Не могу оставить без внимания опубликованные в последних номерах «2000» серьезные полемические материалы, касающиеся проблем геополитической ориентации нашей страны, — «На дураках воду возят и в Европе» и «Какая Украина нужна Европе?» Александра Фиделя, а также серию статей, посвященных сравнению ЕС—ТС.
Платформа евроскептики изложена в этих публикациях вполне основательно. Однако давайте начнем с простого наблюдения: за многие годы отношений между Украиной и ЕС впервые ведется реальный, практический разговор относительно соглашения о свободной торговле, а также об отмене виз для краткосрочных поездок и о политической ассоциации.
Ни при Леониде Кучме, ни при Ющенко—Тимошенко диалога подобного уровня и содержания между Брюсселем/Страсбургом и Киевом не было. Отношения сводились к декларациям общего характера и к технической помощи со стороны ЕС, призванной способствовать проведению (условно «вечному») рыночных и политических преобразований посредством таких инструментов, как TACIS [1]. Единственным серьезным игроком на поле этих отношений выступал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
1 TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States — Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) — организованная в 1991 г. программа ЕС по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ. Предоставляет гранты для передачи ноу-хау (в форме консультаций, направления групп экспертов, проведения профессиональной подготовки и т. п.) странам постсоветского пространства. Действует в отношении 12 бывших республик СССР (без стран Балтии); Украина — второй (после России) получатель технической помощи в рамках Tacis.
Но все же и такой пассивный климат позволил создать в украинском общественно-политическом поле обширную «еврогрядку» и прилежно выращивать на ней «евроовощи» — группы лоббирования идеи европейской интеграции Украины. И, к слову, всегда отмечалось существенное различие между европейскими — главным образом немецкими — грантодателями и условными «англосаксами»: первые не проявляли настырного стремления «учить жить». Более того, их программы не первый год пытаются привить украинским партнерам те ценности, которые были как раз потеряны здесь с крахом СССР: солидарность; идеи с ведущей частью «социал-»; уважение к образованию и культуре...
Однако «евроовощи», созревающие в правом — националистическом — углу этой грядки, оказались с определенным изъяном, и в 2005-м в Брюсселе, испугавшись возможного отравления этими на поверку проамериканскими продуктами, не решились увеличивать пятую колонну в «Новой Европе» за счет Украины.
Сегодня ситуация изменилась.
Небезызвестный Гюнтер Ферхойген, будучи комиссаром по вопросам расширения ЕС, саркастически назвал Украину «европейской Мексикой». На V Форуме «Европа—Украина» он высказывался уже совершенно в ином духе (в частности, признав, что Евросоюз долго рассматривал нашу страну сквозь призму отношений с РФ, а не как независимое государство):
«Украина всегда была незаконченным делом. И ни у кого не хватало мужества воплотить эту стратегию. Но я считаю, что необходима уверенная четкая стратегия вхождения Украины в Евросоюз, которой можно доверять... Это конечный подход. Потому что страна четко демонстрирует, что способна достичь больше, чем обещано. Самое главное — делать правильные шаги (выделено мной. — Авт.)».
Справка:
Гюнтер Ферхойген — немецкий и европейский политик; в 1999—2004 гг. занимал в Еврокомиссии пост еврокомиссара по вопросам расширения (за этот период в ЕС были приняты 10 восточноевропейских государств), в 2004—2010-м — вице-президента и комиссара по вопросам предпринимательства и промышленности. В феврале 2010-го покинул обновленный состав ЕК.
V Международный форум «Европа—Украина» прошел 23—25 февраля в Киеве под лозунгом «20 лет независимости Украины: успехи, проблемы, перспективы». Его организаторами выступили украинский МФ «Единый мир» (глава правления Эдуард Прутник) и польский фонд «Институт восточноевропейских исследований» (руководитель — Зигмунт Бердыховский). В работе форума приняли участие около 400 делегатов из стран Евросоюза и СНГ.
По мнению экс-еврокомиссара, в отношении евроинтеграции примером для нас должна стать Польша: последнюю «долго не воспринимали как полноценную страну. Но сейчас Польша — это история успеха. Сегодня она — уважаемый член Европейского Союза, имеет одну из растущих экономик, у нее можно поучиться» (Укринформ, 24.02.11).
Не исключено, конечно, что ветеран евросоюзной политики стремился говорить то, что хотелось бы услышать украинским хозяевам мероприятия. Но как бы там ни было, его речь наряду с другими признаками подтверждает, что характер отношений Украина — ЕС в 2010—2011 гг. претерпел качественные изменения. Впрочем, нужно уточнить: фактическая евроинтеграция нашей страны началась победой украинско-польской заявки на проведение футбольного чемпионата. Ведь за последние 30 лет чемпионат Европы по футболу не проводился в несоюзных странах (частичное исключение — Швеция, которая принимала чемпионат в 1992-м, однако эта страна подала заявку на членство в 1990 г., став членом в 1995-м).
Недавно прозвучало нечто вообще сакраментальное. Депутат Европарламента от группы народных партий Германии Михаэль Галер, комментируя «проблему Тимошенко», после привычных фраз о том, что ей, мол, не разрешили посетить Страсбург и Брюссель, поскольку кое-кто из олигархов не желает допустить нового соглашения между Украиной и ЕС, неожиданно добавил: «ЕС не позволит сорвать заключение договора, поскольку больше заботится о гражданах, а не об олигархах или старых институтах» (УНИАН, 18.06.11). Эти слова подтверждают, что Евросоюзу новый уровень интеграции нужен не меньше, если не больше, чем нашей стране.
