Эксперты Института Горшенина проанализировали суть последних российско-украинских договоренностей, а также сделали прогноз дальнейшего развития ситуации как внутри Украины, так и во внешней политике
Ситуативные договоренности
17 декабря 2013 года в Москве на заседании российско-украинской межгосударственной комиссии Владимир Путин и Виктор Янукович достигли ряда договоренностей, которые были крайне неоднозначно восприняты в украинском политикуме, обществе, а также журналистском и экспертном сообществе.
Характеристики произошедшего 17 декабря в Москве варьировались от одного экстремума к другому. Часть комментаторов обвинила главу украинского государства в чуть ли не государственной измене и сдаче национальных интересов в пользу РФ, другая часть оценила московские договоренности как главный внешнеполитический прорыв первой каденции Януковича. При этом информации для адекватного анализа того, что же на самом деле произошло в Москве, и что происходило между Владимиром Путиным и Виктором Януковичем все последние месяцы, было крайне мало.
Учитывая, что эксперты Института Горшенина на протяжении уходящего года неоднократно представляли на суд общественности свой анализ внешнеполитических маневров официального Киева, целью данного материала является попытка проанализировать суть последних российско-украинских договоренностей, а также прогноз дальнейшего развития ситуации как внутри Украины, так и во внешней политике.
Самый главный стереотип, который возник в результате декабрьских договоренностей Киева и Москвы – это убеждение значительной части элит и общества в том, что произошло окончательное внешнеполитическое самоопределение Виктора Януковича. И как следствие то, что Украину ожидает неизбежная интеграция в евразийский проект, пускай и не слишком быстрыми темпами.
После того, как Виктор Янукович отказался визировать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, многие наблюдатели ожидали, что 17 декабря в Москве произойдет настоящее чудо – произойдет полная перезагрузка непростых российско-украинских отношений. Вплоть до фиксирования новых правил игры в рамках нового «Большого договора» («Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнёрстве между Россией и Украиной», заключенного в 1997 году). Однако чуда не произошло. Украинская власть вернулась из Москвы с целым пакетом договоренностей, которые не позволяют говорить о перезагрузке. Максимум – о передышке.
Сегодня, по результатам десяти дней после встречи Владимира Путина и Виктора Януковича в Москве, можно утверждать, что декабрьские договоренности Киева и Москвы носят не стратегический, а ситуативный характер. Главными доказательствами этого утверждения могут служить такие признаки как:
- Пересмотр «газовых контрактов Тимошенко» образца 2009 года не состоялся. Вместо этого была достигнута договоренность регулировать цену на российский газ для Украины ежеквартально и фактически в ручном режиме.
- Экономическая помощь Украине в виде 15 млрд долларов пока что носит декларативный характер. Объем кредитования украинской экономики, о котором однозначно договорились два президента, составил сумму порядка 3 млрд долларов.
- План действий об урегулировании торговых ограничений и противоречий в двусторонней торговле между Украиной и Россией пока что остается лишь хорошей «дорожной картой» и декларацией о намерениях, успешная реализация которой практически полностью зависит от позиции Москвы.
Если говорить о пересмотре газовых договоренностей 2009 года, то это сегодня практически невозможно. С экономической точки зрения этот контракт выгоден Москве, как и заложенная в нем цена и объемы экспортируемого Россией в Украину газа. С политической точки зрения контракт 2009 года так же открывает для Москвы широкое поле для маневров, позволяя использовать больной для Януковича «газовый вопрос» в качестве инструмента влияния на ситуацию внутри Украины. В психологическом плане договор 2009 года также не может быть пересмотрен. Прежде всего, потому, что в Украине кабальные газовые договоры привыкли называть «контрактами Тимошенко», совершенно забывая о том, что на самом деле это «контракты Путина-Тимошенко», и лично Путин никогда не пойдет на пересмотр соглашений, соавтором которых он является, никогда не поставит их под сомнение.
