В жертву революции украинцы принесли экономику своей страны. Жертва эта была худа и бедна, потому что, по сути, на всю страну работали несколько восточных областей — Харьковская, Днепропетровская, Полтавская. А запад жил на дотации. Парадоксально, регионы-доноры, не позволявшие стране скатиться в нищету, сейчас безмолвствуют и подчиняются западу.
Сегодня в социальных сетях и блогах можно найти множество постов, в которых украинцы рассказывают, что бились на Майдане против коррупционной власти, против бедности и нищеты, на которую обречены жители страны. Действительно, богатой Украина не была ни на секунду после того, как объявила о своей независимости.
С позволения читателей, не будем погружаться в историю, вспоминать Киевскую Русь и далекое прошлое. Будем конкретно говорить о Незалежной Украине — государстве, документально образовавшемся в 1991 году. Отправившись в свободное плавание после развала СССР, украинская экономика сразу окунулась в кризис, в котором планомерно утопала все последующие годы и десятилетия.
Но сколько бы не ругали украинцы советскую власть, которую ругать сейчас модно, на территории бывшей социалистической республики остались мощные промышленные предприятия, которые в буквальном смысле кормили другие регионы страны. Предприятия эти большей частью функционировали на востоке Украины, вблизи территориальной границы с Россией. Вопрос о том, где сосредоточены главные двигатели экономики Украины, остро встал именно сегодня, на фоне государственного переворота, который "замутили" на западе страны.
Согласно выписке из госбюджета Украины, на которую ссылается украинское издание "Инвестгазета", единственная область на западе страны, которая более-менее что-то зарабатывает, — Львовская. Однако это не означает, что она обходится без государственных пособий — туда поступает из бюджета, по некоторым данным, сумма свыше 1 миллиарда гривен, тогда как зарабатывают жители Львовской области около 878 миллионов гривен.
Все остальные западные области Украины не отрабатывают и малой доли того, что им перепадает из бюджета, наполняемого восточными регионами. Для сравнения, не самая прибыльная Донецкая область с ее угольными шахтами зарабатывает свыше 4 миллиардов гривен. Еще больше, согласно обнародованной информации, приносят казне Харьковская, Днепропетровская и Полтавская области Украины, которые вполне могли бы себя прокормить без поддержки со стороны Киева.
Эксперты рассказали корреспонденту Pravda. Ru о том, что такое распределение финансов на Украине сложилось исторически и вызвано это многими факторами.
"Связано это с тем, что восточные регионы, и в частности те области, которые вы перечислили, являются промышленной кузницей Украины, — рассказывает замдиректора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова. - Там действуют основные так называемые бюджетообразующие отрасли производства. Это тяжелая промышленность, металлургия, химия, а Харьков — это плюс ко всему самый главный центр научно-экономического развития страны. А западные регионы, включая нынешнюю Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую область, в значительной степени Закарпатье и целый ряд областей, в промышленном отношении сейчас являются абсолютно деградирующими".
Что касается Львова, то по словам эксперта, в советское время Львов "позиционировался как своеобразная Силиконовая долина". В этом регионе находились производства, связанные с полупроводниковой техникой, которые, как и многие другие советские заводы, остановился, когда страну развалили. Но за счет чего тогда живет Львов и по сравнению с другими западными регионами не бедствует?
"Регион просто практически деиндустриализировался. Сейчас он зиждется на посреднических услугах, которые он предоставляет различным глобальным экономическим субъектам. Это прежде всего аграрный сектор, причем речь даже идет не о развитом АПК с мощными в техническом отношении крупными компаниями, а о частном производстве, о мелкотоварном укладе. По сути, много сельхозпродукции производится руками крестьян на своих участках или на частных угодьях, то есть, собственно говоря, никакой промышленной продукции в регионе нет, — замечает Гузенкова, подчеркивая, что спасает ситуацию перекрестное субсидирование. — А тут еще что важно — восточные регионы производят продукцию, которая носит выраженный экспортный характер: металл вывозится, трубы вывозятся, химическая промышленность.
То есть, основные статьи экспортного дохода — это как раз то, что производится в восточных регионах. Поэтому, естественно, для того, чтобы в западных регионах было тепло, люди могли ездить на городском транспорте, чтобы у них была налажена система здравоохранения, социальные службы, естественно эти денежки нужно откуда-то брать. Откуда они берутся? Естественно из тех регионов, которые их зарабатывают. Я скажу даже больше: горькая правда заключается в том, что восточные регионы, которые зарабатывают по сравнению с другими гораздо больше денег, гораздо меньше их получают обратно. И есть такие данные, что Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, другие области западные проедают больше, чем зарабатывают, а восточные регионы, наоборот, зарабатывают гораздо больше, чем проедают".
Выходит, что украинцы, которые проживают на западе и с остервенением рвутся к ЕС, предельно удобно устроились. Подчеркну, что никто не говорит, что на западе население живет хорошо и ни в чем себе не отказывает, но с точки зрения экономики их роль абсолютно безликая. Тогда как в западные регионы Украины перекачиваются деньги с востока, те же жители запада, по словам Тамары Гузенковой, периодически ездят в соседнюю Польшу и другие страны "на заработки", а также производят продукцию сельского хозяйства у себя на участках. Для себя же, а не для внутреннего рынка. Впрочем, по словам президента киевского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислава Ищенко, на западе Украине все же не настолько печальна ситуация с заводами и производством, как это преподносится.
"Какая-то автомобильная промышленность на западной Украине осталась, выпускает Львов еще троллейбусы, допустим, но это все не в том объеме, который мог бы в значительной степени поднять регион. Создавалась на западной Украине в основном либо обрабатывающая промышленность, либо электронная промышленность и так далее. Она вся в основном с получением независимости достаточно быстро испарилась. Часть автомобилестроения, достаточно много появилось предприятий пищевой промышленности, но это все предприятия, которые дают значительно меньший доход, чем гиганты металлургии, — утверждает Ищенко. — А если мы говорим, что бюджет в основном наполняется за счет металлургии и нефтехимии (или, по крайней мере, наполнялся), то львиная доля этих предприятий находится на юго-востоке. Поэтому, если они сделают львиную долю отчислений в бюджет и их региональная привязка на юго-востоке, то понятно, что тогда юго-восток более прибылен, а западная Украина более убыточна".
Более убыточна, но и более голосиста. Настолько, что мнение жителей юго-восточных регионов никто из тех, кто вместе с нацистами-русофобами устроил Евромайдан, услышать не может и не желает. Хотя украинцам объективно следовало бы прислушаться к точке зрения более сильных экономически регионов, благополучие которых (а вместе с тем и всей страны) ставится под угрозу теми условиями, при которых Европа готова взять Украину под свое крыло.
"Конечно, сложившаяся эта диспропорция экономического характера приобрела диспропорции социального и политического характера, потому что сейчас очень многие задумываются о том, почему они кормят запад, и при этом запад диктует им политическую повестку дня", — замечает Тамара Гузенкова.
А что вы думаете о последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что будет с Украиной? Что будет с Крымом? Что вы думаете о вводе российских войск в Крым на Украину?
Елизавета Польская, pravda.ru