Споры с применением демагогических аргументов из разряда «да на что Евросоюзу сдалась та Украина?» пора сдать в утиль. Итак, в чем состоит интерес ЕС (именно его в целом, а не стран - членов, поскольку уровень серьезного отношения к их «охранительским» истерикам Союз уже практически перерос), в вопросе интеграции Украины?
Прежде всего это проявление логики развития ЕС как империи нового типа, выстраивавшейся «снизу» и «посредине», т. е. посредством гармонизации законодательства и создания общих отраслевых рынков. Как и всякая империя, Евросоюз тем не менее обязан расширяться, иначе утратит смысл существования.
Комментарий в американскую сторону
При этом на фоне ЕС Соединенные Штаты как империя выглядят — при всем своем глобальном влиянии — устаревшими, поскольку интересы общества метрополии начали входить в конфликт с интересами империи, где получили ключевое влияние «новые кочевники» [2] (в этом отношении показательна послевыборная перетасовка кабинета Обамы, в итоге которой ощутимо вырос вес лоббистов интересов глобальных финансов). Покойный уже Сэм Хантингтон не зря разродился в позднейший период своей деятельности исследованием американского национализма (хотя он выводил его из гражданской религии и христианского мессианства). Этот конфликт — «среднего американца», соли земли, с нью-йоркскими и калифорнийскими (если придать им хотя бы примерную географическую привязку) вождями глобализированного слоя, политическим свидетельством которого выступает рост популярности «Движения чаепития» [3], — будет неизбежно ослаблять Америку.
2 Термин «новые кочевники» введен французским философом, экономистом, первым президентом Европейского банка реконструкции и развития Жаком Аттали в книге «Линии горизонта» (1990), изданной на русском под названием «На пороге нового тысячелетия» (М.: Международные отношения, 1993). Речь идет о новом глобальном (не привязанном прочно ни к одной стране или социальной группе) господствующем классе собственников и управленцев, который противостоит разделенным государственными границами обществам не только как владелец и управленец одновременно, но и как глобальная структура. Под его влиянием госсистемы перерождаются, переходя от управления в интересах наций-государств к управлению ими же в интересах «новых кочевников».
3 Консервативно-либертарианское Движение чаепития, или Чайная партия (англ. Tea Party movement; название отсылает к Бостонскому «чаепитию» 1773 г. — акту, имеющему символическое значение в истории США), возникло в Штатах в 2009 г. как серия скоординированных на местном и национальном уровне протестов, вызванных, в частности, актом о чрезвычайной экономической стабилизации (2008 г.) и серией реформ в области медстрахования. Уже в 2010-м разрозненные организации превратились в серьезную силу.
Управляемый хаос, который так глубоко изучает Александр Леонтьев в своих статьях (см., в частности, Повелители хаоса, — может быть тысячу раз по душе «новым кочевникам», но он все меньше по карману американскому налогоплательщику, недовольному девальвацией доллара (лично для него — бессмысленной и опасной). Видимо, в ближайшие десятилетия США будут переживать циклы относительного спокойствия и быстрых, болезненных кризисов, итогом которых каждый раз будет становиться сокращение внешнего влияния недавней единственной сверхдержавы (вывод войск, потеря военно-промышленных контрактов, уход партнеров в новые валютные союзы и торговлю в другой валюте).
Социальная инженерия
В Евросоюзе подобный конфликт — метрополии, которая должна платить за империю, — отсутствует по причине неуловимости самого понятия «метрополия» применительно к ЕС. Кто это? Германия и Франция? Вряд ли эти две державы потянут на данную роль. Ведь один из управляющих принципов ЕС — «субсидиарность», предполагающая максимальную децентрализацию ответственности.
Уместно вспомнить, как расширялся классический образец для по-следующих империй — Рим. На завоеванные земли переносилась система гражданского управления, начиналось «терраформирование» [4] пространства, на что с гор и из лесов с удивлением, а потом с вожделением смотрели не до конца покоренные варвары. В конце концов они покидали свои убежища, приходили в новые города и растворялись среди их обитателей.
4 Здесь данный термин, впервые введенный Джеком Уильямсоном в научно-фантастической повести, опубликованной в 1942 г., употреблен в переносном смысле. Буквально «терраформирование» (лат. terra — земля, forma — вид) означает изменение климатических условий планеты, спутника или иного космического тела для приведения атмосферы, температуры и пр. в состояние, пригодное для обитания земных организмов.
Так, император Адриан в 130 г. н. э. принял решение построить на месте Иерусалима, полуразрушенного в ходе войны 66—73 гг. осадой под командованием Тита Флавия Веспасиана (будущего императора Тита), город под названием Элия Капитолина, а на месте здешнего древнего храма возвести святилище в честь Юпитера Капитолийского. И несмотря на кровавое восстание Бар-Кохбы, никому не удалось воспрепятствовать этим планам...
Культурный вызов, с которым столкнулся ЕС в последние годы (и который стал любимой «страшилкой» евроскептиков), представляет собой продукт «лицемерного социализма» германской и французской элит по отношению к инокультурной иммиграции: «вот вам пособия и льготы, только не трогайте наши рабочие места». В результате в Германии и особенно во Франции выросло — пусть не по своей вине — целое поколение социальных паразитов, у которых и нужды-то не было ассимилироваться.
