В Азове Ростовской области археологи обнаружили следы массовой резни, произошедшей за десять лет до Куликовской битвы, то есть в 1370 году. Найдено 15 черепов и человеческие кости времен междоусобицы, которая длилась в Золотой Орде более 20 лет.
Историки вступили на самую темную территорию средневековой истории Руси. Появился шанс, что хотя бы на часть вопросов ответят современные археологи, раз уж молчат древние летописи. "Одним из самых темных периодов в истории Золотой Орды считается время от смерти хана Бердибека в 1359 году до вступления на золотоордынский престол хана Токтамыша в 1380 году, — утверждал почти три десятилетия назад советский историк А. П. Григорьев. — Одной из ступеней, ведущих к реконструкции истории периода в целом, является ответ на вопросы: когда, кто и в каком из центров Золотой Орды представлял верховную власть".
Незадолго до весны 1370 года беклярбек и темник Мамай убил своего ставленника хана Абдалу и верных ему людей. Место убийства сейчас и установлено археологами.
"Когда хан Абдала, посаженный Мамаем на престол Золотой Орды ребенком, повзрослел, то пошел против "военного министра" Мамая, в руках которого находилась вся фактическая власть, и попытался править самостоятельно. Однако в борьбе за власть Мамай убил его", — сказал сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея Андрей Масловский, сообщает агентство деловой информации "Южный регион".
В то время город Азак (современный Азов) был самым крупным городом на подконтрольной хану Золотой Орды территории. "В Азаке резали всех жителей. После погрома в полусгоревшем городе уцелевшие собирали тела своих земляков и хоронили их в первые попавшиеся ямы", — рассказал собеседник агентства.
Когда письменных источников не хватает, к изучению подключаются представители смежных исторических дисциплин: специалисты по монетам, геральдике и прочее. Начиная с первой четверти 19 столетия к изучению истории Золотой Орды включились востоковеды-нумизматы, которые читали легенды на золотоордынских монетах, начертанные арабской вязью. Имена ханов, написанные по-арабски, разительно отличались от имен, начертанных в русских летописных сводах. В тюркских, арабских и персидских хрониках имена монгольских владык передавались в соответствии с языком манускрипта.
К сожалению, в отечественной историографии так и не получилось унифицировать имена некоторых монгольских ханов. Писавшие на эту тему историки каждый на свой лад транскрибировал имена одних и тех же правителей Золотой Орды. Ни к чему не привела и попытка передавать имена так, как они написаны в русских летописях. При неустоявшейся средневековой орфографии в целом, имена золотоордынских ханов передавались на письме тоже по-разному, в разных манускриптах.
Хан Абдала, как его именует сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея А. Масловский, — это Авдуля русских летописей. Процитируем А. П. Григорьева: "Большинство русских и советских историков называет его Абдуллахом. Арабское мужское имя Абдуллах имеет прозрачную этимологию — "слуга, раб божий". Произносится оно арабами и тюрками одинаково — Абдулла. Откуда же берется конечный согласный "х"? Таково традиционное написание, точнее транслитерация этого имени у русских арабистов. Поскольку в нашу задачу входит выявление правильного произношения имен золотоордынских ханов, мы от упомянутой традиции отказываемся в пользу Абдуллы".
Разобравшись с именем — расскажем краткую историю конфликта. В середине 14 века Золотая Орда была одним из самых больших государств в Евразии, она простиралась от Дуная до Оби и Иртыша, и от Ирана до Волжской Булгарии и Башкирии. Мамай никогда не был ханом, поскольку не принадлежал к прямым потомкам Чингисхана (официально быть объявленным ханом Орды могли только чингизиды), но он занимал ключевые должности беклярбека и темника.
Если темников в государственно-административном аппарате Золотой Орды насчитывалось 70, то бекляр(и)бек был вторым лицом в государстве, который распоряжался верховным судом, внешними сношениями и армией. Непосредственно беклярбеку подчинялись четыре улусбека, руководившие темниками (командующие войсками, численность которых составляла одну тьму, то есть 10 тысяч всадников, или управляющие областями, где проживало такое же число семей налогоплательщиков), каждый из которых был как гражданским, так и военным правителем определенной территории.
После смерти хана Бердибека в 1359 году, в Золотой Орде началось двадцатилетие междоусобной борьбы, которую в 1380 году прекратил хан Токтамыш. В русских источниках этот период, когда в Орде сменилось более 20 правителей, получил название "Великая замятня". Происходивший из знатного монгольского рода Кият, второе лицо государства Мамай был женат на дочери хана Бердибека. По словам арабского хрониста Ибн Халдупа, Мамай был улусным князем еще в годы правления Бердибека. Мамай стал властвовать от имени подставных лиц, принадлежавших, видимо, к потомкам Узбека.
