Складывается впечатление, что развязанная Украиной третья газовая «война» и события в Африке и на Ближнем Востоке – звенья одной цепи
Не верю! Только так, по Станиславскому, можно, с моей точки зрения, прокомментировать выступление премьер-министра Украины Николая Азарова на украинском телеканале «Интер». Без тени малейшего смущения глава правительства заявил, что газовых «войн» с Россией «никто не дождется», несмотря на все разногласия. И заверил соотечественников, что страна готова выполнять условия действующего контракта по цене на природное топливо до тех пор, пока они не будут пересмотрены.
Лукавит Николай Янович, ох как лукавит: третья газовая «война» (первая и вторая, как мы помним, были в 2006 и в 2009 гг.), по сути, была начата Украиной еще полтора года тому назад. И развивается ныне в соответствии со стандартами известной ныне американской теории сетецентрической войны, где фазе активных действий должна предшествовать агитационно-пропагандистская кампания. Сегодня эта кампания, уже апробированная НАТО на Ближнем Востоке, охватила широкое информпространство в традиционном для внешней политики «нэзалэжной» многовекторном треугольнике: Москва – Брюссель – Вашингтон. В антироссийской пропаганде практически участвует вся государственная машина. И чего же добиваются наши друзья-украинцы?
А ни много ни мало, - дешевого газа, но еще лучше – вообще, бесплатного. Это хрустальная мечта всех двадцати лет полностью зависимой от российских углеводородов независимой Украины.
Увы, за все, а прежде всего – за «нэзалэжность», надо платить. А платить совсем не хочется. И, пользуясь своим монопольным положением страны-транзитера в газотранспортных отношениях России и Европы, Украина периодически затевает некрасивые политические игры.
С прошлого года она говорит о том, что действующие газовые контракты, заключенные в 2009 г. правительством Юлии Тимошенко, необходимо пересмотреть. В апреле премьер-министр Украины Николай Азаров назвал условия действующего контракта кабальными. В мае Виктор Янукович заявил, что намерен добиться от России скидки на газ в 20%, однако Россия, дескать, до сих пор так и не пошла навстречу Украине. А земляк и ближайший соратник Януковича, министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко сказал так: свои газопроводы России не отдадим и никакого слияния «Газпрома» и «Нафтогаза» не допустим. Далее пан Бойко заговорил о полном отказе от российского газа. Тему развил премьер Азаров: «Мы ставим очень амбициозную задачу перед собой: в ближайшие годы сократить объемы закупаемого в России газа в три раза. Нам сейчас углем топить дешевле, чем газом. Парадокс, ведь помните, избавлялись от угля, переводили на газ наши котельные…»
Ну, полный бред. Тем более что еще зимой 2009 г. Юлия Тимошенко обещала вдвое сократить потребление российского газа. «Для этого надо использовать альтернативные виды, в частности, солому и биогаз», - утверждала премьер. И специально принесла на заседание Кабинета министров брикет соломы. Было даже принято постановление правительства «О переходе предприятий на альтернативные виды топлива». Однако первыми «послали» Юлию Владимировну ее же днепропетровские земляки. Лидеры отрасли, Нижнеднепровский трубный завод и Днепровский машиностроительный завод, наотрез оказались топить дровами… Нынешние хозяева Украины прекрасно понимают нелепость подобных призывов, однако с удивительным упорством демонстрируют намерение вести собственную политическую игру. Президент России Дмитрий Медведев был искренне удивлен отношением руководства Украины к вопросу о цене на газ и назвал подход украинских властей к этой проблеме «иждивенчеством». А чего тут удивляться, если Россия постоянно шла на уступки Украине и последние 20 лет фактически была ее финансово-экономическим спонсором? На сей раз Дмитрий Медведев обозначил позицию России достаточно жестко: либо Украина вступает в Таможенный союз и получает интеграционные скидки на газ, как Белоруссия, либо продает газотранспортную сеть российскому «Газпрому».
Проявили, наконец, принципиальность и другие российские чиновники. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, в частности, напомнил Украине, что в 2012 г. компания может поставить сколько угодно газа, может «вообще не поставлять газ, если Украина этого захочет», но заплатить придется минимум за 33 млрд. куб. м. Согласно подписанному в январе 2009 г. контракту, который сейчас Украина пытается оспорить, «объемы закупки должны составлять 52 млрд. куб. м в год. Их можно снизить максимум на 20% (т. е. до 41,6 млрд.), предупредив «Газпром» за полгода до начала поставки. И даже тогда оплатить нужно 80% объемов (т.е. не меньше 33,3 млрд.) по условиям «бери или плати». Ранее Россия не использовала штрафные санкции против Украины, щадила ее «братские» чувства. И Киев настолько осмелел (обнаглел!), что стал игнорировать любые претензии Москвы.