Отсюда — второй пункт заинтересованности Союза в Украине (и других восточноевропейских государствах): здесь живут люди культуры, вполне тождественной «общеевропейской», которые доказали высокую способность к адаптации. Особенно украинцы — они почти мгновенно ассимилируются, работая, учась и живя в ЕС. И к криминальной деятельности украинские гастарбайтеры гораздо менее склонны, нежели, например, одни наши юго-западные соседи, которым членства в Евросоюзе оказалось недостаточно. Конечно, славян не так много, и баланс культур в ЕС одной этой мерой не исправить, но данная политика реализуется в комплексе.
Поэтому в последнее время немецкие и французские структуры внешнего влияния — как самые обеспеченные (впрочем, в солидные грантодатели выбиваются и шведы) — перешли к активному сотрудничеству с украинским средним и высшим образованием, планируя не на годы, а на десятилетия вперед. По сути ядро европейцев будущего, очищенных от этнического, создается целенаправленно, и не в последнюю очередь именно в Восточной Европе, в частности в Украине. Можно не разделять тех или иных идеологических нюансов этого процесса (например, таких как новоявленный «догмат» о толерантности к сексуальным меньшинствам; противоречивое понятие «ювенальной юстиции»; специфическое отношение «евросоца» к религии). Однако радует уже то, что часть молодежи будет хотя бы выведена из-под безрассудного и травмирующего произвола (пожертвуем здесь политкорректностью ради прямоты) паразитарных полуварварских элит, захвативших активы на этой территории в ходе распада СССР.
Иными словами, союзная бюрократия проводит политику — на разных уровнях и направлениях — формирования нового народа, влияние которого в перспективе и заглушит фантомные боли национальных суверенитетов, и сбалансирует последствия колониального наследия. Прикручивание крана льгот по этническому принципу, изящные технологии рекрутирования восточноевропейцев, стимулирование ассимиляции, стабилизация государств, рассматриваемых как «полуварварские» или не до конца универсализированные, в рамках Средиземноморского союза и Восточного партнерства (о чем вполне ясно говорил еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле) — вот регламент, по которому ЕС уже действует, стараясь смикшировать и устранить возникшие противоречия. Украина выступает сегодня ключевым объектом этой политической линии — с одной стороны, экспансионистской, с другой — корректирующей внутренние проблемы Евросоюза.
Справившись с этими задачами, Союз станет не просто сильным плечом евроатлантического партнерства — возможно, к тому времени атлантическое плечо, т. е. США, уже утратит для ЕС прямую необходимость, кроме разве что военной. Это хорошо понимают и в Штатах, пытаясь поделиться с Евросоюзом ответственностью за состояние международных отношений в их военно-политическом аспекте. Не слишком удачно. Все чаще и громче говорят в ЕС о необходимости иметь собственные вооруженные силы.
Теперь стала осторожно дистанцироваться от НАТО Вишеградская группа [5]. В словацком городе Левоча 12 мая текущего года «четверка» объявила о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016-му превратится в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями.
5 Вишеградская группа, или Вишеградская четверка (первоначально — тройка) — объединение центральноевропейских государств, куда входят Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Получила наименование по названию венгерского города Вишеград, где в 1991 г. руководители стран подписали декларацию о стремлении интегрироваться в европейские структуры (все члены группы стали членами ЕС в 2004-м).
Кстати, на встрече в Левоче присутствовал и глава МО Украины Михаил Ежель. Он активно включился в работу нового военно-политического объединения с пакетом конкретных предложений в сфере как оборонного сотрудничества, так и военно-промышленного комплекса.
Третий мотив ЕС состоит в долгосрочных планах по поводу РФ, и здесь основным агентом выступает Германия — по целому ряду известных причин.
Очевидно, что все большее втягивание России в орбиту ЕС и сложившаяся экономическая структура этих отношений порождает в ней самой общественные и политические изменения, неизбежным итогом которых будет как минимум усиление в системе отношений «власть—общество» второго ее компонента, а затем — европеизация политсистемы. Уже сегодня предприняты очень осторожные попытки разморозить политическое развитие РФ, остановленное в октябре 1993-го расстрелом парламента.
Более того, ЕС стал прямо вмешиваться в российскую внутреннюю политику, как показал саммит в Нижнем Новгороде. Впрочем, рассматривать ли те или иные требования ЕС как вмешательство или нет — зависит от политической позиции оценивающего. В целом саммит продемонстрировал склонность Кремля продолжать политику сближения, что не стало неожиданностью.
В России ЕС вступает в борьбу за влияние с другим геоэкономическим гигантом — формирующимся на основе срастающихся экономик Китая и США, а потому получившим наименование «Химерика» (Chimerica = China + America). Роль Украины в данном случае, если применить удачное сравнение Александра Фиделя по поводу Грузии (Экономическое чудо или «передовой колхоз»?, — превращение в «образцовый колхоз» ЕС, витрину для российских покупателей европейских ценностей. «Образцовый колхоз» США и Джорджа Сороса на Кавказе по известным причинам в одночасье промотал свои шансы на выполнение главной задачи — вызвать необратимые изменения в российском общественном мнении.
Возвращение России в Европу, в которой она и находилась два столетия до революции 1917 года (и некоторых ее последствий) — мыслится как opus magnum [6] Брюсселем, Берлином и значительной частью российской элиты, заинтересованной в полноценной легитимации своего права властвовать и владеть теми мощностями и ресурсами, которые она захватила в «войне за советское наследство».
