Русское Движение

Децентрализация или федерализация де-факто?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Децентрализация или федерализация де-факто?...Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук Леонид Вардомский на круглом столе на тему «Социально-экономические и политические процессы в посткризисной Украине» назвал это по-научному мягко – «расходящиеся идентичности». Украина же с этой проблемой в мягкой форме жила все годы независимости. И, может быть, жила бы и дальше, если бы она (проблема) не взорвалась в таком хардовом, жестком варианте на «евромайдане» и не поставила страну на грань раскола. И уничтожения Украины как целостного государства.

Упомянутый круглый стол в Харькове был организован всеукраинским общественным союзом «Украинский фронт», который и был создан в Харькове 1 февраля этого года как добровольное гражданское объединение тех представителей народа Украины, которые недовольны происходящим в Киеве «евромайданом». А «евромайдан» – это и есть порождение той части народа Украины, которая им довольна. Более того, видит в нем главный механизм переустройства страны по своему усмотрению и согласно своим предпочтениям и орудие для подавления недовольства несогласных.

Существование двух таких идентичностей – это и есть скрытый раскол. А вот когда они, эти две идентичности, не только по-разному видят свою страну, но и начинают воевать друг с другом за нее при помощи бит, дубинок, «коктейля Молотова», светошумовых гранат, ножей и даже стрелкового оружия, то это уже гражданский конфликт. А конфликт, распространенный на территорию всей страны и втянувший в свою воронку огромные массы населения при полном бездействии властей, – это красноречивый пролог полномасштабной гражданской войны. Как сказал президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, «если «Беркут» гоняет нарушителей правопорядка, это поддержание конституционного правопорядка, если одни граждане с этой же целью гоняют других – то это гражданская война».

Вот чтобы полномасштабная гражданская война не охватила всю страну, круглый стол и пытался найти рецепты как предотвращения бойни, так и спасения Украины в будущем. Фактически все участники мероприятия констатировали, что, во-первых, такой, как была прежде, Украина уже не будет. Раскол страны на части, перехват властных функций центральной власти уже начались де-факто: и на западе страны, и на юго-востоке уже созданы пока зачаточные, но параллельные органы власти и правоохранительные структуры.
А в областях Галичины, идущей впереди этого процесса, уже звучат и призывы не перечислять в центр собранные налоги, а использовать их на местные нужды. В Киеве же, на «евромайдане», создан и прообраз новой центральной власти – Народная рада евромайдана. Ей и планируют передать полномочия президента, правительства и Верховной Рады.

Во-вторых, чтобы избежать раскола и диктата одного региона над другим, Украине крайне необходима децентрализация власти, которая позволила бы как снизить ценность центральных органов власти, за руководство которыми идет сейчас такая ожесточенная политическая борьба, так и передать больше полномочий в решении своих проблем на места – органам местного самоуправления. Сращивание же личных интересов с властью в условиях коррупции ведет к личному обогащению власть предержащих и близких к ним так называемых олигархов за счет страны и интересов ее граждан. Это фактор, тормозящий все развитие Украины.

В-третьих, нужно на конституционном уровне менять и устройство государства, и всю политическую систему управления страной. Губернатор Харьковщины Михаил Добкин, который модерировал круглый стол и задавал на нем тон, предложил созвать общенациональный круглый стол или всеукраинскую конференцию, на которой «четко сформулировать ожидания народа и уже на этой основе писать новую Конституцию и законы». По его мнению, в Украине уже «есть прекрасное законодательство, которое сегодня позволяет в обход Верховной Рады – через референдум, принимать важнейшие для страны законы». «...Приняв такую конституцию на референдуме, сделав это без Верховной Рады – а я думаю, что мы к этому идем как одному из вариантов решения кризиса, – мы все равно должны прийти к тому, чтобы отодвинуть политиков, как людей, которые не оправдали доверие в обществе... и дать возможность иной части нашего общества позволить сформулировать те вещи, которые позволят нам мирно и спокойно жить в нашем государстве», – сказал он.

И наконец – это самое главное! – в первую очередь необходимо обеспечивать материально-финансовую базу будущей федерации. И развивать экономку, и подложить под политико-административное переустройство бюджетную реформу. «Если проводить децентрализацию в унитарном государстве, то сколько полномочий на места ни давай, принимается один специальный закон под названием «бюджет», и вся эта самостоятельность регионов и децентрализация превращается в пшик», – со знанием дела резюмировал губернатор.
А потом прозвучало и главное. «Украина как унитарное государство не состоялась. А если не состоялась, то давайте искать новую форму... Федерализация – это не сепаратизм, это не измена государству, это иная форма управления», – откровенно сказал Добкин о том, о чем уже либо говорят, либо думают все, кто ищет пути спасения страны. И продолжил: «Федерализация дает возможность законодательно, конституционно закрепить право территории на более широкие полномочия, чем есть».
При этом, по мнению Добкина, нужен не тупой автоматический возврат к Конституции 2004 года, что многие видят сегодня панацеей от всех бед и выходом из полномасштабного кризиса. «Это вернуться к заранее запланированному конфликту… Мы все помним, какой тогда был кризис, когда губернаторы не знали, к кому бежать: в одно и то же время назначались совещания у президента и в Кабинете министров, и губернаторы стояли перед дилеммой, кого им поддерживать – умных или красивых, тех, кто деньги раздает, или того, кто назначает», – сказал он. Тоже со знанием дела и опираясь на прежний опыт.

