Замдиректора украинского филиала Института стран СНГ объяснил Pravda.Ru, как Крым справится с перекрытием Украиной подачи воды на полуостров.
- После того, как президент Владимир Путин направил письмо лидерам европейских стран с просьбой взять на себя ответственность за платежную дисциплину Украины и пригрозил перейти с мая на предоплату по поставкам газа на Украину, 19 апреля Украина полностью перекрыла подачу воды в Крым по северо-крымскому каналу.
Можно ли организовать альтернативные поставки? Спасут ли они ситуацию?
— Объем воды, который поступает с северо-крымского канала, еще советский, то есть запредельно большой, причем, у этого канала 50% воды — это потери. Поэтому, во-первых, несмотря на огромный забор, воды поступает даже чуть меньше половины, а во-вторых, расчет поступления спроса исходит из понимания проекта, что это будет полное советское понимание садоводства, виноградарства, рисового хозяйство и так далее.
Поднять за один год рисовое хозяйство нереально, нужна школа, нужна техника, нужен, в конце концов, инвестор или бюджет. И ни то, ни другое, ни третье невозможно хотя бы потому, что все эти чеки, да будет вам известно, давно приватизированы, причем по дурному, между двумя, тремя, порой между 13 собственниками, мне известны и такие случаи.
То есть единое гидросооружение, рисовый чек (заливное поле — прим. ред) разделен между несколькими собственниками. Один хочет сдавать в аренду, а другой нет, или его не устраивают условия. Все это требует времени на переделку.
Что касается питьевой воды, северо-крымский канал рассчитывал на то, что он будет подавать воду в наши водохранилища в случае наличия проблем с их собственными водохранилищами. Кому нужна питьевая вода, так это Керчи. И ради Керчи эти 350 км канала, в принципе, и тянули.
Сегодня правительство заявило о том, что оно обеспечит и организует сначала подвоз, а потом и подачу воды по пластиковому трубопроводу с Краснодарского края. Там имеются гидроресурсы — это река Кубань, все эти притоки, а что касается остального — в этом году мы выкрутимся.
Естественно, это неприятно хотя бы потому, что Украина потребляет российские газ, электричество, состоит в тысяче, а может, даже миллионе кооперационных связей с РФ, а Крым это часть РФ, но в одном-единственном вопросе не хочет уступить.
Например, Европа поступила не столько гуманно, сколько мудро: она сначала заявила о необходимости оформлять визы только в Киевских органах власти для поездки крымчан в ЕС, однако сегодня эти требования убрала, понимая, что это коснется других чувствительных моментов российско-европейских взаимоотношений. Не то, что не настаивает, не обостряет просто. А Украина обостряет.
Что касается Крыма — там есть один человек такой, крымчанин, фамилия его Сенченко, который будучи депутатом от БЮТа (Блок Юлии Тимошенко — прим. ред.), занял сегодня, наверное, еще незаконно, т. к. мандат не сложил, пост замглавы так называемой администрации президента Турчинова, тоже члена БЮТа.
При всем этом Сенченко понимает, что все, что он за это время накрал, других слов, извините не могу предложить — черноморскую телерадиокомпанию, завод ЖБИ, ялтинский санаторий 12.5 га в центре Ялты, корпуса, парк и так далее — все это он теряет, потому что там у него позиции очень зыбкие.
Помните скандал с цифровым кадастром, когда его даже не смог прикрыть генерал Ивахненко, начальник СБУ Крыма, крымского главка. Там и измена родине была, когда огни крали эти трапеции (наши топографические карты СССР), и таким вот образом Сенченко "чудесно" зарабатывал свой капитал и теперь таким же "чудесным образом" его теряет. Отсюда его личная ненависть к процессам, происходящим в Крым, и он намеренно обостряет ситуацию внутри администрации, но так как он начальник, на него пока аркана не было, потому что, по большому счету, там и президента-то нет. Они попытаются его провести 25 мая, как мы все знаем.
Поэтому это временные трудности. На мой взгляд, когда на Украине будет более-менее адекватная власть, она, вероятно, будет совершенствоваться, и тогда вопросы забора или незабора воды из канала, построенного на советские деньги (а это, кстати, тысячи работников, о них они тоже позабыли) будут решаться по-другому.
Есть еще альтернативный вариант — я как кадровый военный и как крымский патриот знаю, что если сейчас вот не пускают наших всех мужчин России от 16 до 60 включительно, (кстати, Путину можно, ему 61 год), значит, надо границу двигать. Если нас будут зажимать в клещи, как в сирийско-израильском конфликте. Почему Голанские высоты Израиль забрал? А потому, что там водоразборный пункт, и половина Израиля пьет эту воду. Здесь то же самое.
Если, несмотря на здравый смысл, на кооперационные миллионные связи с Украиной, этот вопрос будет так ребром жестко для нас стоять, ну что ж, нам придется брать в состав Крыма те области, которые раньше принадлежали Таврической губернии. Сегодня это кому-то кажется невозможным — таким, как Сенченко, а завтра это будет вполне приемлемый вариант для тех людей, которые не хотят иметь границу на перекопе, что с севера, что с юга.
- Может ли прекращение поставок воды или повышение на нее цены до запредельной быть основанием для миротворческой операции?
— А вопрос даже не в цене, а в исторической справедливости. Наше некогда единое отечество делало так, чтобы людям было хорошо жить и в Херсонской области, и в Крымской, и в Запорожской, и даже, извините, во Львовской. И идя навстречу пожеланиям граждан, мы это все можем спокойно провести исключительно парламентскими средствами, мы можем решить любой вопрос на территории нашего некогда единого отечества.
Между прочим, Одесса, город-герой, наверняка будет праздновать 9 мая, несмотря на то, что в Киеве кому-то этого очень не хочется. Да и в Киеве, в старинном русском городе, эти палачи и дети палачей, нацистов, окопались не на всю жизнь. Жизнь найдет пути решения в том числе и для маленького Крыма.
- Может ли Киев повысить цену за воду до тех же 480 долларов за тысячу кубометров (то есть приравнять к российской цене за газ), как предлагают некоторые блогеры?
— Это демагогия, на мой взгляд. Одно дело где-то там за полярным кругом на Ямале пробурить скважину, подвести туда в исключительно тяжелых условиях трубопровод, на мерзлоте, и другое дело — выкопать ямку, чтобы днепровская вода куда-то потекла. Это и ресурсы разные, и способ доставки и способ добычи разные. Поэтому эту демагогию — я не знаю, кто ее придумал — можно убрать.
Проще с Антарктиды или с того же Израиля брать воду, она выйдет дешевле. Вопрос даже не рассматривается. Вернее, вопрос в обиде одного маленького человечишки, который таким образом сегодня пытается и на патриотизме своей фракции сыграть, и отомстить. Ну, месть так месть, око за око.
pravda.ru