6 Opus magnum (лат.) — великое творение, т. е. лучшая, главная, наиболее амбициозная работа автора.
Условия этой легитимации нельзя назвать простыми с точки зрения номенклатурного капиталиста. Но строящийся украинский евроколхоз и должен показать механизмы легитимации — согласия элиты на ограничение суверенитета в обмен на признание ее прав на собственность и место в политической жизни, с учетом ряда общественных интересов по апробированной модели европейской интеграции-расширения.
Что касается РФ, то определенную проблему для европейской интеграции представляет ее неоднородность, формирование этнократий, лидерам которых коррупция предоставляет возможность злоупотреблять тем специфическим федерализмом, который сложился в ходе реинтеграции Россией собственных территорий в 2000-е. В этом отношении общество здесь действительно сложное.
Впрочем, не исключено, что этот вызов имеет фантомную природу, и в действительности Россия достаточно внутренне ассимилирована (а соответственно и целостна) благодаря применению практичных советских технологий строительства гражданской нации.
Так или иначе, восточная политика Брюсселя—Страсбурга последних лет указывает на то, что ЕС намерен (при соблюдении ряда условий, проводя соответствующую политику и направив на реализацию этого проекта необходимые средства) инкорпорировать Россию — с учетом интересов ее правящего класса в той мере, в какой это будет уместно. Ресурсные богатства России и ее ядерный арсенал станут важным элементом, крепким основанием для долгосрочной мировой гегемонии европейской цивилизации. Но не только это (см. далее подраздел «Комментарий в российскую сторону»). Союзной бюрократии удастся — в качестве программы-минимум — оттереть от российских закромов Китай, США и Саудовскую Аравию, не позволив им усилиться в ущерб Европе. Евроинтеграция Украины выступает ключевым элементом этой политики.
Заметим, что мысли об историческом альянсе посещают не только Дмитрия Медведева. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, «говоря о ситуации на Украине и в РФ... пришел к выводу, что выход из 20-летней стагнации экономик обеих стран — в сложении экономического потенциала. «Я выступал одним из содокладчиков на заседании Европарламента и Совета Европы, где сказал, что одно из самых перспективных начинаний XXI века — это интеграция потенциалов объединенной Европы и России. Именно сложение, а не строительство новых разделительных линий и ракетных установок от Прибалтики до Черного моря», — отметил далее Геннадий Андреевич» (Левый поворот).
На российском фронтире [7] европейской экспансии наличествует еще один важный аспект.
7 Фронтир (англ. frontier— граница, рубеж) — в истории США зона освоения (экспансии), расположенная на территории современных штатов Северная и Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Техас и др., которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья.
Комментарий в российскую сторону
Бюрократической европейской империи не хватает заряда искренней человеческой энергетики, ресурс которой в восточнославянских землях неисчерпаем. Об этом хорошо пишет протодиакон РПЦ, богослов, философ и публицист Андрей Кураев в книге «Почему православные такие?..» (с. 102—103):
«У католиков в Европе катастрофически не хватает священников. /.../ Соответственно, уже в 80-е и 90-е годы эту нишу заполнили поляками. Но поляки довольно быстро успели Европе надоесть.
И вот падение железного занавеса открыло доступ к тому удивительному ресурсу, который Достоевский называл «русские мальчики». Это не запись в пятой графе. Это тип человека. «Русские мальчики» Достоевского — это те молодые люди, которые отказывают себе в праве на жизнь до той поры, пока они не нашли повод к жизни. Для них смысл жизни и смысл смерти — одно и то же: жить можно только ради того, за что не страшно умереть. Эти русские мальчики шли в монастыри и в революцию, в космос, в секты и снова в монастыри. Они — служители, а не бизнесмены.
/.../ Поэтому в западной Украине и Белоруссии сегодня открывается избыточное количество католических семинарий. Их не нужно столько для того, чтобы обеспечить потребности католиков Украины, Белоруссии и даже России. Ребят собирают, учат европейским языкам, дают бытовую и интеллектуальную европейскую культуру, после вводного семинарского курса посылают в европейские университеты, — и все ради того, чтобы в конце концов командировать их в европейские же приходы. Так что речь идет о попытке приватизировать наш самый удивительный — человеческий — ресурс. И для Ватикана это вопрос сохранения себя в качестве центра европейской (а не латиноамериканской) жизни. Восточная Европа нужна Ватикану не как очередная провинция. А как шанс.
Похоже, что в Белоруссии, Украине и России католики занимаются прозелитизмом от отчаяния. Не от избытка сил, а из последних сил».
Вышесказанное — вполне красноречиво. Разумеется, не только необходимо, но и вполне по силам православию подкорректировать направление этого процесса. Ведь как в той же книге (с. 100) пишет блестящий богослов Кураев, «Вы знаете, например, что для среднего русского обывателя более всего симпатично в католичестве? То, что на службе можно сидеть. А что симпатично в православии для среднего европейского обывателя? То, что православные разрешают разводиться и вступать во второй брак. Это сегодня самая массовая причина обращения в православие на Западе».
Завершая этот комментарий, не забудем и вот о чем: согласно канонам (это тоже сообщает нам Кураев) «епископ города Рима является первенствующим иерархом всей право-славной церкви. Но это правило уже тысячу лет не действует. Ведь оно относится только к православно верующему епископу города Рима».
