Русское Движение

Полу…забытый деятель, или, как повод вымогать у соседей…

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В мутной политической борьбе после Февральской революции появилось много различных деятелей пытающихся урвать свой национальный кусок пирога в случае развала страны. Одним из этой череды политических неудачников и был Номан Челебиджихан. 1-2 октября 1917 года (по старому стилю) на съезде представителей крымскотатарских организаций, созванном Мусисполкомом, было принято решение о том, что в сложившейся политической ситуации вопрос о дальнейшей судьбе Крыма должен решать Курултай крымских татар.  26 ноября 1917 (по ст. стилю)  в бывшей резиденции крымских ханов  начался  I Курултай татар Тавриды. Курултай объявил себя Национальным Парламентом 1-го созыва. Председателем парламента был избран Асан Сабри Айвазов. В Президиум Национального татарского Парламента (Башкънлыкъ Диваны) вошли: Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи.

Парламент выбрал из своей среды Крымскую Национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан.

Курултай был открыт речью председателя ЦИК Мусульман Крыма (Мусисполком), Номана Челебиджихана.
«Уважаемые господа делегаты! Сегодня заново восстанавливается наша политическая жизнь, которая была оборвана полтора века тому назад. Курултай, который собрался в салоне «Дивани-Али», вновь учреждает уничтоженное русским гнетом национальное татарское правление. Татарская нация сегодня заново рождается. Раны, нанесенные давлением и диктатом русского деспотизма, сегодня все еще кровоточат в нашей общественной жизни.
Поднятое 28 Февраля 1917 года кровавого цвета священное красное знамя революции принесло всем народам свободу.
Уважаемые делегаты, живущие на Крымском полуострове, татарская нация в своей политической жизни выдвинула вас взять это священное право.
Татарская нация, признавая равноправие всех людей, на Курултае наряду со знаменами других наций ввысь подняла и свой национальный флаг, и, начиная с сегодняшнего дня, будет строить свою жизнь на основе законов, исходящих из Конституции…»

 Не буду доказывать очевидное, что руководство полуостровом брал на себя только один этнос, просто перечислю, как говорится, поштучно.

 В коллегию председателей национального парламента вошли: А. С. Айвазов, Дж. Аблаев, А. Х. Хильми. Правительство составили: Н. Челебиджихан, председатель и директор юстиции; Дж. Сейдамет, директор внешних и военных дел; С. Дж. Хаттат, директор финансов и вакуфов; А. Шукри, директор по делам религии; И. Озенбашлы, директор народного просвещения.
Джафер Сейдамет особо остановился на задачах Штаба крымских войск:

 «Штаб крымских войск, являясь высшим краевым военным органом, ставит своей ближайшей задачей: путем организации военной силы края – организации национальных частей народов Крыма – установить правопорядок в крае, обеспечить спокойствие населения и довести его до Крымского Учредительного Собрания».
13 декабря, как я уже писал выше, выделяется из основного состава национальное правительство – Крымская Национальная Директория, которая принимает при участии в её создании только одного этноса, татар Тавриды «Крымскотатарские основные законы».
Утвержденная Курултаем Конституция провозгласила создание Крымской Народной Республики (КНР). Он же постановил учредить постоянный парламент (Меджлис-и-Мебусан), избираемый, как вы догадываетесь, только  татарским населением.

 Чтобы не быть голословным, что данная конституция была, по сути, попыткой создать власть только для одного этноса, приведу её полностью, без купюр:

 