Дальнейшие газовые взаимоотношения и возможность для Украины получать российский газ по сниженной цене будет прямо зависеть от нескольких факторов.
Первый фактор – дальнейшее продвижение переговоров о судьбе украинской ГТС и перспективы создания двухстороннего газотранспортного консорциума. В своем выступлении по итогам заседания российско-украинской межгосударственной комиссии 17 декабря Владимир Путин прямо заявил, что надеется в ближайшем времени перейти от постоянных дискуссий с Украиной о цене к прагматичной кооперации как по поставкам газа в Украину, так и по надежному транзиту.
Как известно, расхождений и противоречий в вопросе создания российско-украинского газотранспортного консорциума более чем достаточно. Противоречия эти накапливаются уже более двух лет, и будут ли они преодолены под влиянием ежеквартальных дополнений к газовому договору – большой вопрос.
Не способствует снятию этих противоречий и достаточно знаковое заявление Николая Азарова, сделанное украинским премьером 27 декабря во время общения с ведущими телеканалами Украины. А заявил глава украинского Кабмина дословно следующее: «Украинская ГТС уже 30 лет не модернизировалась. Почему Украина должна нести эти затраты в одиночку? Мы предлагаем ЕС: давайте создадим консорциум, давайте будем участвовать в модернизации вместе. Эта наша позиция, и рано или поздно – думаю, рано – мы договоримся по этим условиям». В контексте публично озвученных пожеланий Путина данные заявления выглядят как очередное доказательство тому, что никаких системных и стратегических договоренностей 17 декабря в Москве достигнуто все-таки не было.
Добавил уверенности в этом и украинский вице-премьер Юрий Бойко, который в своем интервью каналу «1+1» 22 декабря 2013 года также затронул тему газотранспортного консорциума, и дал понять, что в вопросе его создания компромисс по-прежнему не найден. «Была принципиальная позиция президента Януковича – мы готовы на любую модель сотрудничества с РФ, но паритетно – на братских началах. Если консорциум – это 50 на 50, если собственность ГТС – это 50 на 50. К сожалению, мы не получили четкого сигнала со стороны российских коллег», - отметил Бойко.
Далее украинский вице-премьер сделал достаточно сенсационное заявление, свидетельствующее о том, что Украина, несмотря на полученную скидку на газ, все равно намерена уменьшать объемы его закупки в дальнейшем. «Изменения к контракту по этому пункту («бери или плати») у нас не готовились. Но мы предупредили наших российских партнеров, что украинская экономика не выдерживает. И мы будем уменьшать закупки газа», - заявил Бойко. Напомним, что несколькими днями ранее возврат к оговоренным в контракте 2009 года объемам закупки российского газа назывался одним из главных условий получения Украиной скидки на газ.
Фактор номер два – начнет ли Виктор Янукович заход на второй круг европейской интеграции в 2014 году? Похоже, что в Москве, в отличие от Украины, вовсе не считают, что Виктор Янукович окончательно самоопределился в вопросах внешней политики, и, судя по расставленным ловушкам практически во всех пунктах достигнутых договоренностей, в Москве никто не считает, что в данный момент с Киевом можно говорить об интеграции и стратегическом партнерстве. Взаимного доверия нет.
Более того, у наблюдателей с обеих сторон нет стопроцентной уверенности и в том, что условие о ежеквартальном пересмотре цены на российский газ было поставлено именно россиянами, а не Виктором Януковичем. Пока что история об этом умалчивает, но если даже предположить себе подобную возможность, то возврат Украины на рельсы евроинтеграции выглядит вполне реалистичным уже ближайшей весной, о чем, кстати, не устает повторять сам Янукович и многие авторитетные спикеры власти. Но в эмоционально раскаленной ситуации сторонники европейского выбора их пока что предпочитают не слышать. А зря. Ведь ситуативность достигнутых договоренностей с РФ выгодна в первую очередь украинскому президенту. Ситуативность любых договоренностей гораздо более соответствует стилю и духу внешнеполитических маневров, которые вот уже как четыре года исповедует Виктор Янукович. И именно этому духу совершенно не соответствовало СА с Евросоюзом как история более долгоиграющая и стратегическая.
