После того как мы получим финальное инвестиционное решение, мы представим его банкам, чтобы обеспечить финансирование проекта», – добавил Скарони.

Глава Eni подтвердил, что пока стоимость строительства морской части «Южного потока» оценивается в 10 млрд евро, однако после принятия окончательного инвестрешения эта цифра может быть скорректирована. Причем более трети от этой суммы – 3–4 млрд евро – будут составлять затраты на сталь.

Ранее Газпром отмечал, что стоимость строительства «Южного потока» с учетом сухопутной части может составить 15,5 млрд евро.

Эксперты объяснили, почему окончательное решение будет принято лишь во втором полугодии 2012 года. «Проекта пока нет. Во-первых, нет разрешения от Турции на проход трубопровода через ее экономическую зону в Черном море. Во-вторых, Еврокомиссия не дает этому проекту общеевропейский статус, поэтому он будет сталкиваться с трудностями финансирования», – комментирует аналитик RusEnergy Михаил Крутихин.

Действительно, основным камнем преткновения выступает Еврокомиссия, которая упорно не желает присваивать «Южному потоку» статус приоритетного в Европейском союзе, чего добивается Москва.

«Такой статус дает исключение из Третьего энергопакета. Грубо говоря, он дает разрешение акционерам энергетической компании экспортировать тот газ, который они считают нужным, а не тот, который заставит экспортировать Брюссель», – комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Отметим, что согласно Третьему энергопакету продавцы газа не должны быть одновременно собственниками и операторами распределительных сетей, по которым газ поступает к конечным потребителям. Продажей и транспортировкой газа должна заниматься не одна вертикально интегрированная компания, как, например, Газпром, а несколько независимых друг от друга, считают в Еврокомиссии.

«В этой ситуации понятно, чего опасаются акционеры South Stream Transport. Они могут построить газопровод, а потом им предложат транспортировать туркменский газ, а Европа не будет тратить деньги на проект Nabucco», – объяснил Константин Симонов.

Вместе с тем эксперт сомневается, что Третий энергопакет будет работать. «Дело в том, что там есть большая проблема. Если труба отделяется от продавца, то непонятно, на чьи деньги будет строиться газопровод. По логике сейчас должны появиться независимые компании, но их акционеры должны иметь в кармане несколько миллиардов долларов. Это крайне маловероятно, и в ЕС это плохо понимают», – подчеркнул Константин Симонов.

Чем отличаются между собой планы строительства Nabucco и «Южного потока»

К слову, у России тоже есть рычаг давления на Еврокомиссию. Дело в том, что в какой-то степени от Москвы зависит судьба строительства Транскаспийского газопровода, который должен пройти по дну Каспийского моря. Определять, кто будет строить газопроводы по дну Каспийского моря, могут только пять прибрежных государств, в том числе Россия и Иран, которые не намерены плодить конкурентов на энергетическом рынке.

Вместе с тем, как заявил зампред правления Газпрома Александр Медведев, газопроводы «Южный поток» и Nabucco не являются конкурирующими проектами.

Дело в том, что накануне подписания еврокомиссар Гюнтер Эттингер предостерег Россию от конкуренции с другими трубопроводными проектами в регионе.

«Это абсолютно безосновательно. Не подкрепленное никакой логикой заявление, потому что «Южный поток» и Nabucco – не конкурирующие проекты, у них разные цели. Мы диверсифицируем маршруты поставки российского газа по заключенным контрактам. У нас для этого есть все: у нас есть газ, у нас есть рынок, у нас есть контракты, у нас есть партнеры, которые подписали сегодня соглашение акционеров. То есть путь полностью открыт для реализации проекта», – сказал Александр Медведев.

«У них цель другая – диверсифицировать источники поставки. Но чтобы диверсифицировать источники поставок, естественно, нужно иметь газ. Мы никакого злорадства не испытываем, глядя на то, что пока источники не определены», – прокомментировал Медведев.

Представитель Газпрома уверяет, что дефицита газа в Европе не миновать. «Потенциально в Европе, если мы посчитаем потребности в газе и сложим «Северный поток», «Южный поток», украинскую систему в нынешнем даже объеме, терминалы СПГ, то все равно будет дефицит газа – если идти по разумному сценарию, связанному с выбытием атомных электростанций, сокращением выбросов СО2», – объяснил Медведев.

«Поэтому я просто удивлен и не могу понять, какие цели преследовало это заявление. Тем более что на презентации в Брюсселе Эттингер говорил совершенно другое, в том числе о придании статуса «Южному потоку», эквивалентного статусу Nabucco. И это бы было абсолютно правильно, потому что эти проекты нужны Европе», – комментирует он. «А то, что мы более успешны в нашем проекте, – что, из-за этого нас объявлять врагом Nabucco? Ну это тогда можно любой успех назвать врагом Nabucco», – удивляется менеджер Газпрома.

Как сообщает Газпром, «к настоящему моменту завершена разработка сводного технико-экономического обоснования «Южного потока», включающего в себя ТЭО морского участка, а также ТЭО национальных участков газопровода по территории стран Южной и Центральной Европы».

Базовый план реализации проекта «Южный поток» через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы предполагает заполнение почти на две трети за счет тех объемов, что в настоящее время транспортируются через Украину.

Отметим, что в день подписания соглашения между акционерами президент Украины Виктор Янукович выступил с весьма экстравагантным предложением провести газопровод «Южный поток» по территории республики.

«Южный поток» должен пойти по югу Украины по суше: этот проект намного дешевле, чем рассматриваемый сегодня «Южный поток» стоимостью 25 млрд евро. Наш будет в пять раз дешевле», – сказал Янукович, выступая на 8-й Ялтинской ежегодной встрече «Украина и мир: общие вызовы, общее будущее».

vzglyad.ru

Комментирует:

Владимир Жарихин заместитель директора Института стран СНГ

Что касается переговоров по газу, тогда в рукаве Януковича может быть только еще один вариант. Ведь Россия, по сути, сказала: мы согласны снизить цены на газ при двух вариантах - или вы вступаете в Таможенный союз, или мы с вами создаем совместное предприятие на основе вашей газотранспортной системы. Может быть, предложение Януковича о строительстве «Южного потока» через территорию Украины и является завуалированным предложением совместного пользования украинской газотранспортной системы.

Ведь когда говорят - «давайте поведем Южный поток» - речь идет о том, что Россия будет владеть этой трубой. Россия скажет: «А зачем параллельно тем трубам, которые у вас уже лежат, строить другую трубу, вы нам лучше эту отдайте, которая уже есть». Таков, я думаю, следующий шаг. Может начаться традиционный разговор, что это национальное украинское достояние.

Но у России есть возможность ответить: «Вы же не против «Южного потока, и не возражаете, чтобы он нам принадлежал на вашей территории». То есть, на мой взгляд, это предложение может стать таким многоступенчатым ходом, который позволит успокоить внутриобщественное мнение Украины и, по сути, выйти на создание совместного газового консорциума, по крайней мере, трехстороннего с Германией.