На Крещатике давно не было столько ненависти. После вторичного, спустя 10 лет, заточения Юлии Тимошенко в Лукьяновское СИЗО страсти накалились до предела. Враждующие группы митингующих, разделенные плотным кордоном из спецназовцев, раньше безропотно выстаивая под палящим августовским солнцем свою скромную мзду, теперь готовы к активному сопротивлению.
Защитники подсудимой Тимошенко ненавидят судью Киреева и президента Януковича, но не пылают пламенной любовью к подсудимой. Они с таким остервенением требуют ее освобождения, что, кажется, не будь охраны, готовы ее саму растащить на сувениры в качестве хоть какой-то компенсации за потраченную энергию.
Сторонники судьи Киреева и всей нынешней власти требуют сурового наказания для экс-премьера, полагая, что высшей меры для «воровки» все равно было бы мало.
Организаторы среднего звена по обе стороны баррикад особо стараются при обращенных в их сторону камерах и появлении своего начальства: им надо доказывать, что хлеб майданный кушают не зря. Затейники чином повыше норовят проявить особую преданность партийным вождям: глядишь, зачтется и в депутатские списки зачислят.
Все это, вместе взятое, с каждым днем все больше похоже на форменный беспредел. Ради его функционирования со всей страны согнали тысячи спецназовцев, которые за деньги налогоплательщиков разнимают разгоряченных демонстрантов.
Уничтожены остатки уважения к праву в стране. Если бы государство ограничивалось пятачком у Бессарабского рынка, можно было бы сделать вывод, что это народ потихоньку сходит с ума. Но в нескольких кварталах отсюда течет трудная и несколько тревожная жизнь киевлян и гостей столицы, для которых курс доллара и цены на картошку куда важнее всего этого «спектакля».
Народ пока не встал на «защиту демократии». Потому что никакой демократией у Печерского суда уже давно не пахнет. Но людей на улицу гонят социальные проблемы. Суд над Тимошенко стал лишь катализатором этого процесса.
Месть олигархов
На фоне этой картинки с натуры задаешься вопросом: кто и в чьих интересах затеял эту катавасию? Какие дивиденды намереваются извлечь? Что миру доказать хотели?
Согласен, Тимошенко грешна. Может быть, даже больше, чем сам президент Янукович. Видимо, 405 миллионов долларов российским генералам в далеком 1996 году под гарантии украинского правительства она задолжала. Наверняка злополучные деньги японского правительства, выделенные под реализацию условий Киотского протокола, использовала не по назначению. Уж точно не без ее согласия в разгар кризиса покупались лекарства от свиного гриппа по ценам на порядок выше европейских, а тысячи «Опелей», приобретенные как машины скорой помощи, пригодны разве что для обслуживания медицинских чиновников.
«Газовая леди», с младых ногтей научившаяся извлекать из углеводородной субстанции без запаха и цвета большие деньги, всячески мешала это делать другим. Волевым решением она отняла у одного из главных спонсоров нынешней власти Дмитрия Фирташа 11 миллиардов кубов этого вещества и обратила его в доход государства. По сути, из чужого кармана было извлечено около 5 миллиардов долларов. Несправедливо? По букве закона – да, чужая собственность неприкосновенна. НО с другой стороны: откуда у бизнесмена, не владеющего ни месторождениями газа, ни трубой, по которой его транспортируют, ни подземными хранилищами, такой товар?
После прихода к власти новой команды Д. Фирташ с легкостью этот газ отсудил и миллиарды вернул из государственного кармана в свой. Но этого оказалось мало – надо и экспроприатора наказать. Благо вся власть, включая судебную, оказалась в одних руках. И ослепленная местью Фемида принялась исполнять прихоти власти.
Да, Тимошенко была никудышным премьером, а ведь еще и мечтала стать президентом. Хорошо, что не получилось. На фоне выпестованной ею судебной системы решения судьи Киреева могли бы казаться образцом справедливости. Но сослагательного наклонения действительность не терпит. Получилось, как всегда: уничтожая соперника, власть открыла путь к самоуничтожению.
Кто сядет рядом с Юлей?
Зачатки демократии в украинском обществе не позволили провести судебное разбирательство по сценарию «революционной целесообразности» – в сжатые сроки и вынести заранее согласованный приговор. В ходе судебного следствия установлены факты, прямого отношения к подписанию газового соглашения в 2008 году (что является главным обвинительным мотивом по отношению к Юлии Тимошенко) хотя и не имеющие, но не могущие не заинтересовать прокуратуру. Если можно приобщать к делу долги некогда руководимой Тимошенко корпорации Единые энергетические системы Украины, то почему нельзя приобщить туда более свежие факты?