Есть повод задуматься — ведь масштабно возрождающееся православие является сегодня единственным оригинальным продуктом русской ветви европейской цивилизации. Со-знание же образует куда более крепкие связи, чем хозяйственные отношения.
Дискуссионность Таможенного союза
Итак, логика развития европейской империи, создание противовесов общественно-политическому влиянию инокультурных диаспор и долгосрочные намерения инкорпорировать Россию — главные мотивы, побуждающие Евросоюз стремиться установить над Украиной, будем говорить прямо, свой протекторат. Это ступенька к мировой гегемонии. А по-требительский рынок страны, ее аграрные возможности и трубопроводная система — важные, но все же второстепенные мотивы; без всего этого ЕС вполне может обойтись.
Теперь перейдем к интересам нашего государства и полемике вокруг ТС.
Публикаций о торговых выгодах и невыгодах за последние год-два, отмечу, вышло немало — и все они есть в свободном доступе. Теоретически ТС дает украинскому бизнесу возможность относительно успешно функционировать так, как он функционирует сегодня, сохраняя некоторые кооперационные связи. На практике, правда, «Газпром» наотрез отказался принимать оплату поставок газа в рублях, а российская автомобильная промышленность так удачно защищает свои интересы в ТС, что даже опосредованно связанная с этим политическая дестабилизация ее не пугает. Ради справедливости скажем, что благодаря такой же протекционистской политике в нашей стране автомобиль продолжает оставаться здесь предметом роскоши, а не средством передвижения. Впрочем, это частность.
Более важно, что никаких реальных гарантий более низких цен на энергоносители ТС не дает. Учитывая нынешний характер политики российской газовой монополии (и обязательств, взятых РФ в рамках интеграции в ВТО), нет оснований ожидать такого и в дальнейшем. А значит, нынешнее положение вещей для газозависимого украинского бизнеса даже можно считать вполне нормальным. Предположительно — в рамках ТС он сможет больше заработать и... больше платить за газ. Да?
Причина, по которой цифры не способны снизить эмоциональный накал дискуссий, кроется в глубоком недоверии к «постсоветизму» как явлению. Иными словами, постсоветизм допускает такие вещи, как сдача якобы патриоткой Тимошенко всех национальных интересов Украины в сфере импорта газа скопом. Он же позволяет де-факто использовать «харьковскую скидку» только предприятиям олигархии, в то время как рядовой гражданин платит за энергоносители все больше и больше.
Пусть это наши внутренние проблемы.
Однако окончательный переход Москвы к сугубому прагматизму в отношениях с соседями, к политике односторонней выгоды справедлив лишь с той точки зрения, что в реальной жизни в России завершается строительство государства национального капитала. Этот капитал, видимо, не намерен оплачивать «фантазии» об альтернативных ЕС объединениях в Восточной Европе и старается просто заработать больше денег перед подписанием почетной капитуляции в пользу более крупных транснацио-нальных корпораций. Стремление заработать побольше денег — вполне здоровое! Но с региональной интеграцией не слишком вяжется.
Сегодня мы наблюдаем за проблемами в Беларуси. Проблемы в этом единственном государстве ТС, где потребности человека стоят на первом месте, похоже, заключаются в том, что «хочется кому-то кушать». Ведь объем валютной выручки за прошлый год составил 29,3 млрд. долл. — больше, чем в кризисном 2009-м (25,25 млрд.), но значительно меньше, чем в предкризисном 2008-м (37,8 млрд.), как сообщает д-р экон. наук Борис Желиба (белорусская газета «Народная воля»).
В Беларуси самое низкое на постсоветском пространстве соотношение размера золотовалютных резервов с объемом произведенного ВВП — 9,3% (5,03 млрд. дол./54,3 млрд. дол.).
Для сравнения: Азербайджан — 53,6 (28/52,17); Казахстан — 45,4 (58,9/129,8); Россия — 32,4 (479,4/1480); Украина — 25,3 (34,58/136,6); Латвия — 29,3 (6,86/23,39); Литва — 16,7 (5,96/35,73) (там же).
Да, Лукашенко использовал национальную валюту для стимулирования экономики (причем малой экономики!) — и это вполне законный способ. Но в таком случае участие в региональном объединении с государствами, которые проводят совершенно иную монетарную политику, — его явная ошибка.
У нашей страны — своя специфика. Мы знаем, насколько доходы нашего бюджета зависят от таможни. Это, можно сказать, священная корова.
Прогнозы, пестрящие миллиардами прибылей, — эх, слова академических ученых да Богу в уши! Видимо, когда, изобретя рынок, отпавшая часть ангелов падала с неба, они расселились между Кипром, Британскими Виргинскими и Каймановыми островами. И, зная реальные рас-клады в политике и бизнесе, нашептывают эти «ангелы» с левого плеча совсем иное хозяевам финансовых потоков. Вместе они не без иронии почитывают академические доклады РАН и НАНУ, написанные как будто с учетом существования некой планирующей системы «в уме».
Вот Сергей Глазьев, к примеру, заявил, что только за прошлый год товарооборот стран ТС вырос на 30%. Видимо, он знает, о чем говорит, да и на фоне 2009 г. такой рост неудивителен.
