Вчера Александр Турчинов заявил, что во время проведения в Донецкой области "антитеррористической операции", украинские войска понесли тяжёлые потери, потеряв воздушно-десантную бригаду, оснащённую боевой техникой. Правда, потеряна она была не в кровопролитных боях с "террористами", а в связи с её расформированием по приказу всё того же временно исполняющего обязанности верховного главнокомандующего Украины.
Впрочем, стоит признать, что решение Александра Турчинова ликвидировать 25-ую отдельную воздушно-десантную бригаду является всего лишь юридическим оформлением её фактической потери. Ведь днём ранее её бойцы не просто сдали оружие, но подняли российский флаг и влились в ряды тех, против кого они должны были проводить жёсткие "антитеррористические" мероприятия. После такого конфуза сделать вид, что ничего не случилось, Киев не мог.
По этому поводу и.о. президента Украины Турчинов сказал буквально следующее: "я хочу вас проинформировать, что 25-я отдельная воздушно-десантная бригада, военнослужащие которой проявили трусость и сдали оружие, будет расформирована, а военные, которые виновны в этом, будут отвечать перед судом".
То есть, если верить Александру Турчинову, мотивом сдачи десантниками оружия была трусость. Иначе говоря, их вооружённое подразделение, усиленное боевой техникой, но при этом заблокированное местными жителями (!) на железнодорожном переезде возле поселка Пчёлкино (под Краматорском), настолько сильно чего-то испугалось, что сдало без боя своё оружие и технику.
В связи с этим возникает вопрос: чем же так напугали десантников жители Пчёлкино? Ведь, судя по последствиям, что-то невероятное заставило военных (в бригаде служат только контрактники) без единого выстрела сдаться поселковым "террористам".
А ведь в марте, правительственный портал с гордостью сообщал, что воины десантной роты 25-й отдельной воздушно-десантной бригады ВДВ ВСУ, которая в феврале этого года прибыла в расположение 36-ой отдельной бригады береговой обороны ВМС ВСУ в пгт. Перевальное для участия в плановых совместных учениях с войсками береговой обороны, стали "активными участниками обороны военного городка, продемонстрировав образцовое мужество, выдержку и патриотизм".
То есть, в марте десантники 25-й отдельной воздушно-десантной бригады ВДВ ВСУ демонстрировали образцовое мужество, выдержку и героизм, а уже апреле – трусость, за которую подразделение расформировали, а его командиров, видимо, будут судить.
Однако, ничего странного в этом нет. Очевидно, что украинские десантники сдали своё оружие не из-за страха, а руководствуясь совершенно иными побуждениями – своей клятвой, которую давали не и.о. президента, а народу Украины, против которого их бросили воевать киевские власти. То есть сегодня перед военнослужащими Украины стоит непростая дилемма – кому служить – нелегитимной власти, сулящей трибунал и кары за невыполнение распоряжений или народу, против которого не каждый из них, военных, готов воевать. Это – моральный выбор каждого и принимает решение каждый самостоятельно…
Проблема украинских вооружённых сил в том, что ситуация с 25-ой отдельной воздушно-десантной бригадой это не исключение, а правило. Ведь в результате "доблестной обороны Крыма", о которой так много вещали украинские СМИ, полуостров перешёл под полный контроль России без единого выстрела. Украинская армия, находящаяся на территории АРК сопротивления не оказала, проявив чудеса пацифизма. При этом из 20 тысяч украинских военных, находившихся в Крыму, уехать на Украину после капитуляции согласились по официальным сообщениям лишь около 4 тысяч. Более того, 10 тысяч бывших украинских военнослужащих сразу же после крымских событий заключили контракты с Российской Федерацией о службе в рядах её армии, о чём сообщило Министерство обороны Украины.
Крайне сомнительно, что двадцатитысячная украинская армия, находившаяся на полуострове, сдалась из-за сильного испуга, а потом из-за этого же испуга половина её военнослужащих пошла служить в российскую армию. Турчинову удобнее записать всех, кто не хочет поддерживать возглавляемый им политический режим, в трусы и предатели. Так проще, потому что это позволяет не отвечать на вопрос, почему десантники, вчера "проявлявшие мужество", вдруг оказываются "трусами и предателями", столкнувшись с безоружным народом.. Потому что действительные причины "трусости" и "предательства" украинских военных, точно так же, как и "сепаратизм" гражданского населения, практически несовместимы с дальнейшим существованием Украины в её нынешнем государственно-политическом формате.
На мой взгляд, т.н. "трусость" и "предательство" украинских военных обусловлены тремя основными причинами: во-первых, полным развалом вооружённых сил Украины; во-вторых, неспособностью украинских военнослужащих увидеть в гражданском населении Юго-Востока и России врага; и, в-третьих, непониманием того, во имя чего и под командованием кого им надо убивать и умирать.
Все годы независимости Украина с успехом продавала гигантские запасы доставшихся ей от Советского Союза вооружений. Этот процесс настолько хорошо шёл, что в течение двух десятилетий от вооружений армии, когда-то входившей в первую пятёрку наиболее сильных армии мира, фактически остался некондиционный хлам. Об этом недавно непосредственно свидетельствовало самовозгорание пяти танков в Кривом Роге, взрыв самоходной гаубицы в Херсонской области, падение бомбардировщика "Су-24 М" 7-й бригады тактической авиации ВВС Украины и масса иных инцидентов, которые не просочились в СМИ.
Но дело ведь не только в старых и некондиционных вооружениях. Пожалуй, главная проблема украинской армии в успешно утраченном ею профессионализме. Военное ремесло вещь крайне сложная. И овладение этим ремеслом требует долгого времени, больших усилий и значительных материальных затрат. Ни первого, ни второго, ни третьего у солдат и офицеров украинской армии не было. И нет. По сути, вооружённые силы страны стали гигантским обозом, в котором два десятилетий кормится невероятное для масштабов Украины количество генералов.
Кроме этого, "битвы" за Крым и Юго-Восток наглядно продемонстрировали тот факт, что, несмотря на усилия украинской пропаганды, армия Украины не воспринимает неугодную правящей элите часть населения страны, а также Россию в качестве врага. Правящему режиму на Украине до сих пор не удалось создать в массовом сознании желаемый для него образ врага. Именно поэтому украинская армия видит как в "сепаратистах" Донбасса, так и в "оккупантах" России СВОИХ. А, как известно, в своих не стреляют.
И, наконец, за два с лишним десятилетия независимого, самостоятельного существования Украина не создала тех особых, сугубо украинских символов и ценностей, ради которых её граждане могут жить, умирать и, если надо, убивать. Казённый патриотизм современной Украины поражает своей пустотой. В пафосе украинских политиков и паркетных журналистов нет содержания. А если и появляется необходимость что-то пафосно провозгласить, то… все равно обращаются все к тому же русскому культурному коду. Именно поэтому во время крымских событий украинское телевидение не придумало ничего лучшего, чем непрерывно цитировать гениальные строки из стихотворения русского поэта Константина Симонова "Жди меня". И именно поэтому капитан украинского корабля на поступившее ему от россиян предложение сдаться, гордо ответил: "Русские не сдаются!"
Андрей Ваджра, публицист