В 1920-х годах Юзеф Пилсудский параллельно мессианской концепции польского «прометеизма» выдвинул геополитическую теорию «Междуморья» - проекта конфедеративного государства, которое включало бы Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также, возможно, Финляндию. «Междуморье» простиралось бы от Чёрного моря до Балтийского.
Пилсудский считал, что таким образом государствам Центральной и Восточной Европы удастся избежать доминирования Германии и России, двух континентальных государств, издавна игравших главные роли на европейском театре. Сам Пилсудский заботился не столько о центрально-европейских странах, сколько грезил возрождением Речи Посполитой от моря до моря. По его замыслу, воссозданная Речь Посполитая должна была быть многокультурным и многонациональным образованием и обладать весомым влиянием в Европе.
К неудовольствию Пилсудского, не все народы Восточной Европы обрадовались такой перспективе. Националисты Литвы, Белоруссии и Украины вполне справедливо узрели в теории «Междуморья» хитроумный план Польши поставить на службу националистические настроения других народов, чтобы с их помощью «вытолкнуть» Россию из Европы и запереть её в Азии, отгородившись буфером из квазинезависимых Литвы, Украины и Белоруссии.
По-французски такие государства называются etat-tampons. Но поскольку в русском языке фраза «государство-тампон» звучит не очень приветливо, специально для них был придуман термин «буферное государство», хотя суть от этого не меняется.
Планам Пилсудского не суждено было сбыться. Товарищ Сталин видел насквозь таких геополитических проходимцев, поэтому не преминул вернуть захваченные раньше поляками литовские, белорусские и украинские земли. План «Междуморья» был сведён на нет.
Но с распадом СССР о геополитическом наследии Пилсудского вспомнили снова. На карте мира появились независимые Украина, Белоруссия, Латвия, Эстония, Литва. Их независимость была не стремлением к свободе, как о том вещали демократические СМИ, а обыкновенным стратегическим проектом по созданию у западных границ России буферных государств. Поэтому националистические движения этих стран всячески поддерживались Польшей, за что они сами всячески поддерживали все политические проекты Варшавы.
В наше время Белорусский Народный Фронт, Народный Рух Украины и объединение «Свобода» под предводительством зоологического русофоба Тягнибока отстаивают идею «Междуморья», работая, таким образом, на польскую геополитическую мысль. Запущенный в Белоруссии многоязычный проект «Новая Речь Посполитая» (на литовском, латышском, польском, украинском, русском и белорусском) нацелен как раз на реанимацию концепции «Междуморья», когда все страны, лежащие между Чёрным и Балтийским морями, сольются в единое государство – Новую Речь Посполитую, где главенствовать будут поляки и католическая религия.
Активную поддержку проекту Новой Речи Посполитой оказывают белорусские националисты. Один из лидеров белорусской оппозиции Зенон Позняк откровенно называет Белоруссию форпостом западной цивилизации на пути русской угрозы. То же самое любят талдычить их коллеги с Украины. Каждый из них мнит себя этаким благородным шляхтичем, защитником европейских ценностей.
Но на такую дешёвую уловку можно «купить» разве что недалёкую молодёжь. Дело в том, что право именоваться «форпостом западной цивилизации» у белорусских и украинских националистов оспаривает Польша, которая с незапамятных времён видела себя в качестве «крепостной стены католической веры», о которую разобьются полчища схизматиков (православных). Но у поляков это право в своё время оспаривали немцы, которые видели себя в качестве форпоста цивилизации от диких польских орд. Французы немцам в этом отказывали и мнили себя истинными и утончёнными европейцами, а германцев видели лишь в качестве грубых и неотесанных мужланов. Естественно, что Англия считала французов выскочками – «лягушатниками», а вот себя-то видела как раз в роли хранительницы европейских традиций и высокой культуры.
Поэтому претензии белорусских и украинских шовинистов не новы, а архаично-смехотворны. Но как бы там ни было, проект «Междуморья» бередит души польской политической элиты, которая мечтает о возврате Польской Империи, если не в полном масштабе, то хотя бы в виде геополитического союза стран, находящихся между Балтикой и Черноморским бассейном. Всевозможные проекты, как то «Восточное партнёрство», Балто-Черноморский коридор развития и другие являются лишь вариациями на тему «Междуморья» и возрождения Речи Посполитой. Эти планы то затухают, то возрождаются вновь. Польша, помнящая о своём имперском прошлом, всегда будет стремиться к доминированию в Центрально-Восточной Европе, а русофобия будет её главным козырем. Значит, белорусские и украинские националисты без работы не останутся. Варшава побеспокоится.
segodnia.ru Макаров