Даже сегодня, в условиях экономического ступора, министр Бойко с вызовом отвечает, что Украина не боится штрафов за недобор газа: «У нас есть соответствующие рычаги, которые помогут нам найти понимание у наших партнеров». Может, эти тайные партнеры еще и рассчитаются по всем украинским обязательствам? Вряд ли!
Помнится, только российский ВТБ откликнулся на экстренную просьбу Украины о кредите, ссудив ей 2 млрд. долл., а у всей Европы как раз именно в тот момент «лишних» денег не нашлось.
Кстати, еще раз - о деньгах, точнее, о ценах на российский газ, которые Украина считает несправедливыми, потому что, дескать, они выше, чем для европейских стран. Они, заметим, такие же рыночные, как и для остальных потребителей, исключая, конечно, Белоруссию. Согласно контракту 2009 г., при расчете цены на газ учитывается цена мазута и газойля за предшествующие 9 месяцев. За основу был взят рынок Италии, где цены одни из самых высоких в Европе. Исходя из этих цен на конец 2008 г., в качестве базовой была принята сумма в $450 за 1 тыс. кубов, но в 2009 г. цены на нефтепродукты снижались, и к первому кварталу 2010 г. Украина за тысячу кубометров платила только $305,6, что тоже не устраивало украинских партнеров. Затем последовало апрельское соглашение между Россией и Украиной, по которому Россия предоставила 30% скидку на газ в обмен на продление пребывания российского Черноморского флота в Крыму до 2042 г. После этого договора Украина во втором квартале 2010 г. получала газ уже за $232,86 при максимально подъемной для ее экономики цене в $250-260. Потом из-за подорожания нефтепродуктов стоимость газа начала постепенно расти, и в первом квартале 2011 г. цена составила $264, во втором квартале – $295,6, сейчас - $354. В четвертом квартале прогнозируется $388 за 1 тыс. кубометров. При таких ценах украинская экономика быстро ляжет на бок. И в конце августа премьер Азаров сказал, что Украина хочет, чтобы Россия с пониманием отнеслась к ее экономическим проблемам. В принципе, предложение достойное внимания, но Украина почему-то никогда не хотела понять Россию и как не шла, так и не идет ни на какие уступки, отрицательно реагирует на любые взаимовыгодные предложения.
Во время визита в Душанбе президент Виктор Янукович заявил, что Украина надеется на продолжение диалога в части пересмотра газового контракта, а в случае его неуспеха вынуждена будет обратиться в Стокгольмский суд. Киев и до того угрожал Стокгольмским арбитражем, но последнее заявление Януковича – довольно-таки серьезный, а главное, самый весомый на сегодняшний день аргумент украинской стороны. Здесь Украина имеет шансы перетянуть на свою сторону Европу. Зная заангажированность международных структур, вполне можно предположить, что европейские судьи будут искать слабые места в контракте 2009 г., на которых и сосредоточатся высококлассные юристы.
Судебная война за новые газовые цены вполне реальна. В пользу Киеву будет играть и факт юридических перспектив нахождения в Севастополе российского Черноморского флота, за который Москва готова биться до последнего. Впрочем, все это еще не гарантирует Украине удачного исхода дела.
Но понятно, что в случае международного спора начнется новый виток геополитического противостояния, где на Россию будет оказано давление извне. По словам премьера Азарова, правительство Украины проконсультировалось с отечественными и международными экспертами относительно перспектив судебной тяжбы с Москвой и готово начать разбирательство. Козырной картой в этой нечистоплотной игре может стать экс-премьер Ю. Тимошенко.
