Удмурт Наговицын стал главой Бурятии 4 июня 2007 года. С тех пор уроженец Глазова правит вверенными ему российскими буддистами и русскими, составляющими 67% населения этой сибирской территории.
Именно их вознамерился принудить этот креативный менеджер учить бурятский язык. На Родине Наговицина есть крылатое выражение «вотяк с портфелем» — родилось оно в 1920-е — 1930-е когда этнические интернационалисты из Кремля, в учреждённой ими искусственном образовании УдмАССР массово переселяли удмуртов из деревень в города и формировали «национальный рабочий класс» и «национальных чиновников». Получалось плохо. Чиновники получались недалёкие, но ужасно высокомерные — именно это явление и получило название — «вотяк с портфелем».
Уроженец Удмуртии ныне глава Бурятии Вячеслав Наговицын утверждает что несколько лет назад выучил бурятский язык до разговорного уровня, однако из-за отсутствия практики подзабыл. А теперь не мытьём так катаньем хочет заставить русских выполнять своё самодурство, которое и сам не потянул.
Вопрос изучения бурятского языка в школах продолжает оставаться, пожалуй, самым острым и горячо обсуждаемым обществом. Свою позицию глава республики Вячеслав Наговицын озвучил уже второй раз за последнее время: на днях он лично обращался к Народному Хуралу на сессии во время рассмотрения закона «Об образовании». После долгих и горячих споров законопроект был принят, однако без той самой пресловутой статьи о бурятском языке. Она будет дополнительно рассмотрена на следующей сессии.
Вскоре вопрос о бурятском языке вновь был поднят журналистами на встрече с главой.
- Возможно, на сессии не очень сильно прозвучало. Но я сказал то, что хотел сказать, – подчеркнул Наговицын.
Его речь в Народном Хурале слабой назвать уж никак нельзя. Среди формулировок, например, звучало: «Республика может потерять язык, а, значит, и свою национальность». На встрече с журналистами Наговицын вновь заявил: он лично сторонник изучения бурятского языка во всех школах.
Однако в настоящее время установить подобную норму в законе не представляется возможным. Согласно Конституции и закону о языках, изучение государственного языка является делом добровольным.
- Когда впрямую мне говорят: «Давайте впишем, чтобы изучение бурятского языка было обязательным», я открываю Конституцию 68 статью, смотрю – нельзя так вписать. Но можно же по-другому как-то написать. Значит, мы должны, не нарушая федерального законодательства, прописать правильные формулировки, – подчеркнул глава Бурятии.
Соцопросы населения республики населения показали, что большинство жителей также выступают против изучения бурятского языка.
Подобное Наговицын уже проходил с французским языком, которым свободно владел, даже защищая на нём один раздел диплома в Академии народного хозяйства, но тоже успешно забыл. Французский ему должен быть ближе, так как из-за ударения на последнюю гласную в удмуртском языке, удмуртов русское население Прикамья встарь величало «французами».
- Но попробуйте из меня хоть одно слово вытащить – «бонжур» разве что могу сказать. Нужна практика, – заключил глава Бурятии. То же самое с бурятским языком – с вами должны говорить, общаться.
По мнению главы, население республики должно начать разговаривать на бурятском не только дома, но и на работе. Также необходимы какие-то специальные площадки, вроде молодёжных клубов. «Потому что если не будет мотивации, это будет напрасный труд. И если будет модным владеть бурятским языком, то он получит большую популярность», – отметил Вячеслав Наговицын.
В школах республики, в частности, могут быть перестроены лингафонные кабинеты. Сейчас они используются лишь в преподавании английского языка, однако глава считает, что в них необходимо заниматься также и бурятским. Заодно и бюджет можно освоить…
Финансирование государственной программы «Сохранение и развитие бурятского языка» будет увеличено. Сейчас оно составляет около семи миллионов, в следующем же году сумма вырастет до 20-ти. О наличии программы «Сохранение и развитие русского языка»и объёмах её финансирования ничего не сообщается.
В. В. Наговицын женат, имеет двоих сыновей, дочь и трёх внуков. Является членом партии «Единая Россия».
С семьёй как у всякого высокого единороса у него всё в порядке — жена, Нина Владимировна Наговицина, домохозяйка; владеет долей в Томском заводе измерительной аппаратуры. Сыновья, Константин и Владимир, занимают руководящие должности в энергетических компаниях Новосибирска и Нижнего Новгорода.
В общем, типичный «вотяк с портфелем».