Русское Движение

Следующий за Крымом... Донецк?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Наш колумнист рассуждает о том, почему жители юго-востока Украины, независимо от национальности, хотят в Россию

Недолго осталось ждать результатов референдума в Крыму. Хотя его результаты невозможно предсказать наверняка, судя по опросам общественного мнения, и по нашим ощущениям, он закончится ясным волеизъявлением – вместе с Россией. Это хороший результат, его заслуживают и народ России, и народ Крыма.

Для русских в Крыму все ясно. Крым – интегральная часть России, с ним связана русская культура. В Крыму творил Пушкин; Максимилиан Волошин принимал Мандельштама. В Крыму служил молодой Лев Толстой, за Крым воевали и погибали русские солдаты и матросы во многих войнах. В Крыму стоит город-герой Севастополь, оплот русского флота, который хочет отобрать Юлия Тимошенко. И русские крымчане рады вернуться в лоно России, тем более, что случай представился – законной власти на Украине нет, и идти под националистический олигархат Киева никакого резона им нет.

Но в Крыму живут не только этнические русские. И многие из них, судя по опросам, тоже проголосуют за присоединение к России. Почему украинцы (а также татары, евреи, болгары, греки и другие) делают такой выбор?

Выбор на крымском референдуме – это исторический выбор. Но не выбор между Украиной и Россией. Это выбор между широкой русской цивилизацией, включающей русских и украинцев, Пушкина и Гоголя – и украинским партикуляризмом Тараса и Леси. Между русскими, украинцами, белорусами различия не острее, чем между русскими Сибири, Кубани и Архангельска. Они все – часть русского мира. К русскому миру относятся и дети других народов, испокон веков живущих вместе с русскими.

В этом мире дышится легче, чем в узких национальных квартирах. Я знаю это по себе. Евреи одни из первых испытали соблазн национализма, и многие поддались на сионистские уговоры. Уехали в Израиль, попробовали подышать национальным воздухом – и многих, очень многих потянуло обратно, в русский мир, в котором человек важнее, чем его национальность. Такой же выбор сделали сотни тысяч азербайджанцев, грузин, прибалтов, молдаван, таджиков и украинцев, нюхнувших национализм чистого настоя в своих титульных республиках.

Недаром кричат в Донецке «А чем мы хуже Крыма?» Жители Донецка и Одессы тоже хотят уйти из-под власти Киева. Не потому, что они русские, а не украинцы. А потому, что жители Одессы и Ялты, Харькова и Донецка, как и многие киевляне - этнические русские, украинцы, татары, евреи – против украинского национализма. Двадцать лет Украину заряжали национализмом по самое не могу. Национализм был призван подменить коммунизм, социализм, мечты о переустройстве общества на справедливый лад, посорить с русскими. Поэтому его поддержали олигархи – для них память о Советском Союзе нож вострый.

Главный противник украинского национализма – не русский национализм, как это представляют враги России и Украины, а русская цивилизационная идентичность. В замечательной и не оцененной по заслугам статье «Россия: национальный вопрос» от января 2012 года Путин пишет о «великой миссии русских … языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар, скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.» Носителем русской культурной доминанты, продолжает Путин, «выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности.»

Примером такой русской культурной доминанты может послужить, кроме Крыма и Новороссии, также и Приднестровье, где живут вместе русские, украинцы, молдаване, евреи, гагаузы. Приднестровский автор Ефим Бершин  рассказывает, как под давлением ярого молдавского национализма сплотились люди Приднестровья, «где, как в некоем историческом котле, переварены десятки наций. Люди почувствовали, что над их многонациональным сообществом нависла смертельная угроза. А потому приоритету прав отдельно взятой нации противопоставили приоритет прав человека. Национализму - интернационализм. Введению одного государственного языка - многоязычие.»