В Душанбе президент В. Янукович многозначительно заметил, что «Нафтогаз» не имел полномочий подписывать в 2009 г. контракты без директив. И подчеркнул: «То, что Тимошенко от себя лично это сделала, и нарушила она или не нарушила закон - это решит суд. На этот вопрос, я надеюсь, мы получим ответ очень скоро». Официальный Киев придерживается версии о том, что Юлия Тимошенко, заключая контракты, превысила свои полномочия. Согласно заявлениям украинских следственных органов, Тимошенко фальсифицировала документ, одобряющий подписание контрактов с «Газпромом». Таким образом, если суд решит, что Тимошенко виновна, то контракты могут быть признаны ничтожными. Оправдательный же приговор для Тимошенко будет означать, что цена правильная и обжалованию не подлежит. Но в Киеве очень захотят ее обжаловать. И если для этого Тимошенко придется посадить в тюрьму, то и сидеть она будет столько, сколько потребуется для рассмотрения судебных исков Украины к России в Стокгольмском суде.
История Тимошенко - это не история «кабальных» договоров, заключенных с Россией. Это и не вопрос экономики. Прежде всего, это история о том, как Европа, не стесняясь, сдает тех, кто ей верно служил, когда идет речь о собственных интересах.
Из-за экстравагантной дамы, проигравшей Януковичу на президентских выборах, никто ссориться с официальным Киевом не станет. Все на Западе понимают: любое давление на президента Украины в связи с судом над его главным политическим оппонентом приведет к тому, что вектор украинской политики вновь поменяет направление в сторону Москвы. А этого многим на Западе очень не хочется. Брюссель обеспокоен процессом по делу экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, но склонен продолжать переговоры о сближении Украины с ЕС. Об этом заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, подводя итоги состоявшегося в Сопоте неформального саммита глав МИД Евросоюза.
Понятно, что Европе куда «дешевле» сдать Тимошенко, чем потерять уже завоеванные на Украине позиции в антироссийской геополитической игре. Тем более что «Арабская весна» значительно усилила позиции России на мировом газовом рынке, а с окончанием строительства трубопровода «Северный поток» эти позиции еще больше упрочились. Вместе с тем, «весенние» и последовавшие за ними события создали реальную угрозу нефтегазовым полям Европы на Ближнем Востоке. За что, как говорится, боролись, на то по американской указке и напоролись. Но портить отношения с Россией из-за Украины в этой ситуации было бы для Европы крайне неосмотрительным шагом. В таком весьма двусмысленном положении Европе остается одно: использовать Украину как действенный инструмент давления на Россию. Если Украина выиграет стокгольмский процесс, то «Газпром» вынужден будет согласиться на пересмотр украинско-российских газовых соглашений, что наверняка снизит его доходы, соответственно, ударит по бюджету России. Сделает ее более покладистой в вопросах газовых цен для Европы, да и в других глобальных вопросах, скажем, по американской ПРО.
В окружении Виктора Януковича хорошо просчитали свою выгоду от этого негативного для России варианта развития событий.
Леонид Кожара, заместитель главы Партии регионов по вопросам международной политики, заместитель председателя Комитета ВР по иностранным делам, неоднократно заявлял, что Украина - крупнейший потребитель российского газа, «поэтому мы - крупнейший донор российского бюджета». Чушь, конечно, полная, зато какая сладкая.
Украина сразу приобрела столь характерную для европейских стран авантажность, поскольку сейчас бьет по экономической мощи России и откровенно демонстрирует готовность солидаризировать свои действия с Евросоюзом. В минувшую пятницу украинский премьер Николай Азаров заявил, что правительство планирует глубокую реструктуризацию, а по сути – ликвидацию НАК «Нафтогаз Украины». По словам Азарова, после выполнения всех необходимых формальностей на рынке будут действовать другие компании. А главное, по его мнению, заключается в том, что ликвидация «Нафтогаза» повлечет за собой пересмотр «кабальных» соглашений, подписанных с российским «Газпромом». На самом деле это далеко не так. В соответствии с законом ликвидация подобного рода экономического субъекта не влечет за собой простого прекращения ответственности по его обязательствам. В любом случае, они будут переложены на плечи учредителей. «Нафтогаз» является государственной компанией, и ответственным по его обязательствам остается государство.