Безусловно, в ЕС существует немало влиятельных политиков, молчаливо поблагодаривших Владимира Путина за то, что он не просто снял украинский вопрос с повестки дня ЕС, но еще и профинансировал эту операцию российскими деньгами. Да, буквально через несколько месяцев Европарламент ожидает перезагрузка по результатам выборов, и новый состав ЕП будет вырабатывать уже новую доктрину отношений с Украиной, которая, не исключено, будет значительно жестче предыдущей. И такого радушия к Украине, которое было проявлено в рамках концепции Восточного партнерства, уже проявлено не будет. Куш, сорванный Виктором Януковичем в Москве 17 декабря, не похож на ставку всей жизни. Да и куш ли это, если даже официальные лица правительства признают, что уже к концу января следующего года от «живых» российских денег не останется ни цента?
Следует понимать, что финансовая помощь Украине в размере 3 млрд долларов – это именно та сумма, которая неоднократно звучала из уст представителей украинского правительства как критически недостающая в 2013 году. Несколько дней назад Николай Азаров прямо заявил, что средства от выкупа Россией украинских евробондов на 3 млрд долларов покроют бюджетные затраты по январь 2014 года. Если повезет грамотно ими распорядиться, то возможно хватит и до января 2014 года включительно.
Более того, эта сумма не подарена и не предоставлена безвозмездно. О необходимости ее возвращать, да еще и с процентами, сказало уже немало экспертов. Заявления российского вице-премьера Игоря Шувалова о возможности РФ в любой момент потребовать от Украины возврата этих денежных средств также свидетельствуют о том, что процесс кредитования украинской экономики со стороны Москвы если и будет осуществляться в дальнейшем, то в таком же ручном режиме, как и взаимоотношения в газовой сфере. И продление кредитной линии также будет зависеть от многих факторов.
В это время официальный Киев, несмотря на всю кажущуюся необратимость договоренностей с РФ, активно продолжает вести диалог с МВФ. Подобные сепаратные переговоры также плохо вписываются в концепцию окончательного внешнеполитического выбора Украины. Более того, главный украинский переговорщик с Москвой Юрий Бойко в своем интервью каналу «1+1» заявил, что (далее цитата) «кредит МВФ Украине очень нужен».
Более того, в ходе уже вышеупомянутого интервью украинского премьер-министра ведущим телеканалам страны, делается еще одно интересное для общего анализа ситуации заявление. Николай Азаров сообщает журналистам, что российский кредит досрочно возвращен не будет. Прямая речь выглядит так: «Те условия, на которых мы подписали кредит, не предусматривают никаких досрочных возвратов и погашений. Не будет этого». Данное заявление Николая Азарова выглядят как демарш в сторону вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова.
Что касается торговых отношений Украины и РФ, то эта сфера была крайне непрозрачной и при президенте Кучме, и при Ющенко, и сегодня при Януковиче. Российская сторона всегда имела возможность давления на украинскую экономику, регулируя доступ украинских товаров на российский рынок по собственному усмотрению. Несмотря на презентованную украинским вице-премьером Юрием Бойко «дорожную карту», учитывая все ее положительные пункты, согласно которым должны быть ликвидированы все профили риска и все спецпошлины, а также возобновлены действия сертификатов, ни одна «дорожная карта» не может являться гарантией неповторения августовских прецедентов на российской таможне.
Следует обратить внимание, что после визита Януковича в Москву в российском и украинском информпространстве были две разные картинки. Владимир Путин заявил, что выделение кредитов Украине – это помощь братской стране, которая оказалась в сложном финансовом и политическом положении. В то же время Виктор Янукович в своем интервью украинским журналистам 19 декабря 2013 был более сдержанным: «Этот кредит для нас, безусловно, выгодный, который мы получили. Потому что нам никаких условий Россия не поставила, условия все заложены в контракте: они получат 5% годовых, их это удовлетворяет».