В августе 1361 года Мамай сделал ханом одного из потомков хана Узбека, Абдуллу. Местная знать противопоставила ему свою марионетку — хана Кильдибека. Ранней осенью 1362года Мамай со своим ставленником Абдуллой выступили из Крыма (который был для Мамая чем-то вроде основной базы) и разбил войска Кельдибека. Он, однако, не был убит — что являлось крупной политической ошибкой Мамая. В те жестокие времена никаких других претендентов на престол оставлять в живых было нельзя. И скоро ему пришлось убедиться в справедливости этого закона.
Кильдибека на престоле в Сарай аль-Джедид сменил Мурид (Мюрид). Приблизительно в конце лета-начале осени 1362 года произошло сражение войск Мамая и Мурида. Мурид ушел на левобережье Волги в Сарай аль-Джедид, а Мамай остался хозяином правобережья от Крыма до Волги, и Абдулла с его помощью спокойно сел на престол в Новом Сарае в сентябре 1362 года. Власть Мамая распространялась на районы между Волгой и Доном, Северный Кавказ, Причерноморские степи и Крым, а также на территорию на левом берегу Волги, где находился Новый Сарай. А вот остальному левобережью Волги со столицей Сараем аль-Джедид не очень-то повезло — оно осталось в "заложниках" у череды непрерывно сменяющихся ханов.
Интересно, что русские князья реагировали на эту ордынскую кутерьму (кстати, данное слово происходит от татарского термина "кутерьмяк" — так называли церемонию возведения хана на престол) примерно так же, как современные россияне реагируют на постоянную смену ТСЖ в их домах — почтение выражали, но дань не платили.
Например, известный всем Дмитрий Иванович, позже прозванный Донским, имел в своем "личном сейфе" два ярлыка на Великое княжение — один от Абдуллы, другой от Мурида. Однако денег не платил ни тому, ни другому, поясняя это тем, что вы, мол, господа ханы, сначала сами разберитесь, кто из вас главный, а потом уж и финансовые претензии предъявляйте.
Власть Абдуллы под "мудрым руководством" Мамая была стабильной до того момента, когда зимой 1363 года выступивший из Гюлистана Мурид разгромил войска Мамая и прогнал Абдуллу из Нового Сарая на правый берег Волги. Об этом, в частности, свидетельствуют отчеканенные Мюридом монеты в Новом Сарае, Гюлистане и Сарае. С 1363 года в русских летописях появляется термин "Муротова орда", обозначающий ордынские земли на восток от Волги. Территория Золотой Орды к западу от Волги получает наименование "Мамаевой орды".
Дальше события, видимо, развивались следующим образом — Абдулла, под руководством того же Мамая в том же 1363 году смог взять реванш — его войска разгромили татар Мурида и отбили не только Новый Сарай, но и Сарай аль-Джеид, прогнав претендента далеко в Заволжские степи. Через полтора года Мурид, потерявший доверие своих приближенных, был убит одним из его советников. Видимо, от таких успехов у Абдуллы сделалось настоящее "головокружение", и он, недовольный тем, что Мамай фактически правит за него, попытался избавиться от опеки своего покровителя. Для этого был составлен весьма хитрый план.
С помощью лиц, недовольных самовластием Мамая, в 1368 году было "организовано" восстание населения Крыма под предводительством темника Хаджи-Черкеса. Мамай, обеспокоенный этим, с большим количеством войск отправился в Крым для того, чтобы "разобраться" с мятежником. Однако эта интрига "вышла боком" самому Абдулле — после ухода Мамая его легко вытеснил с левого берега Волги еще один претендент на престол, Улджай-Тимур. В итоге хан, потерявший обе столицы, стал "бомжом" в прямом смысле этого слова. При нем не осталось никого, кроме близких родственников и кучки оставшихся верными ему эмиров с небольшими отрядами воинов.
Тем временем Мамай, разобравшись с мятежом Хаджи-Черкеса (которого он, кстати, тоже не убил, совершив тем самым еще одну политическую ошибку — в дальнейшем, после поражения в Куликовской битве именно этот эмир подговорил жителей Каффы, то есть Феодосии убить бывшего бекляр(и)бека), видимо, понял, по чьей указке действовали новоявленные крымские сепаратисты. Узнав о бедствиях Абдуллы, он пригласил его приехать в Крым. Хан, судя по всему, принял приглашение, и в 1370 году отправился туда. Но до места не доехал и бесследно исчез в пути вместе со своей свитой.
Русские летописи сообщают о том, что в 1370 году Абдулла вдруг умер при загадочных обстоятельствах (не называя при этом место его смерти). Авторы хроник также прибавляют к рассказу о событии слухи, циркулировавших в Орде среди купцов, согласно которым, Абдулла вместе с его свитой и близкими родственниками был тайно убит по приказу Мамая. Кстати, известный отечественный историк Г. В. Веонадский считал, что это произошло где-то недалеко от "базы" Мамая, Крымского полуострова — коварный бекляр(и)бек просто заманил его в ловушку и убил. А ханом объявил малолетнего Махмуд-Булака, который и был формальным предводителем татарских войск в Куликовской битве.
pravda.ru