В уважаемом российском и международном издании «Эксперт» в заметке «Торговый бенефис Китая и Украины» пишут:
«По итогам 2010 г. Китай, обогнав Нидерланды и Германию, впервые стал крупнейшим внешнеторговым партнером России. Торговля с КНР выросла в полтора раза, до 59,3 млрд. долл. Еще более быстрыми темпами в прошлом году росли наши торговые связи с Украиной. Товарооборот... вырос почти на 62%, до 37,2 млрд. долл., а Украина стала для России пятым по значимости внешним рынком. Вот что значит пророссийский президент и конец (только б не сглазить!) газовых войн.
А вот Белоруссия и Казахстан, несмотря на второпях сколоченный с Россией ТС, в прошлом году снизили свой удельный вес в российской торговле. При этом если Белоруссия остается значимым, шестым по ранжиру, торговым партнером России (товарооборот в 2010 г. составил 27,9 млрд. долл.), то Казахстан с 15,3 млрд. долл. взаимной торговли (15-е место) вряд ли можно считать нашим серьезным внешним рынком. Впрочем, обратное неверно. Для Казахстана Россия все еще остается крупнейшим торговым партнером (17,8% внешнеторгового оборота), хотя в затылок уже дышит Китай (17,3%).
Еще один сюрприз для неспециали-ста — значительный товарооборот между Россией и Турцией (25,2 млрд. долл.), превосходящий показатели США (23,6 млрд. долл.), Японии (23,1 млрд.) и Франции (22,6 млрд.)».
Добавим: на долю ЕС в прошлом году пришлось 49% российского товарооборота, а доля стран СНГ, как и в 2009-м, составила 14,6%
Отсюда вопрос: совпадают ли национальные интересы России с контекстом реальной региональной интеграции в Западной Евразии, в котором интересы должны согласовываться — и в первую очередь с Украиной? Напомним: по объему ВВП при расчете по паритету покупательной способности (ППС) Украина, по данным МВФ, занимает 38-е место в мире, Казахстан — 51-е, Беларусь — 59-е. Это кроме всего прочего. Ведь игнорирование национальных интересов нашей страны — рискованный бизнес. В частности, оно чревато продажей «Нафтогаза Украины» посредством международного публичного размещения акций — IPO (англ. Initial Public Offering — первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц) и другими «пакостями», к которым Киев вполне способен прибегнуть, пытаясь вернуть собственно двусторонний характер стратегическому партнерству с Россией.
Не слишком ли велики противоречия между конкурентами, не чересчур ли силен соблазн политики «жми на газ — поехали»? Способны ли эффективно договариваться между собой политические структуры, чья низкая (или «недоказуемая») внутренняя легитимность автоматически выводит на первый план неформальные интересы, паразитирующие на интересах общественных?
В общем, выше я максимально корректно изложил сомнения по поводу перспективы ТС.
Протекторат ЕС
Теперь об украинских интересах в отношении интеграции с Евросоюзом. Зона свободной торговли (ЗСТ), разумеется, не решает проблем, связанных с необходимостью обеспечить опережающие темпы роста. Любопытно, что на встрече главы нашего государства с иностранными и отечественными инвесторами президент ЕБРР Томас Миров предположил, что поставленная Виктором Януковичем цель — добиться, чтобы Украина вошла в двадцатку крупнейших экономик, — достижима, если в течение следующих 9 лет страна в среднем продемонстрирует годовой показатель роста 11% (журнал «Деньги.ua», 24.06.2011). Не обошлось без иронии?
В 2010 г. в упомянутую двадцатку (по объему ВВП, рассчитанному по ППС) вошла Польша.
Здесь уместно вспомнить, что Гюнтер Ферхойген (как, кстати, и некоторые другие гости упомянутого ранее форума «Европа—Украина») указывал на польский опыт. Через региональную интеграцию (Центральноевропейскую ЗСТ, ЗСТ с ЕС, а также Европейскую ассоциацию свободной торговли — ЕАСТ) Польша прошла еще в 1992—1996 гг., и в этот период среднегодовой рост составлял 4,96%. В последующий период (между подписанием договоров о свободной торговле и членством в ЕС в 2004-м) среднегодовой рост составил 4,08%, после вступления в ЕС — 4,53%.
В 2009 г. РП тоже продемонстрировала рост. Не слишком пострадала и Чехия. Словакию же называют сегодня региональной «звездой»: совсем недавно она демонстрировала мощные темпы роста, а в 2009-м понесла весьма умеренный ущерб, почти восстановившись по итогам 2010 г. В «Вишеградской группе» сильно зацепило только Венгрию, но и она восстанавливается, пусть медленно.
Это показывает, что при условии проведения в целом здравой политики свободная торговля с ЕС вполне возможна и способствует экономическому росту. Подчеркнем, впрочем, что на первых порах «Вишеградская группа» помогла всем своим членам довольно достойно пройти через испытания интеграции в континентальный и мировой рынок. Смог бы такую роль сыграть ТС? Вот Единое экономическое пространство (ЕЭП) в том виде, в каком оно задумывалось и строилось в 2004-м, — да, могло бы.
Пока, как было сказано, Украина по результатам 2010 г. — на 38-м. Такая вот точка отсчета.
Примечательно, что (условно говоря) не будь экономической катастрофы имени Юлии Тимошенко, мы даже при нулевом росте в 2009-м были бы поближе к цели, поскольку во второй половине 2000-х уверенно маячили в первой половине третьего десятка стран. Но говорить об этом уже бессмысленно — надо просто помнить.
