Арест Юлии Тимошенко 5 августа 2011 года – не просто самое резонансное событие этого лета в жизни Украины, а конец целой эпохи. На наших глазах рушится гигантская...
...политическая пирамида. Рушится с треском и пиротехническими эффектами, как и положено в любом современном шоу. За этим треском может забыться главное: двенадцать лет назад Юлия Владимировна впервые стала самостоятельной политической фигурой, удачно воспользовавшись крахом своей «крыши» в лице отбывшего в тюрьму «самой свободной страны мира» экс-премьер-министра Украины Павла Лазаренко.
Тогда Тимошенко еще умела договариваться. Остаться в политике ей позволил лично президент Леонид Кучма. «Стереть» Юлю в пыль (в переносном, а не прямом смысле) у Леонида Даниловича на тот момент имелись все возможности. Однако президент-днепропетровец пожалел очаровательную землячку и оставил ее «жить» в украинской политике. В общем, благодаря этому акту «благотворительности», мы и имели возможность наслаждаться в последующем тем феерическим шоу, которое подарила стране неуемная актриса, заигравшаяся, в конце концов, настолько, что даже «забыла» родной русский язык.
Даря Юле «жизнь», выдающийся «многовекторник» Кучма вряд ли подозревал, что уже через несколько месяцев США навяжут ему в качестве премьер-министра «блудного сына» Виктора Ющенко, а тот возьмет Юлию Владимировну в правительство вице-премьером по ТЭКу – то есть, куратором любимой ею еще с лазаренковских времен газовой трубы.
Забавляясь этой трубой, как тюбиком помады, Юлии Владимировне удалось совершить множество подвигов – попасть в тюрьму в 2001-м, «убедить» председателя Печерского суда Замковенко выпустить ее на свободу, победить на Майдане, внеся на собственном горбу Виктора Ющенко в президентское кресло, поссориться с Ющенко за то, что он запустил на рынок в 2006 году небезызвестное «РосУкрЭнерго» и присосался к ее любимой «трубе», вернуть себе должность премьер-министра (а заодно и «трубу») и заключить еще более странное соглашение с Российской Федерацией по газу, чтобы снова оказаться в той же камере. История, достойная пера Дюма!
В очередной раз публика задает вопрос: что будет с Тимошенко? МИД Российской Федерации выступил с официальным заявлением, потребовав «беспристрастного» суда над Юлией Владимировной и напомнив, что газовые соглашения между Украиной и Россией заключались в соответствии с национальным законодательством двух стран. Соединенные Штаты тоже «подписались» за нее, призвав рассмотреть вопрос о ее немедленном освобождении. Несколько политических партий (в том числе «Фронт змін» Яценюка и «Свобода» Тягныбока) подвергли деятельность власти в отношении ареста Тимошенко резкой критике. А на Крещатике появились палатки депутатов-бютовцев, закамуфлированные под общественные «приймальні».
Все, что вы прочтете дальше, всего лишь – мое личное мнение. Это не апологетика или «бичевание» Юли, а попытка прогноза. Арест Тимошенко – неожиданный и сильный ход власти. Еще в пятницу утром его никто не ожидал. Но любой сильный ход вызывает и активную ответную реакцию.
Позиция Соединенных Штатов – абсолютно объяснима. Юлия Владимировна давно используется Вашингтоном как орудие «управляемого хаоса» в Украине. Наличие Павла Лазаренко в заокеанской «Лукьяновке» сделало г-жу Тимошенко американской «куклой» еще в те времена, когда ее «патрона» признали уголовником. Но высаживать спецназ на Лукьяновку, 13, американцы вряд ли станут. Тимошенко – не бен Ладен.
Что касается России, то и Путину, и Медведеву не очень приятно будет узнать, что газовая сделка с ЮВТ (если ее, конечно, осудят) была заключена с не совсем законопослушным человеком. Однако МИД РФ требует всего лишь честного суда, а не немедленного освобождения Тимошенко. Иными словами, заявление со стороны России – это не столько требование немедленно выпустить подсудимую № 1 в Украине, сколько попытка психологического давления на Януковича и Азарова на будущих газовых переговорах. Кроме того, для «националистки», которой хочет выглядеть Юлия Владимировна в глазах своих избирателей, сочувствие со стороны «москалей» – это, скорее, минус, чем бонус.
Яценюк и Тягныбок публично сострадать Тимошенко как истинно украинские джентльмены просто обязаны. Но в искренность двух вышеупомянутых джентльменов мне не очень верится. Политическая сила Тимошенко (сегодня она снова называется «Батьківщина») держится только на гении и энергии самой Тимошенко. Как театр одного актера – точнее, актрисы. Парализовав арестом вожака, власть лишила головы весь привыкший к беспрекословному подчинению партийный организм. Голов там не осталось – одни пламенеющие сердца. А уход с политической арены Юлии Владимировны – это приращение в «родственных» электоральных хозяйствах Тягныбока и Яценюка. Они, конечно, попричитают, что у соседки хутор горит, но втайне, подозреваю, только порадуются бревнышкам, вытащенным с неожиданного пожара.
Отношения же Януковича и Тимошенко в последнее время напоминали игру кошки с мышкой. У мышки была возможность убежать за границу и там «разоблачать» нынешнюю власть из безопасной норки. Однако наша мышка как истинный игрок по натуре верила в то, что еще отыграется. В норке играть не с кем, кроме самой себя. А ей хотелось стать президентом хотя бы на следующих выборах. Это логически привело симпатичного грызуна в мышеловку Печерского суда.
А там мышка совершила роковую ошибку. Вместо того, чтобы принять скорбную позу и попытаться вызвать к себе всеобщее сочувствие, нахальный мышонок стал валять Ваньку, оскорблять суд и убеждать всех, что это не суд, а цирк. Мне пришлось поучаствовать в одиннадцати процессах как истцу и ответчику. На основе собственного опыта скажу: я не выиграл бы ни одного суда, если бы позволял себе обращаться с судьей так, как это делала Юлия Владимировна с Киреевым.
Теперь Януковичу нужно доказать, что это ЕГО мышка. Не Путина, не Обамы, не Евросоюза, а только ЕГО. В свое время Кучма отпустил Юлию Владимировну, о чем, подозреваю, впоследствии не раз сожалел. Если теперь Виктор Федорович точно так же позволит себе подобную жалость, то в Украине не только Тимошенко, но и все граждане без исключения поверят, что вместо суда у нас цирк. Думаю, у Януковича нет желания быть директором цирка, а потому шансы Тимошенко выйти в ближайшее время из тюрьмы считаю минимальными. Освободить ее может только новая революция. А признаков ее (особенно в разгар курортного сезона!) пока не наблюдается.