Государство-цивилизация переживёт любой длительный геополитический конфликт
Как государство-цивилизация, Иран будет стремиться восстановить своё влияние в Ираке, долгое время ему принадлежавшем. Американцы, фактически уничтожившие государственность Ирака, очевидно, отдали его южную часть в будущее обладание Ирану. Установление политического контроля Ирана над большей частью распадающегося Ирака — лишь дело времени. Государство, насчитывающее пятьдесят веков истории, всегда может подождать, чтобы выбрать подходящий момент.
Мы привыкли видеть в Иране всего лишь одно из крупнейших государств Среднего Востока. Просто государств. Между тем как это — целая цивилизация. Её код неоднократно менялся на протяжении нескольких тысячелетий. Тем не менее, всё это время она сохраняет свои явные отличия от соседей. Почти неизменно при этом и её географическое пространство.
Иран оказывается сродни Китаю и Индии как государство-цивилизация. Иран заметно меньше, но его своеобразие и прочность от этого ничуть не слабее.
Цивилизация Ирана насчитывает более пять тысяч лет. Она — по меньшей мере ровесница древнейшим цивилизациям долин Нила, Тигра и Евфрата. Колыбель иранской цивилизации — низовья рек Карун и Керхе (провинция Хузестан, юго-запад Ирана). Там около 3000 лет до н.э. возникло государство Элам.
Мы знаем о нём в основном от соседей — древних вавилонян и ассирийцев, так как собственная историческая традиция Элама не сохранилась. С трудом читаются и эламские надписи. До сих пор точно неизвестно, с какими из современных языков он находится в родстве.
Однако огромное влияние Элама на всю последующую цивилизацию Ирана отрицать не приходится. Когда древние мидяне в VII в. до н.э. овладели современной территорией Ирана, они перенесли свою столицу в Сузы — древнюю столицу Элама. Когда же спустя столетие гегемония мидян сменилась персидской, персы тоже сделали Сузы одной из своих столиц. Бывшая эламская столица не утратила своего статуса даже после того, как Персидское государство стало крупнейшей мировой империей древности — от Египта до Памира, от Греции до Индии. А эламский язык был одним из государственных языков державы Ахеменидов. Это продолжалось до IV в. до н.э., когда Персидской империи пришёл конец под ударами Александра Македонского.
Две с половиной тысячи лет существовала цивилизация Элама — столько же, сколько существует её наследница, цивилизация Ирана. Наследие Элама в Иране трудно вычленить и оценить по уже названным причинам, но, несомненно, оно должно быть огромно уже в силу огромной продолжительности её существования на данной территории (как древнеегипетской цивилизации на территории Египта).
После державы Ахеменидов иранские государства не достигали такого территориального могущества, но были гораздо устойчивее. В сущности, с создания Парфянской империи (III в. до н.э.) непрерывный ряд иранской государственности тянется до нашего времени.
Изначальной древней Парфией была область к юго-востоку от Каспийского моря, в горах Копетдага (частично на юге нынешней Туркмении). Держава, созданная парфянской династией, протянулась от Евфрата до Инда, от Армянского нагорья до Гиндукуша. На её окраинах велась борьба с соседями, многие территории переходили из рук в руки. Но основная её часть осталась ядром иранской государственной территории всех последующих веков.
Парфянская держава просуществовала почти пять столетий. В последние три века своей истории она была главным конкурентом Римской империи за владычество на Среднем Востоке. В III в. н.э. парфянская династия была свергнута династией Сасанидов. Началась эра Сасанидского Ирана, продлившаяся до VII века, четыре столетия. Она известна несколько лучше, чем предыдущая.
Хотя Сасаниды постарались изгладить из исторической памяти иранцев время парфянской династии, они унаследовали от неё и государственную религию (зороастризм), и основную государственную территорию, и главное геополитическое противоборство — с Римом. А когда Римская империя разделилась надвое, противостояние велось между Сасанидским Ираном и Византией. В 628 году при царе Ираклии I Византия нанесла Сасанидскому Ирану такой удар, от которого тот уже не оправился. Менее, чем через четверть века он был завоёван арабами.