Через пару дней на Украине поняли, что «слегка» погорячились, и в воскресенье в упомянутом выше интервью Азаров постарался придать пятничному заявлению вид стратегической государственной программы. Он не дезавуировал заявления о реорганизации «Нафтогаза» с фактическим отказом украинской стороны от своих обязательств. По его словам, решение о реорганизации «Нафтогаза Украины» готовилось давно. И сказал, как ни странно, правду. Президент Виктор Янукович именно 2 сентября «в связи с присоединением Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества, необходимостью адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС в области энергетики и с целью обеспечения реформирования нефтегазовой отрасли» поручил правительству до 1 октября 2011 г. представить на рассмотрение Управляющего совета Комитета по экономическим реформам проект программы реформирования НАК «Нафтогаз Украины». В частности, речь идет о разделении «Нафтогаза» на три профильные структуры. Одна будет заниматься вопросами добычи собственного украинского газа, вторая - закупкой газа для внутренних нужд Украины, а третья - поставками в Европу и сбором транзитных платежей. Таким образом, Евросоюз защищает свои интересы от возможных финансовых проблем Украины. Что называется, мухи и котлеты - отдельно. Отвечая этим требованиям, Украина может изменить комбинацию карт для любого раунда торгов с Россией. Есть у нее и другие европейские точки, на которые можно опереться. Так, еще в конце февраля этого года стартовал проект технической помощи «Подготовительные исследования модернизации украинской газотранспортной системы и хранилищ» в плане выполнения брюссельской декларации 2009 г.
ЕС высказывал надежду на то, что российский газ будет по-прежнему поставляться через Украину в Европу.
В переводе с дипломатического на русский язык это практически означает, что Евросоюз намерен взять под контроль не только ГТС, но и весь сектор украинского газа. Но выделять деньги Европа не спешила целых два года, и только недавно подтвердила, наконец, готовность приступить к финансированию проекта.
По странному совпадению, это сообщение поступило из Брюсселя в тот момент, когда третья газовая «война» разгорелась на всех информационных фронтах.
Тогда же комиссар ЕС по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле назвал два принципиальных вопроса, интересующих Евросоюз в энергетической стратегии Украины. Первый: принятие Украиной нового закона относительно деятельности рынка газа, который отвечал бы европейским стандартам. Второй: то, каким образом Украина планирует в дальнейшем использовать свою газотранспортную систему. После чего концерн «Нафтогаз Украины» подписал меморандум о намерениях с ЕБРР и письмо о намерениях с ЕИБ. «Если реформы будут проведены до конца 2011 года, то предоставлению кредита на 15 лет больше ничего препятствовать не будет», - заявил официальный представитель ЕБРР Антон Устов. О необходимости модернизации газотранспортных путей в Украине говорят уже давно, но до последнего времени серьезно ремонтом не занимались. В общей сложности модернизация ГТС, как предполагается, обойдется в 1,2 млрд. долларов. Названной суммы для модернизации ГТС явно не достаточно. По оценкам украинских властей, необходимо привлечь 5,3 млрд. долларов на протяжении семи лет. А по мнению многих российских специалистов, затраты должны составить от 10 до 15 млрд. долл. Но суть этой фактически пиар-акции заключается в другом. Как сказал премьер Николай Азаров, начало модернизации ГТС должно стать сигналом для ЕС и России о серьезности намерений украинских властей.
- Сам факт контакта между ЕС и Украиной по реконструкции ГТС говорит о том, что Украина нащупала для себя направление, которое ей позволит не делать шагов по объединению или приватизации действующей ГТС и войти в орбиту интересов Европейского союза, - уверен член профильного комитета Верховной Рады Александр Гудыма, советник Юлии Тимошенко по энергетическим вопросам.
Как бы там ни было, но еще и таким способом Европа пристегивает Украину к своей энергетической упряжке. Киев и не противится: главное – от «клятых москалей» подальше. Здесь, судя по всему, украинское руководство очень рассчитывает на поддержку Запада.
По оценкам известного украинского политолога Владимира Фесенко, «в отношениях Украины и России начался новый этап - этап серьезного охлаждения. Возник очень серьезный конфликт интересов, который во многом связан не столько с газом, сколько с геополитическим будущим Украины».
Избавиться от монопольных поставок российского газа Украине поможет Америка, такое мнение высказал независимый эксперт, консультант профильного комитета Верховной рады по вопросам ТЭК Владимир Сапрыкин. Напомним, еще в декабре 2008 г. Украина и США подписали Хартию о стратегическом сотрудничестве, где подчеркнуто, что, «признавая важность эффективно функционирующего энергетического сектора, стороны планируют тесно сотрудничать над восстановлением и модернизацией мощностей украинской газотранспортной инфраструктуры…» Соединенные Штаты также поддержали инициативу украинского правительства, о которой в Вашингтоне заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, - активно развивать добычу газа из нетрадиционных источников. Украина и Геологическая служба США заключили соглашение по оценке залежей сланцев на территории Украины. А эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский, кроме того, отмечал, что, «по оценкам Министерство угольной промышленности Украины, объемы залежей шахтного газа серьезные». Подписанный правительствами Украины и США меморандум о сотрудничестве в добыче газа из нетрадиционных источников снизит энергетическую зависимость Украины от России, полагает украинская сторона. Украинские эксперты высказывают также предположение, что Украина, таким образом, получила серьезный аргумент в споре с «Газпромом».
