Русское Движение

Российский киборг: Всевидящий и страшный

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Наше боевое снаряжение ХХI века по многим показателям превосходит западные образцы. Но до войск доходит с трудом

Одной из «изюминок» минувшего авиакосмического салона МАКС-2009 стала демонстрация французской экипировки солдата будущего FELIN. Состоящая из брони, электроники, тепловизоров, ночных прицелов, самого современного стрелкового оружия амуниция произвела на руководство нашего Министерства обороны и Генштаба столь неизгладимое впечатление, что решено было срочно покупать у французов FELIN. Для начала – два десятка комплектов, а там как получится. Ситуация грозила оставить отечественную оборонку без подобных заказов. Началось спешное шевеление и в нашей стране. Итогом стал российский комплект боевой экипировки солдата, который Климовский Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) точного машиностроения в кооперации с другими организациями промышленности впервые представил на проходящем в подмосковном Жуковском авиакосмическом салоне МАКС-2011. Многие назвали его сенсацией. Желание сравнить детище наших конструкторов с зарубежным аналогом напрашивается само собой.

Прежде всего, отметим, что над эффективной защитой солдата на поле боя и повышением его боевых возможностей работают все ведущие страны мира. То, что получается, не только увеличивает шансы выжить на поле боя, но и интегрирует каждого солдата и офицера в цифровую систему управления боем.

Например, у американцев уже создан комплект «Сухопутный боец» Land Warrior. Он испытан во время войны в Ираке и уже поступает в войска. Однако по общему признанию, французская продукция все же лучше. Поэтому попристальней присмотримся именно к ней.

Что представляет собою FELIN? Одетый в эту амуницию военный превращается в настоящего киборга-убийцу. Врага он засекает и днем, и ночью. Всегда видит на персональном цветном жидкокристаллическом дисплее свое точное месторасположение и расположение боевых товарищей на позициях. И обязательно – выявленное всеми средствами разведки расположение противника в радиусе нескольких сот метров. А благодаря наличию специального «человеко-машинного интерфейса» оборудования может вести огонь из своего оружия по невидимой цели, например, не высовываясь из-за укрытия или угла здания. Что не покажет дисплей, солдату сообщит индивидуальная цифровая радиостанция, которая работает в закрытой системе радиообмена. В случае сильных помех радиостанция тут же самостоятельно начнет сканировать эфир в поисках наиболее доступных каналов связи. Комплект FELIN, кроме того, включает светоусиливающий бинокль и лазерный дальномер. Все это работает от миниатюрных аккумуляторов. Вместе с бронезащитой и оружием весит 26 килограммов. Правда, вещь недешевая – по 45 тысяч евро за штуку. Но солдатская жизнь, считают на Западе, намного дороже.

Что есть у России? К сетецентрическим войнам мы начали готовиться, когда американцы с французами по этому поводу даже не чесались. В СССР о том, чтобы солдат бездумно не метался по полю боя, подчиняясь командам немногим больше его знающего взводного, задумались еще в 80-е годы прошлого века. Приняли на вооружение автоматизированную систему управления «Маневр». Цветных дисплеев, конечно, в ней не было. Но «Маневр» давал возможность тесно увязать действия всех подразделений в единую систему. Задачи менялись и доводились автоматически одновременно с изменением обстановки. Огонь по своим исключался.

Ничего подобного на Западе не было. Да и у нас систему успели внедрить только в группах войск, дислоцированных в Восточной Европе. После распада Советского Союза и Варшавского договора система управления «Маневр» оказалась у американцев. Те немедленно проверили ее в командно-штабной игре. Эффект их поразил: войска, управляемые «Маневром», наголову разгромили условного противника, действовавшего по привычным калькам НАТО.

В начале 90-х годов уже российский Генштаб решил пойти дальше. Решено было сделать рывок: управление довести до каждой боевой машины, каждого вертолета и самолета. Но главное - до каждого конкретного солдата. Этого тогда не делал никто в мире. Новую разработку назвали «Полет-К».

Но какой рывок возможен в условиях тотального недофинансирования армии и развала оборонки? К 2000 году «Полет-К» испустила дух.

