Русское Движение

Зона свободной торговли: Евросоюз нашел способ заработать на «украинской мечте»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

ЕВРОСОЮЗ Украина

Глава МИД Украины Константин Грищенко заявил, что Украина сделает Евросоюз более сильным. Тут можно согласиться — Зона свободной торговли, безусловно, крайне выгодна для ЕС. Можно не сомневаться, что европейские компании наверняка будут благодарны Украине. В конечном счете, Украина получит множество товаров европейского производства, с которыми не сможет конкурировать её собственная промышленность, а Евросоюз включит Киев в свою сферу влияния, не заплатив за это ни цента. И даже наоборот — еще и хорошо заработав на всем этом!

 

Следующий, 2012 год наверняка будет годом больших перемен. В одном временном отрезке сойдётся очень большое количество факторов, которые и по отдельности вполне способны привести к изрядным потрясениям и смене жизненных укладов больших групп населения на весьма обширных территориях. Можно сказать, что текущие новости с фронтов Ближнего Востока и биржевой деятельности выступают лишь в качестве пролога. Основная часть ещё впереди. Проявления финансового кризиса будут следовать всё чаще, единственный кардинальный выход из этого состояния, которым может быть лишь построение новой системы мироустройства — пугает своей новизной, да и гиганты нынешней системы сил и ценностей до последнего будут стараться сохранить статус-кво, не считаясь с потерями третьей стороны.

Как всегда бывало в таких случаях, начинается поиск союзников и построение альянсов, как правило, взаимовыгодных. Точнее, это зависит от мотивации руководства государства, стремящегося обрести надёжные тылы — насколько оно разбирается в ситуации, стоят ли на первом месте интересы собственной страны и населения, или же существуют другие причины, определяющие направление, в котором ведётся работа по поиску родственных душ.

Прежде всего, нужно озаботиться стабильностью торговли. Всякий финансовый кризис характеризуется тем, что товары перестают продаваться, на немногих оставшихся рынках царит жесточайшая конкуренция и непредсказуемая ценовая политика, свободные капиталы для модернизации и даже сохранения производства отсутствуют. И без предварительной подготовки и гарантий свободного товарообмена страна рискует оказаться отброшенной далеко назад в своём развитии, а то и попасть в зависимость от иноземных держав, обладающих большими ресурсами.

Можно быть уверенным в том, что все риски свободного плавания во время экономических и геополитических штормов руководство России, Беларуси и Казахстана осознаёт. С 1 января 2012 года на территории этих государств будет образовано, а к июлю 2012 заработает в полную силу Единое экономическое пространство. Сама идея которого в кратком изложении и предполагает создание максимально защищённой от внешнего негативного воздействия области, в которой будут свободно перемещаться как товары, так и капитал и рабочая сила, а таможенное и прочие околоторговые законодательства будут унифицированы для устранения большинства препятствующих росту коммерции барьеров. Поскольку в ЕЭП входит территория, по своим параметрам равная 60-70% бывшего СССР, отдельные наши «доброжелатели», вроде стремящейся стать кандидатом в президенты США от Республиканской партии Мишель Бакман, уже поспешили объявить о своей глубокой озабоченности «подъёмом Советского Союза».

С геополитической точки зрения, нужен ещё один логичный «угол», который позволил бы ЕЭП стать игроком с совершенно новыми качественными возможностями, которые позволили бы не только обезопасить себя, но и начать игру на более серьезном уровне. Речь, разумеется, идёт об Украине.

Какие-то телодвижения в сторону ЕЭП украинские руководители предпринимали с 2003 по 2004 гг. Задача состояла в том, чтобы клятвенно уверять в вековечной партнёрской дружбе, добывая для себя ощутимые — и односторонние — экономические уступки. Так продолжалось до рубежа 2004-2005 и получения гетманской булавы Виктором Ющенко. Который, как известно, решил сменить набор дипломатических пластинок и полностью сконцентрировался на отношениях с ЕС и НАТО. Даже на уровне риторики, не говоря уж о делах фактических, стремления дружить с Россией не наблюдалось. При этом весь киевский политбомонд испытывал горькую и неприкрытую обиду из-за того, что одновременно с разворотом в сторону Запада прекратились и финансовые преференции от России.

В 2005 году Ющенко заверил всех, что в 2007 году Украина будет в ЕС. Хотя сами представители Евросоюза не уставали повторять — конечно, чисто географически, в виду своего существования на европейском континенте, Украина в ЕС войти может. Что, однако, вовсе не предполагает этого события в прогнозируемом будущем, а то и вовсе. Представители двух столпов ЕС, Франции и Германии говорили прямо: «Если мы примем Украину в ЕС, то мы подавимся».

Прошло 6 лет. «Дружественный» России президент Янукович, окончательно махнув рукою на своих русскоязычных избирателей и предвыборные обещания, по проторенной дороге устремился в Европу. И даже написал статью, приурочив её к скорому празднованию 20-летия украинской независимости. Позволю себе процитировать некоторые избранные места.

«Украина не просто хочет быть европейской страной. Этот географический факт не нуждается в лишних подтверждениях. Мы хотим приобщиться к большому европейскому проекту — построению единой Европы на основе ценностей свободы, демократии и права. Приобщиться в сложное время, стремясь получить не субсидии или поблажки, а возможности и права. Приобщиться, вопреки жесткому давлению и сознательному торможению, на правах равных партнеров. Приобщиться — ради нашего общего будущего», — считает Янукович.