Америка даже похвалила Украину за «примерное поведение». Вице-президент исследовательского центра «Атлантический совет» Деймон Вилсон на конференции в Вашингтоне, посвященной Украине, заявил, что с приходом к власти Виктора Януковича сотрудничество США с Украиной заметно упростилось. По его словам, пять лет тому назад в США не понимали, с кем иметь дело: с президентом Виктором Ющенко или с премьером Юлией Тимошенко. Теперь заокеанские эксперты в целом довольны американо-украинскими отношениями, однако не относят Украину к приоритетам для внешней политики США. «Поэтому при любом нарушении прав человека или первых проявлениях авторитаризма администрации США будет очень легко сократить сотрудничество», - подчеркнул Вилсон.
Украина с благодарностью проглотила и эту тошнотворную, зато американскую пилюлю. А в отношении России устами своего президента говорит: «Сначала загнали нас в угол, потом начали диктовать условия. Это унижает сегодня, не меня лично, а это унижает государство, и я не могу этого допустить».
Да уж, унизили! В апреле зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев заявлял, что Украина может сэкономить на российском газе около $8 млрд. в год, если вступит в Таможенный союз. Фактически это означало, что Москва готова продавать газ по внутрироссийским ценам (около $80-90). Позже Россия также говорила, что готова пойти навстречу Украине в газовом вопросе, но и Украина должна «чем-то заинтересовать» Россию. Ранее в «Газпроме» не исключали вхождения в капитал украинской газовой монополии «Нафтогаз». Однако Украина упорно отказывается от всех выгодных российских предложений. У нас есть план по энергосбережению, экономии энергоресурсов и их замещению, заявляет теперь президент Виктор Янукович, мол, в скором будущем вполне можно обойтись без России. Но, как говорится, гладко было на бумаге…
В июле журнал «Forbes» опубликовал рейтинг 10 худших экономик мира, где Украина заняла четвертое место, пропустив вперед Мадагаскар, Армению и Гвинею. Украину «Forbes» называет страной с «перспективным фермерством и значительными запасами минеральных ресурсов» и отмечает, что она способна стать ведущей европейской экономикой. Но, пишет издание, по показателям ВВП на душу населения Украина уступает «даже таким странам, как Сербия и Болгария». Государственный департамент США объясняет это сложной системой регулирования, слабым управлением, неисполнением решений суда и коррупцией. О неудовлетворительной экономической ситуации в стране говорят и другие международные организации. Так, по подсчетам ООН, за чертой бедности сейчас живут четверо из пяти украинцев. При этом за последний год украинцы обеднели на 10%. Украина занимает 83-е место рейтинге развития общества ООН, потеряв семь позиций всего за год. В рейтинге же экономической свободы, который составляет Всемирный банк, Украина занимает 163-ю позицию - между Казахстаном и Гондурасом. Что ж, посочувствуем братьям-славянам, но причем тут Россия?
По словам украинского политолога Владимира Фесенко, основные ФПГ в окружении Виктора Януковича, а именно группы Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова, «ищут в этих условиях собственные сценарии решения проблемы: ведь их бизнес зависит от цены на газ». «Здесь возможны уступки со стороны РФ. Но для всех остальных наступят очень сложные времена», - уверен политолог. Фесенко отметил также, что «Украина наблюдает за ситуацией в Белоруссии» и «если Украина окажется в такой же экономической ситуации, как и Белоруссия, в том числе из-за высокой цены на газ, то политические последствия для Украины будут очень и очень серьезные». «Для Украины выходом будет подписание до осени соглашения с ЕС о ЗСТ, или же ситуация будет обострена до предела».