И вот ведь что интересно: ситуация и для «евромайдана», и для тех, кто его организовывал или потакал ему, развивается по принципу «за что боролись, на то и напоролись». Упомянутый «Украинский фронт» и организованный им круглый стол – это ответ на «евромайдан» и на те проблемы в Украине, которые с его появлением просто стали еще очевиднее. В первую очередь, это констатация существования двух-трех разных Украин.

И круглый стол, и организовавший его «Украинский фронт» – это еще и альтернатива «евромайдану» и его мероприятиям. Все это предназначено для того, чтобы в Украине был слышен голос и юго-востока Украины, а не только усиленный мегафонами и колонками ор горлопанов в центре Киева. И раз столица оказалась неспособной справиться с ситуацией, купировать источник нестабильности, то за дело взялись регионы. О своем «фронте» Добкин сказал: «Штаб-квартира будет базироваться в Харькове, а если возникнет необходимость, со временем она перебазируется в Киев. Почему в Харькове? Потому что сегодня в стране два центра противостояния: один в нашем городе, другой – во Львове». Это тоже свидетельство раскола...

То есть, «Укрфронт» – это, как видим, реакция на слабость центральной власти, которая не может (или не хочет?) пресечь беспорядки в центре столицы, перекинувшиеся уже и в регионы. Предваряя создание «Украинского фронта», губернатор Добкин прямо сказал: «Западные области меня не интересуют. Там точка зрения людей диаметрально противоположна нашей. То, что мы на юго-востоке считаем злом, там считают добром. И наоборот. И это страшно. Что противоположно? И методы, и геополитический выбор, и остальное. Нынешняя ситуация породила ненависть одной части общества к другой. И эта ненависть доходит до желания нанести физический вред. ...В Харькове недовольны мягкими действиями власти. Создавая общественное движение, мы не лишаем себя возможности в случае радикальных проявлений оппонентов противостоять им законными методами».

И действительно, так и случилось: в Харькове своими силами не допустили захвата административных зданий заезжими гастролерами с «евромайдана». «В Харькове не было попытки захвата госучреждений, потому что их пресекли на корню. Какую задачу могли поставить те, кто собирался штурмовать облгосадминистрацию? Они понимали, что не смогут создать народный совет, у них нет поддержки в Харькове. У них другая задача – сделать хорошую картинку для видеокамеры, а потом преподать это как восстание людей в базовых для власти регионах. Дабы не дать такого счастья, мы сработали на упреждение», – рассказал г-н Добкин. А по инициативе «Укрфронта» для поддержания порядка в Харькове созданы «народные дружины самообороны» из казаков, участников локальных войн и конфликтов, спортсменов.

Для выхода же из кризиса всей страны харьковский губернатор и предлагает упомянутый выше общенациональный диалог, результатом которого и должна стать новая Конституция, закрепляющая новую систему власти и всего устройства государства. «Нужно менять систему, а не персоналии в системе», – прямо сказал Добкин. Круглый стол в Харькове, по мнению его организаторов и участников, и может стать началом этого процесса – всенародного обсуждения, как народу и стране жить дальше.

...Конечно, и Добкина уже нарекли «сепаратистом», и его мероприятия заклеймили «сепаратизмом». И это, увы, неизбежно, ибо борьба за власть, которая идет на «евромайдане» в форме ползучего государственного переворота, предполагает выигрыш в виде большого куша – всей полноты власти во всей «большой» Украине. В большой стране и грабить можно по-крупному. Весь предыдущий опыт независимой Украины говорит именно об этом – о ней не заботился никто, она была лишь полигоном, власть над которым давала возможности личного обогащения. Но всему приходит конец. И может быть, мы и присутствуем при рождении новой страны. Или нескольких новых стран, где жить будет не так страшно...

...В Харькове уверены, что это именно так и происходит. Де-факто, которое и повлечет за собой оформление де-юре. Если здравый смысл или хотя бы инстинкт самосохранения возобладают, конечно...

Владимир Скачко (Киев – Харьков – Киев)