Когда с финансами стало полегче, Генштаб снова взялся за свое. Так в 2007 году родилась единая система управления тактическим звеном «Созвездие». Она представляет собой весьма разветвленную компьютерную сеть, объединяющую все боевые единицы, участвующие в обороне или наступлении — от солдата до танка и самолета. По замыслу, дисплеи есть в каждой боевой машине и у каждого солдата. Информация на мониторы поступает из штаба, от разведгрупп, беспилотников и так делее.

С родной нашей войсковой действительностью это, надо признать, вязалось слабо. Потертые ватники, «калаши», кирзачи и громозкие бронежилеты, в которых российская армия прошла Чечню и Южную Осетию, были, да и сегодня кажутся защитникам Отечества куда привычней компьютеров. Тем не менее, с горем пополам «Созвездие», по утверждению создателей, довели до ума. В конце 2009 года испытали на бригадных учениях в тогда еще Московском военном округе. Чтобы не опозориться, за полгода до этого солдат и офицеров Таманской бригады начали натаскивать в специально оборудованных компьютерных классах. Все равно получилось не очень. В учебном бою на полигоне к «Созвездию» подключили далеко не каждого солдата-таманца. Потому что на полигоне было всего 280 единиц компьютерной техники. Тем не менее, бороться с нею бригаде пришлось ожесточенней, чем с условным противником. 137 отказов и сбоев, из которых лишь 12 по вине операторов!

В общем, с системой управления нашими киборгами пока как-то не задается. А что с индивидуальным снаряжением?

Его создают по утвержденном Генштабом программе «Боец-ХХI». И тут, судя по всему, выходит куда лучше, чем с «Созвездием». Как обычно, благополучней всего с броней и стрелковым оружием. Хуже – с электроникой и связью. В итоге к 2000 годам первым родился комплект боевой экипировки «Бармица». Всего – 60 элементов. Среди них - новый автомат «Абакан» или пулемет «Печенег», боевой разгрузочный жилет с патронами и гранатами, бронежилет «Забрало», способный спасти от пули, выпущенной с расстояния 10 метров. На голову – защитный шлем «Борит-М». На грудь – портативная радиостанция «Акведук». За спину – спальный мешок с накомарником и надувной подушкой. Кроме того, средства индивидуальной защиты, приборы ночного видения и индивидуальный источник тепла. Фильтры для очистки воды, таблетки, которые можно опустить в набранную из лужи жидкость и потом, когда она чуточку отстоится, безбоязненно пить, не опасаясь диареи. Даже механические противоударные наручные часы, испытанные в условиях высокогорья – и те решено было вручить идущему под пули солдату.

После того, с чем пришлось воевать на Северном Кавказе, это выглядело сказочно. Настолько, что с 2004 года Минобороны начало масштабные закупки «Бармицы» для десантников и спецподразделений. Но скоро осознало, что сделало это напрасно. Общий вес комплекта «Бармицы» - 36 килограммов - оказался таким, что был способен на марше загнать даже лошадь. Хилых российских призывников, масса тела которых редко превышает 60 килограммов, - и подавно. Новинку в войсках стали использовать по элементам, а конструкторы принялись за новую разработку. Назвали ее «Ратник».

Если не вдаваться в подробности, получилось еще круче. С помощью новой боевой экипировки каждый солдат получит возможность следить за полем боя, передавать видеоизображение и координаты противника. На военнослужащего навесили коммуникатор, который определяет его координаты при помощи систем ГЛОНАСС и GPS, что позволяет решать задачи ориентирования, целеуказания и другие прикладные расчеты. Система поражения «Ратника» включает в себя современную модификацию автомата Калашникова с подствольным гранатометом и прицелами дневного и ночного видения, а также видеомодуль, позволяющий вести стрельбу из-за укрытия или из-за угла. Костюм «Пермячка», являющийся частью новой экипировки, гарантирует пехотинцу защиту на уровне шестого класса. Это означает, утверждают разработчики, что солдат сможет выдержать выстрел из снайперской винтовки Драгунова с десяти метров. Хотя как-то сомнительно. Потому что удар пули будет таков, что Богу душу отдашь даже, если бронежилет отделается лишь царапиной.