Ожидания тех, кто связывает с ЗСТ надежды на массированный наплыв прямых иностранных инвестиций в сектор промышленного производства, едва ли оправдаются. Другое дело, что «старопромышленный» характер украинской экономики — обстоятельство не из непреодолимых, скорее оно вынужденное. В этом старопромышленном секторе как раз наиболее рельефно проявляются черты общественного уклада современной Украины — сверхэксплуатация, вялая модернизация и паразитический вывоз капитала
Сейчас нашу страну усиленно вовлекают в европейскую интеграцию, предлагая на данный момент «пакет» без статуса кандидата в члены (к такому статусу она совершенно не готова — перед ней стоят задачи гораздо более низкого уровня). Этот интеграционный процесс будет, как видно из опыта стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), постепенно ограничивать эксплуатацию (в силу откровенно социал-демократического подхода ЕС к рабочему законодательству) и экономическую преступность. Без диктата ЕС наглый и бесконтрольный, одиозно законный в нашей стране вывоз капитала в офшоры будет продолжаться.
Что касается ускорения процессов модернизации в промышленности, то здесь у внедрения евростандартов теперь есть мощный союзник — российская газовая политика.
Подписание соглашения о политической ассоциации с ЕС создаст новые основания для легализации украинской рабочей силы в государствах Евросоюза. В докладе Мирового банка говорится о 6,8 млн. наших соотечественников, работающих за рубежом; вычтем отсюда 3,5 млн. тех, кто трудится в РФ, по данным пресс-службы Сергея Тигипко. Таким образом, на ЕС приходится предположительно более 3 млн. — это около 12 млрд. евро в год, что позволяет рассматривать его как главного инвестора в нашу страну. Заинтересованность Евросоюза в этих работниках очевидна.
Даже страхи подписанного соглашения о реадмиссии — мол, «ЕС начнет заселять нас депортированными» — обернулись всего несколькими десятками высланных оттуда «транзитных» мигрантов.
Безвизовый режим — пусть сначала для краткосрочных поездок — оставит в прошлом дискриминацию, которая стимулирует развитие в украинском обществе (и без того весьма нездоровом с точки зрения политической психологии масс) комплекса цивилизационной неполноценности.
Нет сомнений, что переход к безвизовому режиму будет синхронизирован с аналогичным соглашением ЕС—Россия. Не только Украина не потянет строить стену на восточной границе, но и ЕС не предоставит ей таких средств — а что говорить о диппредставительствах, если та же Польша до сих пор переживает последствия закрытия своей границы с Украиной? А морально-психологический аспект?
В Евросоюз пойдем в обнимку
По словам главы департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимира Воронкова, Россия и Евросоюз согласовали совместные шаги, которые должны привести к началу диалога о безвизовом режиме. Речь идет о конкретном перечне, исполнение которого можно проверить, что не оставляет места для политики. Почти три года длился экспертный диалог, из которого стало понятно, какие темы должны быть подняты, — теперь они конкретизированы.
В список согласованных шагов вошли уже известные требования ЕС: введение биопаспортов и машиносчитываемых проездных документов; постоянный обмен информацией с Интерполом по утерянным и похищенным документам; предотвращение и пресечение подделки документов; противодействие нелегальной миграции; завершение подписания протоколов со странами ЕС о реадмиссии (подписаны с 11 странами); взаимная отмена правил постановки на учет для граждан при осуществлении безвизовых краткосрочных поездок; заключение Россией соглашения с Европолом и Евроюстом для улучшения взаимодействия правоохранительных и судебных органов.
Менять уже выданные биопаспорта не придется, но может быть расширен объем информации, записываемой на электронный чип: это продиктовано тем, что с 2012 г. в ЕС на чип будут записываться отпечатки указательных пальцев обеих рук.
Учитывая стремительное развитие отношений России и Евросоюза в последнее время, можно ожидать, что и решение вопроса о безвизовом режиме произойдет в самом ближайшем будущем.
Кстати, главный немецко-российский коммуникатор Александр Рар давно намекает, что ЕС отменил бы визы в обмен на вступление России в ВТО плюс выполнение такой же дорожной карты, как та, что была вручена Украине (возможно, с послаблениями в расплывчатых пунктах).
Впрочем, на самом деле важнейшая проблема России в этом аспекте — демонстрация неспособности остановить лавину нелегалов. Поэтому оседают и концентрируются они как раз в Украине. В масштабном и детальном докладе, который представил на слушаниях Комитета ВР по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности Василий Грыцак — глава подкомитета по вопросам законодательного обеспечения и парламентского контроля за деятельностью органов исполнения наказаний и дознания в органах Гостаможслужбы, — была впервые озвучена сенсационная цифра: количество проживающих в стране иностранцев колеблется в диапазоне от 5 до 7 млн. В то же время Россия и Беларусь, через которые в основном и шагает в наши пределы мигрант, пока, вероятно, не готовы подписать соглашения о реадмиссии.
Так что на саммите в Нижнем Новгороде Россия и ЕС отлично друг друга поняли — огурцы были помилованы [8], а Дмитрий Медведев теперь выступает с инициативой изменить избирательное законодательство в направлении снижения барьера, а также намекает, что некоторые условно либеральные партии пройдут фильтр регистрации. Думается, и такой прогресс в ЕС воспримут с оптимизмом: ведь демократизация подобна снежной лавине — начинается с неприметных (на первый взгляд) мелочей.
Вернемся, однако, к Украине.