«Ситуация обострилась до предела, – вторит ему глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Украина не желает выполнять условия контрактов и поэтому регулярно приводит все новые аргументы в защиту их пересмотра». Он отмечает, что «на Януковича давят бизнес-структуры, которые финансировали его выборы. Они хотят получить дешевый газ. Именно этим объясняются резкие заявления Киева». Украина, по его мнению, не готова принять ни одну из схем, предложенных Москвой. В целом оценки переговорного процесса стали настолько резкими, что эта резкость, кажется, уже не оставила возможностей для взаимных уступок. «Единственный вариант – подключить к переговорам Евросоюз, который заинтересован в том, чтобы транзит газа через Украину не прерывался», - убежден Константин Симонов.
Учитывая все обстоятельства, у Киева сегодня есть только один выход – поднять Европу в крестовый газовый поход на Москву, не дожидаясь холодов.
Ведь не зря за неделю до поездки в Москву Азарова его первый заместитель Андрей Клюев ездил в Брюссель и добился отказа ЕС от украинского залога под гарантии бесперебойного транзита российского газа в Европу.
А ее, старушку, и поднимать сейчас не надо – она давно в газовом походе. Складывается вполне определенное впечатление, что третья газовая «война» и события в Африке и на Ближнем Востоке – это все звенья одной хорошо спланированной цепи. В энергетическом плане страны, где в 2011 г. происходят волнения, имеют чрезвычайное значение как для Европы, так и всего мира. Многие из них являются крупными экспортерами нефти и газа, обеспечивают более 12% мирового производства нефти и 10% производства газа при сравнительно скромных объемах потребления – 5,3% и 7,8%, соответственно. Их запасы нефти составляют 15,6% от мировых, газа - 20,7%. Они дают 30% европейского импорта газа. С начала года добыча нефти и газа резко сократилась по понятным причинам. Еще одним фактором для беспокойства являются сообщения компаний, работающих в Африке, о неподтверждении оценок запасов углеводородов на разрабатываемых ими участках.
Особую угрозу не только для Европы, но и для всего мирового рынка представляет возможное блокирование Суэцкого канала – одного из важнейших стратегических путей для поставок энергоносителей. Через Суэцкий канал и трубопровод Sumed в Европу поступает около 50% нефти и нефтепродуктов, в Северную Америку - более 30%. Всего же доля данной артерии в мировой торговле черным золотом составляет примерно 20%. Не реже раза в день через канал проходит танкер СПГ. В 2010 г. объем перевозки сжиженного газа превысил 30 млн. тонн. Расчеты ИНЭИ РАН показывают, что в случае сохранения и усиления напряженности в регионах волнений цены на газ в Европе могут вырасти на 60%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – на 40%, а в США – на 10% (половина роста цены обеспечивается за счет фундаментальных рыночных факторов, вторая половина – спекулятивная составляющая).
Такой скачок цен наверняка прогнозировался как один из побочных эффектов реализации сценариев по замене правящих режимов на угодные Америке, ЕС и, конечно, НАТО. Очевидно, искались и компенсаторы возможных энергетических потерь.
Выбор, естественно, пал на Россию как наиболее надежный и стабильный источник углеводородов. Задача заключалась только в том, чтобы сбить российские цены на энергоносители в условиях африканского и ближневосточного дефицита.
До того уровня, на который удастся опустить цены Украине, создавшей, таким образом, прецедент для остальных потребителей российского газа. (Справедливой ценой, подчеркнем, Киев считает $230 за 1000 кубометров.) Воспользовавшись ближневосточной ситуацией, Америка надавила на Европу, та, в свою очередь, - на Украину, которая сегодня в угоду Западу громко скандалит с Россией. Декларируя свои евроатлантические устремления, Украина, кажется, не заметила, как стала жертвой собственных амбиций. Отвечая на вопрос журналистов о ходе переговоров с Россией по вопросу цены на газ, В. Янукович сказал, что Украина, как и в других вопросах своей внешней политики, будет защищать национальные интересы. Свои ли только, если инспирированная извне и разогретая изнутри отечественным бизнесом третья газовая «война» приносит стране сплошные потери?
Очевидно, что украинские власти стоят сегодня перед нелегким выбором. На одной чаше весов - политические рейтинги правящей партии (и так изрядно снизившиеся за последнее время). На другой - экономическая стабильность (которая может находиться под угрозой, принимая во внимание все вышеописанные факты и факторы), а также кредитные рейтинги страны. И Запад Украине, как всегда, поможет, но, прежде всего, с выгодой для себя, любимого. Ему и достанутся все вершки, а Украине, по «незалэжному» обычаю, опять придется довольствоваться скудными корешками.
Столетие, Валерий Панов