В принципе, права и возможности — это в случае Украины есть синонимы субсидий и поблажек. Между тем, сейчас развитые страны ЕС всерьёз раздумывают о том, как бы сделать так, чтобы Германия и Франция не платили за Грецию и Португалию.

Но на кого будет больше похожа живущая благодаря кредитам Украина в случае своего вступления в ЕС, если это событие, предположим, вдруг когда-нибудь произойдет? На Германию или, всё же, на Грецию? И какие это будет означать последствия для остальной Европы, вынужденной за счёт 2-3 государств обеспечивать стабильность своей валюты? Ведь основная ценность евроинтеграции по-украински как раз и состояла в восприятии ЕС как объединения государств с разными экономическими возможностями, но одинаковым процветанием.

Ющенко обещал ЕС через два года. Янукович сообщает — это будет «лет через 10», при этом понятно, что вторая цифра столь фантастична, как и первая. И имеет больше отношения к идеологии, чем к экономике.

Не будем спорить — любой стране нужна национальная мечта, идея, пусть заведомо недостижимая, но заставляющая к ней стремиться. Неважно, американская ли это мечта о поголовном преуспевании или аналогичная по сути идеология СССР. Именно на пути к абстрактной мечте государство решает множество задач, от модернизации экономики до явного улучшения уровня жизни граждан.

Можно сказать, что «украинский путь в ЕС» имеет то же значение, по крайней мере, внешне. Но существует нюанс — сроки достижения этой мечты вообще не должны устанавливаться, и тем более они не должны зависеть от воли третьих лиц. К тому же, любой путь, если он подразумевается как путь развития, должен приносить некие тактические, явно осознаваемые плоды, именно в них главная ценность. Если их нет уж сколько лет подряд, то стоит задуматься: возможно, этот путь ведет не к успеху, а в тупик?

Ещё более наивно выглядит фраза про «10 лет». На то, чтобы «перекроить» Ближний Восток потребовалось полгода. Кризис заставляет обсуждать варианты реорганизации и даже ликвидации ЕС полностью или частично. Что будет через 10 лет можно лишь предполагать. Получается, что «Украина в Европе» — это не более, чем романтический миф. Однако украинский президент до сих пор с непонятным упрямством именует это «национальным прагматизмом».

Мнение же самого ЕС остаётся прежним. В феврале 2011 года посол ЕС на Украине Жозе Мануэль Тейшейра заявил, что в настоящее время Украина не соответствует минимальным условиям для обсуждения вопроса членства в ЕС. Впрочем, президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу написал полную неконкретных обещаний статью по поводу 20-летия украинского государства. Суть послания, как и 6 лет назад, сводится к тому, что Украина должна проводить реформы, она только начала реализовывать свой потенциал, и на этом пути ее еще ждет большая, трудная работа. А само вступление в ЕС — как-нибудь потом. Выгод и результатов в конкретные сроки Баррозу не обещает. «Я по-прежнему буду использовать все свое влияние, чтобы попытаться убедить украинское руководство в том, что ему необходимо сконцентрироваться на будущем, а не постоянно оглядываться в прошлое», — многозначительно заявил президент Еврокомиссии.

Хотя есть один аспект, по которому наметился явный прогресс. В конце концов, деньги и свободный рынок европейским компаниям нужен уже сейчас, и они то уж точно не желают «концентрироваться на будущем». «Успехи в политике и экономике страны, достигнутые за двадцать лет независимости, будут зафиксированы в новом амбициозном Соглашении об ассоциации, включающей углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли. Со своей стороны мы просим Украину подтвердить приверженность основным ценностям, которых обязаны придерживаться все государства — члены ЕС, то есть принципам соблюдения прав человека, демократии и основных свобод, верховенства права и свободы слова», — отмечает Баррозу.

Таким образом, все будут счастливы — Украина получит множество товаров европейского производства, с которыми не сможет конкурировать её собственная промышленность, а Евросоюз включит Киев в свою сферу влияния, не заплатив за это ни цента. И даже наоборот — еще и хорошо заработав на всем этом!

Как сообщалось ранее, глава МИД Украины Константин Грищенко заявил, что Украина сделает Евросоюз более сильным. Тут можно согласиться — Зона свободной торговли, безусловно, крайне выгодна для ЕС. Можно не сомневаться, что европейские компании наверняка будут благодарны Украине.

Кстати, статья президента Еврокомиссии оперирует интересными статистическими данными, заставляющими дополнительно задуматься над тем, что действительно нужно Европе от Украины. В ней Баррозу называет ЕС «крупнейшим торговым партнёром Украины» по итогам 2010 года. Однако Государственный комитет статистики Украины сообщает следующее: экспорт товаров составил $31,6 млрд, импорт — $36,2 млрд, по сравнению с 2009 г. экспорт увеличился на 33,2%, импорт — на 31,8%. Внешнеторговые операции проводились с партнерами из 210 стран мира. Объемы экспорта в страны СНГ составили 36,1% от общего объема экспорта, Азии — 27,2%, Европы — 26,5% (в т.ч. в страны Европейского Союза — 24,7%). Это экспорт. Что касается импорта, то доля стран СНГ составила 43,5% от общего объема, Европы 33,4% (в т.ч. из стран Европейского Союза — 31,8%), Азии ?15,9%. В общем объеме импорта наибольшие поступления осуществлялись из России — 36,2%, Китая — 7,7%.

Итак, где же находится «крупнейший торговый партнер Украины» — на Западе или на Востоке? И куда, в какое торговое объединение следует вступать Украине, согласно логическим выводам из информации её же госкомстата?

Андрей Полевой, WIN.RU