                                                                       Конституция Крымской Народной Республики
Статья 1 – Курултай признает волю каждой нации на самоуправление.
Статья 2 – Волеизъявление татарской нации для управления ее жизнедеятельности признает дальнейшую деятельность Курултая, избранного на основе тайного, свободного, открытого, прямого голосования женщин и мужчин.
Статья 3 – Члены Курултая избираются один раз в три года.
Статья 4 – Заседание Парламента созываются самим парламентом. Для созыва чрезвычайных (внеочередных) заседаний требуется запрос не менее одной трети членов президиума.
Статья 5 – Член Татарского парламента является неприкосновенной личностью и освобожден от обязательной военной повинности.
Статья 6 – Парламент обязан выработать законы, привлекающие татарскую нацию к участию в научной, религиозной, юридической, воинской, финансовой, политической деятельности, при необходимости к участию в работе торговли, земледелия, промышленности. Парламент для каждой из этих сторон деятельности создает отдельные (специальные) комиссии.
Статья 7 – Курултай, признавая полную самостоятельность законодательной власти, исполнительной власти, юридической власти признает самостоятельность каждого управления (отдела) Национального правления в пределах своей деятельности.
Статья 8 – Для систематического управления национальными делами татарского народа необходимы не только отдельные законы для каждого отдела, но и отдельные исполнительные органы. Татарское Национальное правление состоит из управления просвещения, религии, финансов, земледелия, юстиции, внешних сношений и главного управления.
а) Управление просвещения: ведает всеми национальными учебными заведениями (мектебы, медресе), определяют взаимоотношения между татарскими и всеми культурно-просветительными учреждениями в Крымской Народной республике и совместно с выборными просветительными учреждений.
б ) Религиозное управление: занимается вопросами соблюдения законов шариата, вопросами веры и вероисповедания татарского народа.
в) Управление финансов и земледелия занимается вопросами сбора налогов, подготовкой национального бюджета с последующим представлением в парламент. В Финансовом управлении должен быть отдел по земельной реформе, по обустройству экономической жизни татар, проживающих на землях вакуфа, т. е. религиозного управления.
г) Управление юстиции: выполняет гражданское судопроизводство на основе шариата, национальных обычаев и общественной жизни татар. Исходя из этого Муфтият упраздняется, вместо него учреждается Управление юстиции.
д) управление внешних и внутренних сношений: открывает специальные отделы для укрепления взаимоотношений татарского народа с организациями городов и земств, военного дела, а также для укрепления политических, культурных, экономических, общественных отношений с другими народами.
е) Национальное правление: контролирует соблюдение и исполнение принятых законов, являющихся основополагающими в работе всех управлений, доводит их до всей нации.
Статья 9 – Каждое управление Национального правления обязано представлять в парламент для утверждения подготовленные собственные законопроекты в установленном порядке.
Статья 10 – Председатели управлений, т. е. исполнительный комитет, избираются из числа членов парламента председателем Национального правления, при поддержке большинства голосов членов парламента. Подотчетны только парламенту.
Статья 11 – Парламент имеет право, по требованию одной четвертой депутатов и фракций, состоящих не менее чем из десяти человек, сделать запрос от Национального правления и Исполнительного комитета.
Статья 12 – Курултай, признавая структуры правления каждого края, поддержанные абсолютным большинством голосов живущего там населения, находит, что форма правления в Крыму может быть определена Крымским учредительным собранием.
Статья 13 – Принимая меры для созыва Крымского Учредительного собрания Курултай признает, что вопросы, относящиеся к жизни края, как финансовые, политические и земельные, могут быть решены только Крымским Учредительным собранием после созыва такового.
Статья 14 – Курултай признает необходимым, при обсуждении политических вопросов в Крымском Учредительном собрании, направить туда уполномоченных Татарского парламента.
Статья 15 – Курултай признает приоритетное, по отношению к дипломатии, право народов Крыма решать свою судьбу и вопросы мирного сосуществования волеизъявлением самого народа через своих представителей на конференциях разного уровня.
Статья 16 – Свобода личности, выбора места жительства, свобода слова, совести, союзов, печати, собраний, стачек и страхования, а также национального права и политика малочисленных народов обеспечиваются основным законом жизни и деятельности крымскотатарской нации – Конституции составляющей основу объявленной Курултаем Народной республики.
Статья 17 – Курултай ликвидирует такие звания, имеющие место в Крыму среди татар, как-то: мурзы, бейство, челебийство, духовенство, дворянство, княжество, поселянство, а также предоставляемые им льготы.
Статья 18 – Курултай признает равноправие людей, утверждает равноправие женщин и мужчин и поручает парламенту на основе этого равноправия принять соответствующие законы.

 Заметьте, в данном основном законе нет и намёка на участие в управлении Тавридой представителей других народов. Основой для поддержания власти Мусисполкома  на полуострове была военная сила т.н.  Крымского революционного штаба, находившегося под его руководством. Первичный костяк войск составили 1-й и 2-й татарские конные полки (эскадронцы) и 1-й татарский пехотный полк «Уриет». Общая численность войсковых формирований татар достигала 6 тысяч человек.

 Ещё задолго до Курултая, 6-го ноября в Губернский комиссариат, явились представители Мусисполкома и потребовали передачи Крымскому революционному штабу делопроизводства и телеграфа. Представитель татар заявил, что «штаб решил немедленно заменить губернский комиссариат новой коллегией временных комиссаров». Губернский комиссариат вынужден был уступить предъявленным требованиям. Теперь под контролем Крымского революционного штаба был учрежден Губернский революционный комитет. Правительство КНР опираясь на вооружённые силы «Крымского революционного штаба», пыталось взять под свой контроль весь полуостров, 11 (24) января 1918 года правительство ввело подчинённые ему войска в Севастополь, которые в ходе боёв 12 (25) - 13 (26) января с рабочими дружинами потерпели поражение. После этого, 14 (27) января при поддержке Севастопольского отряда рабочих и матросов татарские формирования были выбиты из Симферополя. Д. Сейдамет бежал в Турцию, Ч. Челебиев был арестован и через некоторое время расстрелян. Вот, вкратце, история первой попытки воссоздать собственное государство татарами Тавриды (я пишу Тавриды, потому, что до создания большевиками Крымской АССР, все воспринимали её по этому названию, ведь до революции она официально называлась Таврическая губерния).

