В эпоху глобального потепления даже ребенок знает, что ресурсы Земли ограничены, и через несколько десятилетий человечество рискует остаться без нефти, угля, газа и других полезных ископаемых. Учитывают это и в кабинетах министров, принимая глобальные решения о войне и мире. Правда, эти решения оказываются не всегда разумными: Европа, например, решила отказаться от российского газа при том, что сама себя не может обеспечить энергией.
Естественная слабость Европы
Главная слабость Европы состоит в нехватке природных ресурсов. Слишком долгое время человек осуществляет непрерывную хозяйственную деятельность в этой части света. Еще во времена Средних веков были вырублены огромные массивы леса, а в 19 веке началась масштабная добыча полезных ископаемых. Конечно, такое пренебрежительное отношение к природе стало причиной загрязнения водоемов и массовой гибели живых организмов.
Сегодня Европа переживает не лучшие времена: многие промышленные районы пришли в упадок, земля истощена, истреблены сотни видов рыб, птиц и животных, уничтожены уникальные природные ландшафты. И это далеко не конец: по данным британского Института глобального устойчивого развития, в ближайшие десятилетия запасы угля, нефти и газа в Европе полностью иссякнут, и жители этой части света столкнутся с энергетическим голодом. А там уж и до настоящего голода недалеко.
Специалисты Института предупреждают, что запасы собственного природного газа в Великобритании исчезнут уже через три года, через четыре года на острове будет добыт весь уголь, а через пять лет закончится и нефть. Еще хуже придется Франции: через год добыча угля, газа и нефти там сократится до значений, близких к нулю. Пожалуй, достойная расплата за империализм: пока Англия правила морями, ее паровой флот нуждался в колоссальном количестве угля, в то время как Франция постоянно пыталась утвердиться в мире в противовес английской короне, и тратила огромные ресурсы на содержание армии и флота. Также не следует забывать, что капитализм зародился в Западной Европе, и именно здесь появилась энергоемкая тяжелая промышленность.
У Германии, которая до реформ Бисмарка была отсталой европейской глубинкой, дела обстоят лучше: ее запасов угля хватит на 250 лет. На территории Германии располагается Нижнерейнско-Вестфальский угольный бассейн, благодаря чему Берлин получил экономические преимущества сразу же после формирования Северогерманского союза. Ту же картину мы можем наблюдать и сейчас: пока Западная Европа переживает глубочайший системный кризис, в Германии сохраняется относительная стабильность. В будущем Берлин может стать главным поставщиком угля своим западным соседям, поставив их в зависимое положение.
Неплохая ситуация и в тех странах, которые никогда не достигали блистательных высот в тяжелой промышленности, а значит, и не расходовали ресурсы сверх нормы. К таким государствам, например, относится Болгария, чьих запасов угля, по мнению сотрудников Института глобального устойчивого развития, хватит на 34 года. Хуже приходится Польше: в 80-е годы она занимала 4-е место в мире по объемам добычи угля, однако после «угольного бума» запасы ископаемых существенно сократились. Сейчас Польша добывает преимущественно бурый уголь, поскольку при сгорании он выделяет больше энергии, чем каменный.
Энергетический голод
Зато и Германии, и Болгарии, и Польше неоткуда добывать газ и нефть. Менее чем через год в обеих странах запасы этих ископаемых иссякнут. Энергетический голод замедлит экономический рост, и заставит искать партнеров в регионах, богатых «черным золотом». В частности, усилится зависимость европейских экономик от России.
Средиземноморские государства, скорее всего, будут осуществлять закупки углеводородов в странах Северной Африки и Ближнего Востока – в Алжире, Ливии, Саудовской Аравии, Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах. Не исключено, что арабские монархии, в первую очередь Катар, попробуют проникнуть и на Балканский полуостров, в том числе в Румынию и Болгарию, омываемые Черным морем: арабы планируют построить на его берегах несколько терминалов для приема газовозов. Но этот проект может остаться на бумаге, поскольку градус напряженности в черноморском бассейне вряд ли снизится в ближайшее десятилетие.
Северо-западная часть Европы окажется в зависимости от Норвегии – прямого конкурента России на побережье Атлантики. Также на европейском газовом рынке могут появиться американцы – сейчас у США нет возможности подсадить Европу на «нефтегазовую иглу», однако Вашингтон уже открыто заявляет о таких намерениях и готовится к экономическому закрепощению Европы под видом ее спасения из лап русского медведя. Впрочем, лидеры европейских стран понимают, чем может закончиться дружба с Дядей Сэмом, и пока отказываются от обманчивых заокеанских предложений. Действительно, Россия ведь ближе, да и связи с «Газпромом» давно налажены.
В условиях стремительного сокращения энергоресурсов для Европы есть и третий путь – использование альтернативных источников энергии. Правда, этот вариант кажется совершенно фантастическим, потому что возобновляемая энергетика сама себя не окупает, и государство вынуждено субсидировать ее развитие: только Германия ежегодно тратит около 32 миллиардов долларов для того, чтобы солнечные и ветровые электростанции продолжали работать.
По словам Зигмара Габриэля, министра экономики и энергетики Германии, субсидии для «зеленой» энергетики достигли критической отметки, и повышаться больше не могут. Европейскому союзу надо срочно искать дешевые источники энергии, иначе «Европе угрожает деиндустриализация».
Украина – разменная монета, или Как США ставят палки в колеса европейской экономике
В условиях глубочайшего энергетического кризиса, с которым столкнулась Европа, Соединенные Штаты начинают сложную игру, основная цель которой – столкнуть Россию и Евросоюз лбами, в итоге ослабив и Москву, и Брюссель. Последние события на Украине полностью соответствуют этой логике. Вашингтон выбрал Украину в качестве жертвы на заклание и попытался превратить ее в яблоко раздора между Востоком и Западом.
К счастью, европейские политики отдают себе отчет в том, что шантаж Европы с помощью Украины – лишь один из эпизодов американской политико-экономической агрессии против России и Европейского союза. По этой причине Берлин, Лондон и Париж не спешат с помощью киевским властям, опасаясь испортить отношения с Москвой. По объективным причинам, Украина является врагом Европейского союза, потому что мешает выстраиванию могущественного экономического союза между Западной Европой и Россией, однако Брюссель не может отмахнуться от киевских властей как от назойливой мухи: США оказывают сильное давление на лидеров европейских государств, и пытаются разобщить их во мнениях.
Например, сейчас Вашингтон активно натравливает Польшу и страны Балтии на Германию, остро нуждающуюся в российском газе. Дескать, Берлин не придерживается «всеобщих договоренностей», и отказывается от введения санкций в отношении России при том, что никаких обязательств Германия на себя не брала, и вольна сама определять вектор своей внешней политики.
Используя дестабилизацию на Украине в качестве прикрытия, США под силу полностью перекрыть поставки газа в Европу, обвинив во всем Москву. Для этого достаточно сделать несколько звонков в Киев, и магистральные трубопроводы прекратят работу. Это сыграет свою роль в ухудшении отношений между Москвой и европейскими лидерами, и будет полезным для Соединенных Штатов.
В целом, Европейский союз оказался в крайне невыгодной ситуации. Ресурсы роста европейских экономик исчерпаны, и в США об этом знают. Сейчас главная задача Вашингтона – изолировать Европу от поставок топлива извне, монополизировав ее рынок. Правда, силенок у Белого Дома не хватает: нет нужной инфраструктуры, да и объемы добычи газа в Америке пока не так велики, чтобы наводнить Европу «голубым топливом». А насолить ведь охота…
ВО, Артем Вит