Впрочем, в документах сказано, что «Пермячка» защищает от «заброневой локальной контузионной травмы, тепловых факторов, атмосферного воздействия, механических повреждений». При этом обеспечивает маскировку, размещение и транспортировку вооружения, боеприпасов и других элементов при ведении всех видов боевых действий.

Вот это-то последнее достижение отечественной оборонки и выставили на МАКС-2011. И все же чья продукция круче – наша или французов? Этим «Свободная пресса» поинтересовалась у председателя Научно-технического совета Ассоциации разработчиков и производителей средств защиты и арамидных материалов, заслуженного деятеля науки РФ, доктора технических наук, профессора Евгения Харченко.

«СП»: - Вы видели в Жуковском российский комплект боевой экипировки солдата, который на многих произвел серьезное впечатление?

- Вчера видел.

«СП»: - Можете оценить, чья продукция лучше – наша или французов?

- Этот вопрос нельзя рассматривать в целом. Что-то лучше у них, что-то у нас. Но в целом, у нас действительно получилось неплохо.

«СП»: - Тогда спрошу по-другому. В перспективном боевом снаряжении солдата, выставленном на МАКСе, есть ваша продукция?

- Мой только шлем 6Б7-1М. То, что в просторечье называют каской.

«СП»: - Можно его сравнить с зарубежными аналогами?

- Конечно. Могу точно сказать – наш лучше. При весе в 1,2 килограмма «держит» все осколки и пулю пистолета ПМ, выпущенную в упор. А, например, подобный американский шлем АСН на 160 граммов тяжелее и голову защищает хуже. И прикрывает меньшую часть, чем российский аналог. И прочностные характеристики ниже.

«СП»: - Здесь нет саморекламы?

- Абсолютно. Эти данные объективны и лично проверены. Дело в том, что в Южной Осетии мы захватили кучу трофеев. В том числе и средств индивидуальной бронезащиты, которые разные страны поставляли в Грузию. Шлемы и бронежилеты были из США, Израиля, ЮАР и Украины. В мае-июне 2009 года отстреляли их на полигоне в Ржевке. Поэтому мои слова имеют документальное подтверждение.

«СП»: - Что-то кроме этого замечательного шлема вы еще предлагаете армии?

- Предлагаем. Защитный комплект для экипажей боевых машин 6Б15.

«СП»: - Разрабатывали его по собственной инициативе или Минобороны заказало?

- Все совпало. Мы начали кое-что делать в этом направлении, потом научный комитет сухопутных войск нас поддержал. Дело в том, что во время войны в Чечне мы потеряли много танкистов не потому, что их танки были уничтожены. Был, например, случай, когда Т-72 получил одиннадцать пробоин. Однако хода бы не потерял, если бы не погиб весь экипаж. А экипаж погиб от огромного количества откольных осколков, образовавшихся внутри машины от попаданий гранат в броню. Вот от таких потерь мы и решили нашу армию защитить. Чтобы у танкиста нашим комплектом были прикрыты голова и корпус. И чтобы он не сгорел. Потому что у экипажа боевой машины после поражения обычно есть не более 10-15 секунд, чтобы выскочить наружу. Потом пожар и взрыв. Вот эти 10-15 секунд солдату наш комплект и дает. В 2005 году мы получили за него премию правительства России.

«СП»: - Теперь самое главное. Минобороны покупает у вас эти разработки или все только для выставок? Помнится, в мае вы подписались под коллективным открытым письмом министру обороны Сердюкову, который, вроде бы, велел средства индивидуальной бронезащиты солдата закупать за рубежом, а отечественных промышленников оставить без заказов. Итогом нашей с вами беседы тогда стала статья в «Свободной прессе» «Бронежилет на миллиард». Что-нибудь изменилось?

- В результате большой битвы, в которой приняла участие и ваша редакция, в июле армия заключила с нами контракт на поставку в войска нескольких десятков тысяч наших шлемов. Только знаете, что обидно? Чтобы составить конкурсную документацию, клеркам из Минобороны понадобилось почти семь месяцев. Нам на выполнение заказа осталось пять месяцев. Разве это нормально?

«СП»: - Успеете?

- Из штанов выпрыгнем, но сделаем.

«СП»: - А ваш защитный комплект для экипажей боевых машин?

- Года четыре назад военные и его начали покупать понемногу.

СП, Сергей Ищенко