"Отсечение"
То, что Виктор Янукович не вступил в Таможенный союз, сильно огорчило сторонников тесной интеграции с Россией внутри украинской власти — а таких людей в ней немало. Причем, это достаточно ресурсные акторы, имеющие достаточно инструментов для влияния на внутриполитическую ситуацию в стране.
Очевидно, что эти группы не устраивает продолжение многовекторной игры Виктора Януковича. С другой стороны, пока у Президента остаются хотя бы минимальные возможности для продолжения диалога с Европой, он будет маневрировать и блефовать. И, судя по всему, пророссийски настроенные элитные группы, которых обычно именуют «ястребами», шаг за шагом пытаются свести возможности маневра для Януковича к нулю.
Эксперты Института Горшенина считают, что «ястребы» в настоящее время реализуют стратегию «отсечения» Януковича от Европы и США. То есть украинского президента пытаются превратить в парию западного мира путем ряда вызывающих и провокативных действий против Евромайдана и его активистов. Не исключено также, что задача-максимум плана «отсечения» — довести ситуацию до введения Западом санкций против Виктора Януковича и его ближайшего окружения во власти и бизнесе.
В случае успешности плана «ястребов», для украинского президента останется только один коридор движения – в Таможенный союз. Побочным эффектом будет значительное усиление позиций «ястребов» во власти и белоруссизация Украины.
Итак, сначала 30 ноября происходит откровенно вызывающее избиение студентов спецподразделениями «Беркут». Реакция Запада – крайне негативная, но дипломатически выдержанная.
Затем 11 декабря, в ту ночь, когда в Киеве находились высокие представители ЕС и США, приехавшие специально (!) для переговоров с Виктором Янковичем, осуществляется провокативная попытка «вытеснить» митингующих с Майдана. Реакция Запада теперь не просто негативная, а уже на грани дипломатического протокола: замгоссекретаря США Виктория Нуланд идет на Майдан к протестующим, а госсекретарь США Джим Керри заявляет, что «США выражают свое отвращение по поводу решения украинской власти отреагировать на мирный протест на киевском Майдане использованием спецназовцев, бульдозеров и дубинок, а не уважением к демократическим правам и человеческому достоинству».
Далее следуют двусмысленные списки «невъездных» лиц имени Олега Царева и СБУ, среди которых представители США и Евросоюза. Затем вбрасывается информация о готовящихся арестах депутатов-оппозиционеров, появляются известия об избиениях активистов Евромайдана и журналистов, в том числе и тех, которые расследовали дела «Семьи» и лично (!) Януковича. В этом смысле ситуация очень сильно начинает напоминать «дело Гонгадзе», но уже не для Кучмы, а для Януковича.
Одновременно в украинской власти происходит явное нарушение баланса в пользу «ястребов». Силовики совершают некие провокативные действия, далее следует негативная реакция Запада и радикализация Майдана, как следствие усиливается роль силовиков и так далее по спирали вниз.
Конечно факт, что пока еще цели «ястребов» не достигнуты: отношения Украины с Западом еще не разорваны и санкции пока не введены. Возможно, что остаются какие-то шансы на выстраивание челночной дипломатии с ключевыми европейским столицами: Берлином, Парижем и Лондоном. Однако как Януковичу реанимировать отношения с Западом (и получить ресурсы для маневра и игры с российским визави), если что не день, то новый «сюрприз»?
Очевидно, что для полноценной партии на внешнеполитическом треке, Януковичу необходимо восстановить игровой баланс внутри: снова абсолютно подчинить игры и интриги между элитными группами своему «шпилю». Что в конкретной ситуации равносильно урезониванию амбиций пророссийских «ястребов».