 Посмотрим, что политические потомки этого неудачника, требуют от русского населения. Постараюсь понять вместе с вами.

23 февраля возле Представительства президента Украины в Симферополе состоялся митинг организованный никем не зарегистрированной, следовательно в глазах даже  ультралиберального ко всем русофобам украинского закона, ОПГ Меджлис. Сборище началось с крымскотатарского и украинского гимна, автономию они, по – видимому, не признают, поэтому гимна АРК не было. К миру и пониманию призвали представители никем не признанного в христианском мире УПЦ т.н. «Киевского патриархата» и Глава мусульман Крыма Эмирали Аблаев.

Рефат Чубаров ничтоже сумняше заявил, что наибольшую опасность крымскому обществу несут местные политики, сидящие в президиуме Верховного Совета Крыма. Они, по его мнению «снова могут возобновить сепаратистское пророссийское движение».

Одно из главных требований митинга – восстановление прав крымскотатарского народа и сохранение суверенитета страны, как одно стыкуется со вторым, оставим на совести авторов требований.

Далее, главным пунктом была резолюция с требованием  принятия закона, обеспечивающего 15% представительство крымских татар в Верховном Совете Крыма, хотя по Конституции выборы проводятся по списку граждан, а не по списку национальностей. Снова потребовали обеспечить условия для проведения международного форума, посвященному восстановлению прав крымских татар. А также выделение дополнительно к выделенным ранее, ещё 200 миллионов гривен из бюджета на программу репатриации вернувшихся в Тавриду татар. Далее митингующие перешли на площадь Ленина - на митинг в поддержку протестующих в Киеве. Толпа перекрыла автомобильное движение на главной улице города - проспекте Кирова.

Как сообщило РИА Новости, по оценкам милиционеров, которые следили за общественным порядком, на площади находилось около 3 тысяч человек. Площадь способна вместить гораздо большее количество людей, однако часть собравшихся намеренно вышла на проезжую часть проспекта Кирова, перегородив проезд для автомобилей и общественного транспорта, по видимому, чтобы остальные симферопольцы ощутили на себе «ндрав» митингующих. Здесь Чубаров развернул свою широкую  натуру и дал крымским регионалам 10 дней на то, чтобы выйти из партии.
"Я не хочу всех мазать одной краской. Вон из этой партии, выходите сами, добровольно, публично!" - сказал Чубаров, оказывается где и кому быть в той или иной организации решать надо только с ним.

Далее, обнаглевший от вседозволенности и безнаказанности потребовал у городского головы Симферополя Виктора Агеева , чтобы последний  принял решение о демонтаже памятника Ленину в течении 10 дней. В ином случае, угрожал Чубаров, столичные активисты предпримут свои действия.

Вожак  Меджлиса заявил, что те, кто в перспективе снесут памятник, самостоятельно дадут площади новое название, сделав ее "местом гордости и местом достоинства".

- Я не сомневаюсь, что наш призыв Агееву услышали другие мэры и головы сельских советов, где этот памятник стоит?"  стал угрожать Чубаров.

Участники митинга держали флаги с символикой Крымского ханства, транспаранты с лозунгами "Поддерживаем требования Евромайдана", "Будущее Украины и Крыма - в семье народов Европы", "Сохраним территориальную целостность Украины".

Периодически собравшиеся татары скандировали лозунги украинских нацистов "Слава Украине - героям слава" и "Слава нации - смерть врагам", хотя я лично не могу понять, что соединяет славяноязычных рагулей Галиции и тюрок Тавриды, разве что стремление получать дотации на себя любимых от русских Востока и Юго – Востока. Как и почти столетие назад требования до примитивизма одинаковы, особые права и привилегии для особливо коренного населения, дотации одному этносу и особый статут, причём, в чём особость, не расшифровывается, ведь согласно Конституции все граждане Украины вроде бы равны в правах. Какое отношение этот основательно подзабытый исторический персонаж имеет к митингу 23 февраля и нынешним требованиям меджлисовцев, я в упор не вижу. Могу сказать о нём только одно, бледен он был даже в глазах современников и соплеменников как основатель и вождь, иначе бы его так легко не слили свои же, и ничтожен по историческим меркам…да видно действует правило: за неимением гербовой – пишем на простой.

 

Попов Евгений