8 На итоговой пресс-конференции на саммите Россия—ЕС в Нижнем Новгороде Дмитрий Медведев объявил, что РФ решила снять ограничения на ввоз свежих овощей из Евросоюза, введенные за неделю до того в связи с «огуречным скандалом» (многочисленные вспышки кишечной инфекции, в том числе с фатальными исходами, в ряде европейских стран). Сообщалось, что в ближайшее время руководство Роспотребнадзора должно согласовать с коллегами из ЕС сертификаты качества, дабы гарантировать безопасность ввозимой продукции.
Дератизация, развитие и конец страданий
Под протекторатом Брюсселя начнется устранение из функционирования украинской демократии дефектов, связанных с неформальными интересами олигархии и криминалитета, — в процессе расширения ЕС на восток такие процессы шли везде.
Ослабевание криминализации той или иной экономики, сокращение тени, а значит, и рост доходов бюджета страны (тем более что ЕС заинтересован в увеличении и своего бюджета!) всегда отражаются на ее индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП) — самой объективной из существующих оценок.
Сделаем оговорку: есть страны, которые в той или иной степени были обречены на бедность и медленный прогресс, но к географической Европе (с определенным исключением для отдельных регионов Балкан) это не относится. Итак, наименее развитая среди стран ЕС Болгария сегодня в рейтинге ИРЧП занимает 60-е место, тогда как лидер СНГ Беларусь — 63-е. В 2009 г. (кризисный обвал) — Болгария на 67-м месте, Беларусь дышит ей в затылок. В 2008-м Болгария на 53-м, Беларусь — на 65-м. В 2006 г., когда в СНГ лидировала РФ с 65-й позицией, Болгария заняла 54-ю (правда, она обошла Румынию с ее 60-й), а Беларусь — 67-ю.
Можно и в целом заметить, что в 1990—1995 гг., когда в государствах постсоветского пространства произошел обвал показателей, в Болгарии, в отличие от них, просто остановился подъем. Остальные страны — теперь новые члены ЕС — в худшем случае пережили мимолетный спад. А такие, как Польша, «побежали» вперед, по мнению аналитиков ООН, семимильными шагами. Здесь мы пользуемся данными ООН о динамике сравнительного ИРЧП за 1990—2010 гг.
Наконец, в более деловом, но влиятельном среди экспертов рейтинге «Индекс благосостояния» (The 2010 Legatum Prosperity Index Table Ran-kings) мы видим следующее: три наименее развитые страны ЕС получили бы среднее 48-е место, а страны ТС — 54-е. Средний ВВП на душу населения в ЕС — более 30 000 долл., в странах, принятых в 2004—2007 гг., — 17 985 долл., в странах ТС — 14 116.
Эти цифры показывают, какой из полюсов притяжения сильнее.
В значительной степени под внешним управлением, в качестве протектората ЕС, Украина вступит в фазу «конца истории» — в том смысле, в каком его проинтерпретировала ЦВЕ. А именно — как завершение объективно несчастливых малоудачных поисков «национальных идей» и «своей роли в мире». Не всем, конечно, по душе, что грохот давних сражений и национальная кухня переходят из политической дискуссии в ведомство туризма, но это гораздо лучше, нежели бессмысленное толкание локтями в этой части света. Такой процесс прошли все посткоммунистические страны, которые ныне стали членами ЕС и кандидатами на обретение данного статуса. Для Украины как государства с явно запоздавшим суверенитетом такая модель разрешения общественных противоречий представляется актуальной.
Несомненно, наша страна с ее гигантской теневой экономикой, имеющей неоднозначное социальное значение, с приватизацией государственной бюрократии «группами специальных интересов» и пр. — орешек крепкий. Однако учитывая как сказанное выше о глобальных интересах стоящей на наших границах империи, так и частные интересы украинских крупных собственников, мы без какого-либо удивления констатируем: европейский вектор переживает то усиление, которое обычно свидетельствует о консенсусе элит.
Нетрудно заметить, что в силу как щедрости всего сонма организаций, занятых в «бизнесе интеграции», так и боязни новых переделов собственности, ограничения гражданских свобод складывается определенный консенсус и в среде лиц, занятых в интеллектуальном обеспечении общественных и хозяйственных отношений.
Молчаливое согласие с евровектором выражает и бюрократия. С одной стороны, небезосновательно рассчитывая на существенное увеличение объемов технической помощи — ведь только от ЕС украинская власть напрямую получила начиная с 2007-го и еще получит до 2013 г. безвозмездно 11 млрд. грн… А с другой — в связи с тем, что первые фундаментальные шаги по присоединению к «империи бюрократов» будут наконец предприняты.
В той или иной степени синхронизация этого процесса с Россией закладывает фундамент создания уже в среднесрочной перспективе сверхдержавы — EuRussia. Интеграция Украины в ЕС — перебрасывание мостика к этому новому этапу. Другое дело, что список условий «унии» наследницы Рима с наследницей Константинополя будет вестись на условиях той, где государство — сильный, не подверженный проказе злоупотреблений, самодостаточный институт.
Отсюда и главный вопрос ко всем тем, кто сегодня обсуждает «раздвоение» внешнеполитического выбора Украины: насколько они серьезны?
Выбор сделан.
Пусть и не вполне нами, но и не совсем за нас. И с гораздо более далеко идущими комбинациями, нежели само по себе поглощение Украины.
Максим МИХАЙЛЕНКО, 2000