Вопреки катастрофическим прогнозам ощущение в отношении Украины возникает не катастрофическое, а скорее близкое к горькому отвращению. Почему горькое? Ну, поскольку та часть мира, которая в наибольшей степени соответствует понятию «родина», сейчас является частью этой самой Украины, постольку и горькое. Живём мы здесь, потому и горько. Не тоскливо – потому, что Украина по отношению к той же Слобожанщине и многим другим своим регионам давно выступает в роли то ли паразита, от ли оккупанта; но горько, поскольку всё могло бы быть иначе.
Почему отвращение? Потому что разница между страной и государством при простом гражданском взгляде не ощущается. Сливаются они воедино; а, значит, смотришь на страну – и видишь политику и политиков. То есть в нашем случае – пауков в банке и крыс в ящике. Возникает ощущение отнюдь не катастрофической «войны всех против всех» и предчувствие не гражданской войны, а бесконечной во времени и пространстве грызни мелких, назойливых полунасекомых, получленистоногих. И с крысиными хвостами.
Вот в одном углу оппозиция сцепилась сама с собой, как головы Мышиного короля. «Батькивщина» отважно ввязалась в бой с УДАРом – сокращать полномочия президенту в новой Конституции или не сокращать? Сокращать или не сокращать? Забавнее всего, что именно «Батькивщина» требует сокращения полномочий – вопреки воле своей главной членистоногой крысючке. То есть Яценюк умудряется щёлкать зубьями сразу и вперёд, в сторону Кличко, и назад, в сторону хвоста… Тимошенко, то есть. Щёлкает зубьями, трещит членистыми ножками. Гадость.
Вот в другом углу обосновалась преждевременно сбежавшая с корабля Богословская. И, справедливо опасаясь чувствительных укусов со всех сторон, предпочитает издали брызгать ядом в Кернеса и Добкина, льстя им мнимым «покровительством Кремля». И по составу ядовитой слюны можно безошибочно определить глубокую степень зависти… Фу.
А вот в центре вольера лениво помахивает хвостами Партия регионов. Ей пригрезилось, что всё уже позади, что если евромайдан бездарно скисает, а европейцы и американцы предпочитают увлечённо (ну, почти как наши) вцепляться в глотки друг другу, а не Януковичу. И в грёзах своих «регионалы» начинают угрызать тех, кого ещё недавно выдвигали против неожиданно острых и сверкающих оскалов, – а с оскаленными норовят подружиться. Чем сейчас занимается СБУ? Правильно: прекратила дело по попытке захвата власти и открыла дело по сепаратизму в Крыму. Чем занимаются члены Партии регионов? Правильно: от Чечетова до донецких облдепутатов активно сопротивляются федерализации, которая, видите ли, может лишить Украину независимости. Пока чужие крысопауки отскочили на безопасную дальность, можно пощёлкать жвалами в другом направлении. Мерзость.
Если и будет здесь катастрофа, то оформлена она будет не дымом пожарищ, не пылью взрывов и не пороховой гарью. Просто поднимется уровень всей этой взаимной ядовитой кислоты и растворит проржавелое государство. Провисший остов будет ещё какое-то время поскрипывать, а потом тоже рухнет – нет, не рухнет, медленно осядет, сползёт неприятной слизью, как в фильмах Кроненберга. Это называется: как жила, так и умрёт.
Артём Литовченко, “Глагол”