Вот они. До 2005 года включительно Украина получала российский и туркменский газ по сложной схеме межправительственных договоров по цене 50 долларов за тысячу кубов. Договор был действительным до 2009 года. С приходом оранжевой команды по инициативе украинской стороны эти контракты были пересмотрены. Инициатором был бывший глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко. В 2006 году к поставкам газа была привлечена компания «Росукрэнерго», цена газа составила 95 долларов. Дальше начались «газовые войны», соглашения заключались под Новый год.
Газовые переговоры в 2008 году могли завершиться 31 декабря подписанием договора о цене 235 долларов за 1 тысячу кубов. В то же время «Росукрэнерго» Дмитрия Фирташа предлагало покупать газ по цене 285 долларов. Президент Виктор Ющенко запретил подписывать документ по меньшей цене и отозвал главу «Нафтогаза» Олега Дубину из переговорного процесса. Только после этого в переговорах появилась цифра 450 долларов за тысячу кубов, которая и стала базовой при подписании долгосрочного контракта и главным обвинением Тимошенко в превышении служебных полномочий. Эту информацию изложил суду Олег Дубина. Ранее ее подтвердил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Будет ли судебное разбирательство хотя бы по этим фактам в отношении фигурантов тех переговоров – прежде всего Ющенко и Ивченко, занимавших высокие государственные посты и оставивших свои автографы под документами, подписание которых нанесло ущерб государству не меньший, чем газовый контракт 2008 года? Ведь именно в таком случае можно исключить избирательный характер судебного процесса против Юлии Тимошенко.
Восток и Запад сошлись во взглядах
Попытки разобраться с Тимошенко вызвали недоумение на Западе. Главный вопрос, который возникает у дипломатов, время от времени посещающих Печерский суд, – о явной политической составляющей процесса. Особенно взбудоражило западную общественность заточение арестантки в СИЗО.
Фото и видео ареста, а также события вокруг Печерского суда оказались настолько впечатляющими, что и Германия, и Польша, и Швеция, и руководство ЕС, и глава Европейской народной партии, и Freedom house, и влиятельный сенатор США Маккейн, и Всемирный конгресс украинцев отреагировали на решение судьи Киреева быстро и резко. Список этот продолжает шириться. Не исключены весьма печальные последствия для причастных к делу украинских политиков, включая президента Виктора Януковича.
Если подобной реакции стран Евросоюза и Америки следовало ожидать – там, видимо, ошибочно полагают, что имя экс-премьера ассоциируется с европейскими ценностями, то реакция официальной Москвы обескуражила Банковую. Надо признать, что Украина сама напросилась на такой ответ. Время от времени из уст высокопоставленных чиновников исходят намеки на то, что в случае признания украинским судом Юлии Тимошенко виновной в подписании газовых контрактов, сам документ можно будет признать ничтожным и добиваться его пересмотра в международных судах.
Выступая на допросе по этому делу в Печерском суде, премьер-министр Николай Азаров заявил, что украинское правительство изучает возможность расторжения газового контракта с Россией, подписанного экс-премьером Юлией Тимошенко, через суд. Москва по-другому отреагировать не могла, ведь, по сути, под сомнение поставлена правомерность действий всех подписантов соглашения 19 января 2008 года и с российской стороны, включая представителей «Газпрома» и пристально наблюдавшего за всем происходящим премьер-министра Владимира Путина.
Не случайно в ходе состоявшейся в Сочи встречи президентов двух государств Дмитрий Медведев убедительно призвал Виктора Януковича не политизировать российско-украинское газовое сотрудничество.
Так что, не успев оглянуться, украинские власти оказались в странной ситуации. Надо признать, что загнали туда себя они сами. Каждый последующий шаг будет только усугублять положение взявшего на себя всю полноту власти в стране президента Виктора Януковича. Теперь он должен убедиться, что доверять себя олигархам, в какую бы одежку они ни рядились, вряд ли стоит.
Но хватит ли мужества Виктору Януковичу перечитать свои предвыборные обещания и вернуться к выполнению хотя бы части из них, а потом привлекать к ответственности всех, кто, нарушая закон, этой работе мешает?
Степан РОМАНЮК odnarodyna