Конечно, Янукович – гроссмейстер балансов и игры на противоречиях своих вассалов. Формирование трех составов Кабмина, ротации в силовых ведомствах, последние назначения в АП – везде очевидно его чутье и умение сохранять балансы для своего комфортного управления. Операционно президент всегда прекрасно понимал, кого надо снять, кого назначить, кого и кем «подпереть», какую должность создать, а какую – аннулировать и тому подобное.
Но текущая ситуация с «ястребами» существенно отличается. Во-первых, существовала и пока еще как-то тлеет, пусть и фантомная, угроза победы Майдана. И позиция силовиков, не давших слабину, во многом определила устойчивость позиций Януковича. Во-вторых, хотя вольно или невольно силовики играют на руку России, разводя Украину и Запад своей агрессией против участников мирных протестов, но данные действия вполне могут преподноситься президенту как единственно эффективные в данной ситуации. В-третьих, президент вполне может остановить разгон или вытеснение протестантов, но какие у него есть рычаги для прекращения криминального террора против активных участников Майдана?
Кстати, на криминальном терроре стоит остановиться отдельно. Налицо отлично подготовленные бригады штурмовиков, аналогичные отрядам СА в нацистской Германии и эскадронам смерти в Латинской Америке 60-х годов. Очевидно, что эти группы «титушек» создавались не за один день – не исключено, что многие из них основаны еще в 90-е годы людьми, которые как раз сейчас находятся во власти. Скорее всего, штурмовики готовились под выборы 2015 года с целью удержания власти любой ценой, а в текущей ситуации просто оказались очень удобным ресурсом устрашения и провокаций. Судя по информации украинских СМИ, данные отряды хорошо финансируются и, зачастую, координируются местными властями ряда регионов Юго-Востока Украины, например, в Харькове или Одессе. Всего за месяц Евромайдана штурмовики успели совершить не один десяток акций прямого насилия, совершая поджоги автомобилей, захватывая дома и квартиры активистов Евромайдана, избивая активистов и журналистов.
Очевидно, что даже если президент может запретить «ястребам» совершать разгоны и вытеснения, то технологию криминального террора остановить исключительно административно у него не выйдет. Какой организации и кому конкретно запретить это делать: СБУ, МВД, СНБО, их главам, замам и т. д. – ведь любой из вышеперечисленных вполне может развести руками и сказать «это не я»?
Тактика криминального террора, вызывающих провокаций, списков «невъездных», уголовных преследований активистов Майдана по всей стране день за днем льют воду на мельницу плана «отсечения» и приближают точку невозврата в отношениях Украины и Запада.
Похоже, что Януковичу уже все сложнее полностью контролировать ситуацию. При этом «зачистка» президентом спецслужб под корень пока маловероятна – опасность выхода из-под контроля Майдана. Опять же, чистка ослабит силовой блок на определенное время, но тактику криминального террора сразу не купирует.
Бункер или хонка?
Приведённые выше технологии «отсечения» приводят к ситуации, когда кризис начнёт развиваться по сценарию, который мы условно назовём «Бункер». По информации шеф-редактора LB.ua Сони Кошкиной, 9 ноября 2013 года президенты России и Украины встречались в Подмосковье на территории военной базы в бункере. Якобы Президенту Украины там были предъявлены некие неперебиваемые аргументы и были сделаны предложения, от которых невозможно отказаться. Сценарий «Бункер» подразумевает изоляционизм Украины, полную безальтернативность выбора внешнеполитического курса и безальтернативные выборы президента в 2015 году.
Согласно второй версии, что частично подтверждается анализом достигнутых договорённостей, у Януковича осталось поле для манёвра. Назовём сценарий, при котором президент Украины будет вести свою игру, «Хонка», по имени четырёхэтажного строения в Межигорье, где проживает Виктор Янукович. Сценарий «Хонка» как раз подразумевает продолжение того «шпиля», который президент Украины проводил до саммита в Вильнюсе – блеф по поводу европейской интеграции Украины на западном фронте с тем, чтобы повысить ставки на восточном фронте в игре с Путиным.
