В представленные на рассмотрение Госдумы законопроекты заложен обман У ветеранов Вооруженных сил накопилось немало вопросов к власти, но главный: почему их стали считать людьми второго сорта?
В представленные на рассмотрение Госдумы законопроекты заложен обман У ветеранов Вооруженных сил накопилось немало вопросов к власти, но главный: почему их стали считать людьми второго сорта?
Фото PhotoXPress.ru
Анатолий Семенович Давыдов - контр-адмирал в отставке, заместитель председателя общественной организации "Союз ветеранов Вооруженных сил г. Балтийска".
Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроекты «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Государственная Дума приняла их в первом чтении и, судя по спешке, с которой все это делалось, недолгим будет их последующее обсуждение.
На взгляд ветеранов флота, внесенный вариант будущего закона худший из всего, что обсуждалось на протяжении последнего года. Принимаемая система денежного довольствия военнослужащих законодательно закрепляет в армии финансовые отношения коммерческого предприятия, когда большая часть денежного довольствия выплачивается в виде дополнительных выплат и надбавок. Офицеры уже не скрывают, что их главной целью является не совершенствование боевого мастерства, а получение максимально возможного количества премий и надбавок. А это уже психология не профессионала – защитника Отечества, а наемника. Отсюда, очковтирательство и необъективность в оценке реального состояния боевой готовности соединений, кораблей и частей. Все дополнительные выплаты находятся во власти командиров и начальников. Это нередко ведет к злоупотреблениям и самодурству, а в итоге – к оттоку наиболее способных, думающих и совестливых офицеров из Вооруженных сил.
Не вызывает сомнения, например, надбавка за выслугу лет. Но что означает надбавка за работу с документами, составляющими государственную тайну? Уровень секретов, к которым допущен военнослужащий, определяется его должностью – и ничем другим. Не может, скажем, командир роты быть допущен к оперативным планам округа. И при чем здесь президент РФ, который должен, по замыслу разработчиков закона, утверждать положение об этой надбавке. Предусмотренные этой надбавкой суммы должны быть заложены в должностном окладе. А что значит надбавка «за особые достижения в военной службе»? Неужели не понятно, что критерии для ее назначения имеют исключительно субъективный характер, как и для премии «за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей»? Здесь явно заложена коррупционная составляющая.
Предлагаемый проект закона не дает конкретного ответа – какими именно будут денежное довольствие военнослужащих и размер пенсий уволенных военных, потому что величина и порядок конкретных выплат отнесены к ведению правительства. Но ведь и сейчас все это находится в его ведении. Так зачем нужен новый закон? Остается один ответ – ограничить пенсию военных.
И нам не понятно, почему те, кто в любом государстве является элитой общества, кто посвятил свою жизнь защите Отечества, кто добровольно отдал государству право распоряжаться своей жизнью, кто пошел сознательно на ограничение своих гражданских прав и свобод, кто служил по 24 часа в день, кто потерял на службе здоровье, а приобрел только инвалидность, кто за время службы по 10–15 раз менял место жительства и не только ничего не скопил, но, наоборот, многократно потерял все нажитое, в нашей стране попали в разряд людей второго сорта?
Обещанное и не подкрепленное нормами законов повышение пенсий в 1,5 раза за вычетом 1000 руб., которые сегодня получают пенсионеры по указу президента, в лучшем случае подтянут пенсию военных до уровня гражданских. Если, например, сегодня мичман, прослуживший 25 лет, получает пенсию 6500 руб., то с 1 января 2012 года ему обещают 8250. Причем это обещание собственно законом не предусмотрено. Все отдано в руки чиновников. Тогда что же решают депутаты Государственной Думы?
Мы часто слышим сетование на нехватку бюджетных средств для повышения пенсий. При этом ничего не предпринимается для предотвращения их хищения. А это, по признанию руководителей государства, десятки миллиардов рублей.
В проекте закона «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона...» заложено нарушение Конституции РФ. Так, например, в ст. 43 закона о пенсионном обеспечении закладываются два варианта расчета пенсии, изложенные в части 1 и части 2 вышеназванной статьи. В результате уволенные с одной и той же должности, но в разное время военнослужащие будут получать разную пенсию, то есть пенсионеров уже планируют разделить по кастам. А в ст. 6 п. 4 вышеназванного закона предусмотрены и два варианта перерасчета пенсии тем, кто уволился с военной службы до 1 января 2012 года:
1) ВП = ((ОВЗ новый + ОВД) + (ОВЗ новый + ОВД) х К высл. лет) х К пенс;
2) ВП = ((ОВЗ новый + ОВД новый) + (ОВЗ новый + ОВД новый) х К высл. лет) х 0,54 х К пенс,
где ВП – размер военной пенсии; ОВЗ – оклад по воинскому званию; ОВД – оклад по воинской должности; К высл. лет – надбавка за выслугу лет; К пенс. – коэффициент, определяющий размер пенсии в зависимости от продолжительности службы (от 50 до 85%).