Тринадцать веков, прошедших от заселения Иранского нагорья арийскими племенами (от которых страна и получила своё имя) до завоевания его войсками арабского халифа, принесшими сюда зелёные знамёна ислама, были эпохой господства зороастризма в Иране. Тринадцать веков — столько же, сколько в Иране существует ислам.
В эпоху Сасанидов, то есть спустя тысячу лет после своего появления, зороастризм стал приобретать черты догматической и нетерпимой религии. Иногда это связывают с влиянием христианства. Факты, однако, говорят о том, что зороастризм раньше стал нетерпимым к инаковерующим, чем христианство стало государственной религией в Римской империи.
В конце III в. жрец Картир, главный «политтехнолог» шаха Варахрана II, произвёл монотеистическую реформу зороастризма, уничтожив культы других богов, кроме Ахурамазды. После его смерти имя его оказалось настолько ненавистно стране, что было стёрто из всех официальных хроник, однако его реформа осталась в силе. Историки считают, что Картир пытался обеспечить духовное единство империи в противоборстве с Римом. В известной степени, это удалось.
В Римской империи христианство было легализовано только в 313 г., и лишь в 391 г. оно стало единственной государственной религией. Таким образом, христианство сделалось идеологическим знаменем Византии позже, чем зороастризм — Ирана, в крупнейшем геополитическом противостоянии поздней древности. На ходе идеологических споров теперь прямо отражалась борьба двух империй. Не согласные с догматами православной церкви византийские диссиденты находили убежище в Иране. Монофиситы и несториане становились «пятой колонной» Ирана в Византии. Правда, не Иран, а арабы сумели этим, в конце концов, воспользоваться.
Арабское завоевание Ирана показало, сколь прочны корни цивилизации этой земли. Быстрое вытеснение зороастризма исламом объяснялось не только особенной нетерпимостью последователей пророка Мухаммеда к «язычникам», как они именовали последователей Заратуштры (к иудеям и христианам, как «знавшим пророков», отношение мусульман было, как известно, более терпимым; впрочем, всё объяснялось проще — иранский шах приказал повесить первых посланцев Мухаммеда, убеждавших того принять ислам). Новая религия, оказавшаяся сильнее прежнего зороастризма, могла показаться иранцам могучим идейным оружием в борьбе против всё того же извечного геополитического врага — Восточной Римской империи.
Ислам был довольно быстро усвоен Ираном в форме своего оппозиционного направления — шиизма. В этом, несомненно, следует видеть древнее наследие. Неспроста, очевидно, в шиизме гораздо сильнее, чем в суннизме, выражены мотивы борьбы за правое дело здесь, на земле, в этом мире. Ведь зороастризм тоже был основан на вере в постоянную борьбу доброго начала со злым и конечную победу добра.
Географический ареал господства шиизма тоже удивительно точно совпадает с границами цивилизации древнего Ирана. Это — не совсем Иран в его нынешних государственных границах. Шиизм преобладает на большей части территории Исламской Республики Иран, за исключением Белуджистана и узкой полосы вдоль побережья Персидского залива (где живёт много арабов, переселившихся в позднее время из Аравии). В то же время шиитами являются большинство мусульман на юге Ирака и в Азербайджане. Но ведь Белуджистан редко входил в древнюю Парфию и государство Сасанидов. А зато Мидия Атропатена и Гиркания (нынешний Азербайджан), а также Месопотамия, как правило, были частями этих древних иранских империй. Современное господство там шиизма — наследие веков зороастризма. Точно также, как и в ряде внутренних районов Афганистана.