Фактически, при сценарии «Хонка» Виктор Янукович играл тотус при отсутствии козырей. Что Украина имела на момент, когда Виктор Янукович стал президентом в феврале 2010-го? Первое – газовый договор с РФ на кабальных условиях. Ежегодно Украина платила России около 14 млрд долларов и при низких тарифах на газ внутри страны, долг НАК «Нафтогаз Украины» каждый год вырастал примерно на 2 млрд долларов. Второе – подкреплённые притязания России на украинскую ГТС. Третье – «обоснованное» ожидание РФ, что Украина в ближайшем будущем вступит в ТС. Николай Азаров уже сделал первый шаг, подписав 18 октября 2011 года в ходе заседания глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге соглашение о создании зоны свободной торговли. Что Украина могла противопоставить этому давлению со стороны наших северо-восточных соседей? Ничего! Вопрос Черноморского Флота почему-то не поднимался. Вопрос повышения платы за транзит российского газа тоже. Намерения искать справедливости в газовых отношениях в Стокгольмском арбитраже даже никогда не озвучивались официальными лицами Украины. Фактически, в преферансе после раздачи карт Януковичу не досталось козырей.
Твёрдо заявив о своём европейском выборе, Янукович начал массированною подготовку к подписанию СА. Не без помощи многих польских евродепутатов и польских политиков, в Европейском Союзе начал формироваться сильнейший невроз по поводу исторического шага – ассоциации Украины с ЕС. Да что там европейские политики, у многих украинских очень высокопоставленных чиновников сформировалось твёрдое убеждение, что Украина будет «членом дружной европейской семьи народов». Этот мастерски разыгранный «шпиль» возымел свой эффект. За несколько месяцев до саммита в Вильнюсе у российской элиты сформировалась стойкая вера в то, что Украина вступит в ЕС раньше России. И многие российские интеллектуалы хоть и выполняли темники Кремля, произнося тексты вроде того, что «вступив в ЕС Украина станет сырьевым придатком развитых европейских стран», но произносили они это с некой долей зависти. После этого эффекта, Виктор Янукович понял, что продукт с высокой добавленной стоимостью «Неподписание Соглашения об ассоциации с ЕС» готов к употреблению. Или, выражаясь карточной терминологией, партнёры по игре начали вистовать или пасовать. Президент Украина начал отбирать свои взятки.
В итоге, что Янукович выменял на продукт «Неподписание». Подведём итоги.
Первое. Россия пошла на уступки в ценах на газ. Ранее Миллер заявлял, если Украина платит 426 долларов, какой смысл России идти на снижение цены. Действительно, какой был смысл? Второе. Россия предоставляет Украине фактически безусловный кредит. Если МВФ и ЕС ставили различные условия для получения кредита, например, повышение тарифов на коммунальные услуги, то российская сторона просто приобретает наши евробонды с 5% доходностью. Третье, о контроле «Газпромом» нашей ГТС речь пока вообще не идёт. Более того, по словам Юрия Бойко, предложения Украины по паритетному управлению вместе с россиянами украинской ГТС не нашли пока поддержки у наших российских партнёров. И далее, если верить еврочиновникам и представителям МВФ, двери в ЕС для нас открыты, и вопрос о выделении кредита МВФ тоже никто не закрывал.
Итак, тотус сыгран?
Учитывая сценарий «Бункер», похоже, что тотус «поймали», и Виктор Янукович не добрал эдак 2 взятки. Поэтому, придётся получать не 10 в пулю, а 20 в гору.
Какой сценарий развивается у нас на глазах, может сказать нам только время. Но, похоже, и Запад, и Россия будут всячески сужать Януковичу поле для манёвра. А достижение главной цели Виктора Фёдоровича – воспроизводство себя во власти – становится всё более туманным.
Авторы: Вадим Омельченко, Виктор Соколов, Евгений Курмашов, Константин Винокуров, Алексей Лещенко