В проекте не прописано, какой оклад по воинской должности применяется при расчете пенсии по первому варианту. Можно лишь предположить, что это оклад, действующий по состоянию на 31 декабря 2011 года.
Эти два варианта принципиально отличаются размером пенсии. Более того, они отличаются и порядком индексации пенсии. По второму варианту, как и для всех, кто уволится после 01.01.2012, пенсия ежегодно будет изменяться при изменении оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию (они должны увеличиваться на коэффициент инфляции), а также на 2% каждый год.
Для ныне живущих пенсионеров, кому пенсия будет назначена по 1-му варианту, она будет индексироваться только в зависимости от изменения оклада по воинскому званию. А это означает, что общий процент индексации пенсии будет более чем в 2 раза ниже. Это прямое нарушение ст. 19 Конституции РФ. И это только вызовет массовое обращение в суды, как уже было в 2000 году.
19 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Этим законом для сотрудников МВД предусмотрен единственный и всем понятный механизм перерасчета пенсии тем, кто получил ее до 1 января 2012 года: «При пересмотре указанных пенсий в составе денежного довольствия учитываются должностной оклад, оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона», то есть исходя из новых окладов по должности и званию.
Проект этого закона был внесен намного раньше закона о денежном довольствии военнослужащих. Да и когда вносились законопроекты о денежном довольствии и социальных гарантиях военнослужащих, законопроект по сотрудникам МВД прошел второе чтение. Так что же прикажете нам думать?
Первый вариант. В правительстве РФ, о точнее – в Минфине, законопроекты готовили разные люди, и никто не удосужился свести их к единому подходу. Депутаты Госудумы перед голосованием документы не читают, а руководствуются выступлениями тех людей, которые представляют законопроект.
Второй вариант. Это продуманная акция правительства – провести через Госдуму без детального обсуждения непопулярное решение, значительно ущемляющее военных пенсионеров. Да и они, получив прибавку к пенсии в 50–60% перед президентскими выборами, сразу не обнаружат, что их обманули. Проблема вскроется через год, когда они получат прибавку к пенсии в 2,5 раза меньшую, чем у тех, кто уволится в запас после 1 января 2012 года.
На эту мысль наталкивает еще одно обстоятельство. В беседах с депутатами Государственной Думы мы убедились, что новый вариант перерасчета пенсии появился в самой последней редакции законопроекта и не обсуждался даже в комитете Госдумы по обороне. А если проследить историю вопроса о военных пенсиях, то нетрудно заметить, что именно с 2000 года началось ущемление военных пенсионеров. Нам перестали в составе пенсии учитывать стоимость продовольственного пайка и долги, несмотря на решения Конституционного суда, так и не вернули. Именно в этот период нас лишили всех материальных льгот. В 2005 году всем военнослужащим ввели ежемесячную денежную выплату в размере должностного оклада. Выплачивают ее всем без исключения, независимо от каких-либо условий. Фактически это увеличение должностного оклада в 2 раза, но на пенсиях это не отразилось. Именно в это период в денежном довольствии военнослужащих дополнительные выплаты составили более 70%, и они не учитывались в пенсионном обеспечении. А правительство при этом забывало индексировать должностные оклады и оклады по воинскому званию.
Третий вариант. Это государственная политика, при которой работникам правоохранительных органов во всем отдается приоритет.
А как это понимать? Чем пенсионеры Министерства обороны хуже пенсионеров МВД?
По закону военная пенсия может составлять до 85% денежного содержания. Однако доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия от общего денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляет около 25%, и новые законы ничего не меняют. Уже по новому закону оклады по воинскому званию и должности составят около половины денежного довольствия военнослужащего. А для расчета пенсии будет приниматься только 54% от суммы окладов по должности, воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
При общем повышении внимания государства к социальным проблем в отношении военных все делается «с точностью до наоборот». Это бьет не только по нам. Нынешние офицеры теряют доверие к государству, которое обманывает их старших товарищей.
Кто-нибудь из властей предержащих задумывался над тем, почему не дорожат службой в Вооруженных силах офицеры, прослужившие по 10 лет, почему некого ставить командирами кораблей, почему на низком уровне остается боеготовность соединений и частей? Это все результаты системных ошибок в управлении Вооруженными силами. Новые законопроекты лишь усугубляют проблему.
По-честному, вся концепция этих законопроектов никуда не годится. Но мы понимаем, что ее уже не изменить. Однако тогда надо хотя бы устранить неравенство в назначении пенсии ныне живущим пенсионерам и тем, кто уволится после 1 января 2012 года.
Поэтому я хотел бы через газету «НВО» внести предложение об изменении отдельных положений рассматриваемых законопроектов: п. 4 ст. 6 Закона «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» читать в следующей редакции: «4. Размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При этом денежное довольствие при пересмотре пенсий исчисляется в порядке, предусмотренном частью 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции настоящего Федерального закона). При пересмотре указанных пенсий в составе денежного довольствия учитываются должностной оклад, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет в размерах, установленных в соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Анатолий Давыдов, НГ-НВО