А вот Средняя Азия к северу от Копетдага и верхней Амударьи, тоже долго бывшая окраиной иранской цивилизации, не сохранилась в таком качестве. Это было вызвано миграциями туда тюркских народов, особенно интенсивно происходившими в XI-XIII вв. Пришельцы-«язычники» оказались под властью единой Золотой Орды, принявшей в XIV в. суннитский ислам. Эти земли оказались для Ирана потерянными. Впрочем, там и прежде влияние Ирана никогда не было безраздельным.
Культура арабских завоевателей Ирана довольно быстро и органично легла на персидский субстрат. Различия двух народов сгладились весьма быстро. Большинство арабов оказались ассимилированы. Независимая иранская государственность восстановилась, но уже как мусульманская, причём шиитская.
В средние века шиитский Иран оказался противостоящим миру суннитского ислама, возглавляемому халифом (с начала XVI века этот титул возложили на себя османские султаны). В Османской империи персов-шиитов называли «кызылбашами» (из-за древнего национального обычая персов, существовавшего ещё при Ахеменидах, красить бороды хной) и вели с ними беспощадную борьбу. Незыблемые законы геополитики возродили борьбу между Ираном и государством к западу от него, только теперь на место Рима и Византии встала Османская империя. И снова, как и тысячелетием-двумя раньше, Месопотамия и Закавказье стали территориями, за которые боролись две крупнейшие империи Среднего Востока.
Месопотамия (Ирак) в конце концов осталась за османами. Но их господство там не было прочным. Новые претенденты на роль древнего Рима — британцы — воспользовались этим в начале ХХ века. В завоевании Британией Месопотамии в ходе Первой мировой войны и создании там марионеточного государства Ирак известную роль сыграло сепаратистское движение местных шиитов.
Современный Иран лишь очень отдалённо напоминает государство-нацию. Это этнически многослойное государство, в котором персы господствуют только по своей традиционной роли в культуре. Самих персов меньше половины населения Ирана. Ещё около четверти — народы иранской группы, говорящие на языках, близких к фарси. Это курды, луры, бахтиары, гиляне и мн.др. Они, однако, не сливаются с персами в один народ, а существуют отдельно уже более тысячи лет, сохраняя язык и обычаи. Свыше 20% населения — азербайджанцы, которые, несмотря на тюркский язык, теснее связаны с персами, чем некоторые индоевропейские народы, благодаря общей вере — шиизму.
Шиизм исповедуют более 90% жителей Ирана. Традиционные верования меньшинств — христианство разных конфессий, зороастризм — признаются законом Исламской Республики.
Иран — не просто политическое образование. Современный Иран — геополитическое наследие пяти тысяч лет. Он обладает устойчивой территорией с конкретным цивилизационным содержанием. Одной из характеристик этой цивилизации служит единая государственность на протяжении тех же почти пяти тысяч лет, с относительно небольшими перерывами. В отличие от столь же древних цивилизаций, как индийская и китайская (а также исчезнувшая египетская), периоды политической раздробленности Ирана невелики и редки. Государственное единство всей цивилизационной территории, можно сказать, это имманентная сущность Ирана.
Поэтому любой политический план, клонящийся к длительному расчленению Ирана, следует отнести к области фантастики. Если этого не учитывают геостратеги Вашингтона, то тем хуже для них. Государство, существующее пять тысяч лет, не может быть разрушено в одночасье.
Это свойство Ирана важно для любой страны, имеющей интересы в этом регионе, следовательно, и для России тоже.
Как государство-цивилизация, Иран будет стремиться восстановить своё влияние в Ираке, долгое время ему принадлежавшем. Американцы, фактически уничтожившие государственность Ирака, очевидно, отдали его южную часть в будущее обладание Ирану. Установление политического контроля Ирана над большей частью распадающегося Ирака — лишь дело времени. Государство, насчитывающее пятьдесят веков истории, всегда может подождать, чтобы выбрать подходящий момент. США, НАТО, Евросоюз, любые глобализации, начиная от эллинистической и кончая современной евро-атлантической — всё это лишь песок времени, летящий мимо незыблемых каменных рельефов Бехистуна...
Ярослав Бутаков, WIN.RU