В то время, как националистическая Украина борется с русским языком и заставляет пользоваться «мовой», в Крыму, как и повсюду в России, можно пользоваться любым родным языком. Русский наравне с украинским и крымско-татарским стали официальными языками Крыма. В одном смысле Россия ближе к Европе и Америке, чем Украина. Подобно Европе и Америке, в отличие от Украины и некоторых других союзных республик – Россия не отравлена ядом национализма.

Как же, как же, закричат мне оппоненты. А скинхеды, а Бирюлево, а обиды мигрантов? Конечно, и все же. Очень мало народу вовлечено в националистические движения в России. На Русские Марши мало кто выходит – меньше, чем на марши за вкусную и здоровую пищу. Хоть и ужасно жаль распада СССР, но с уходом республик ушел и потенциал национализма. Есть националисты в Прибалтике, в Закавказье, в Средней Азии и Молдове, Западной Украине, а сама Россия – чиста. Поэтому ядовитый союз националистов и олигархов, победивший в Киеве, потерпел поражение в Москве. Поэтому Россия привлекает Крым и Новороссию, менее зараженные национализмом регионы.

Возможно, слишком строг был Сталин, но, уроженец националистической Грузии, он понимал опасность национализма, и боролся с ним беспощадно. Понимали опасность национализма и американцы – и изо всех сил старались раздувать национальную рознь в СССР. Для этого на десятках языков вещало Радио Свобода, натравливая украинцев и кавказцев на русских. Понял это и Путин, когда он остановил националистов, призывавших к созданию «чисто русского государства» под лозунгом самоопределения. Он справедливо сказал: «русский народ давно самоопределился. Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. И этот выбор русский народ подтверждал раз за разом – и не на плебисцитах и референдумах, а кровью.»

Русские ультра-националисты ничуть не лучше, чем «Правый Сектор» или фанатики-сионисты - они такие же  ожесточенные враги Путина и современной России. Стояли они и на Болотной - на стороне олигархов и белоленточников. Сейчас они разделились: одни приветствуют присоединение Крыма и призывают отстоять Юго-Восток, другие полностью поддерживают Майдан. С последними все понятно – они возобновили выкованный в СС союз бандеровцев и власовцев. А первые? Они более хитрые, но не менее вредные. С виду они стали на правильный путь, но только с виду. На своем сайте «Спутник  и погром» они стараются вбить клин между русскими и крымскими татарами, создают миф о фанатизме крымских татар, об их готовности развязать партизанскую войну.

Это неправда. Украинский философ Василий Муравицкий, человек, знающий крымских татар не понаслышке, пишет: «Не хочет воссоединения Крыма с Россией политическая элита татар, издавна связанная с украинским националистическим движением. Простой же крымский татарин совершенно далёк от политических игр и идеологических тонкостей. Хорошая работа и занятость, возможность посещать татарскую (не радикальную) мечеть и спокойно придерживаться своих традиций —это для него ценнее заявлений Меджлиса. Если в начале 1990-х поддержка Меджлиса составляла 90%, сегодня — 18%. Вот эти 18-20% крымских татар, возможно, поддерживают Евромайдан, 60-70% аполитичны и занимаются исключительно вопросами выживания и содержания своих семей, и где-то 10-15% — активно против Евромайдана». Он исключает возможность татарской партизанской войны – если Россия не совершит больших ошибок.

Как мы знаем, российское руководство прилагает немалые усилия, чтобы привлечь крымских татар на свою сторону. При других обстоятельствах можно было бы ожидать активного вмешательства Турции, которое осложнило бы положение. Но Турция сейчас переживает очень сложный период своей истории, ожесточенную борьбу между Эрдоганом и Гюленом, которая по мнению ведущего российского эксперта Александра Сотниченко, нейтрализует ее влияние и гарантирует невмешательство – если те или иные националисты не повредят тонкой ткани сосуществования.

Поэтому мы можем надеяться, что после референдума жители Крыма смогут вздохнуть свободно, и заживут, не испытывая гонений только потому, что говорят на ином языке или принадлежат к другой нации – как и везде в России. И они смогут сказать, как в «Слове», «села рады, веселы грады».

Исраэль ШАМИР, kp.ru