Надо ли нам возвращаться к Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года?
Возвращение Конституции РК от 6 мая 1992 г. возможно только в том случае, если будет заключен Договор о разграничении полномочий между Крымом и Киевом. Собственно, эта Конституция и не была реализована по той причине, что такой Договор так и не был заключен. Поэтому сейчас надо поднимать вопрос не об изменениях в крымской Конституции, а о Договоре по разграничению полномочий. То есть, заключение этого Договора должно предшествовать крымской Конституции, точно также как провозглашение независимости какого-либо государства предшествует принятию его Конституции.
Что касается международного опыта, то он однозначно свидетельствует в пользу договорных отношений между автономным образованием и государственным центром. Не только в федеративных странах, но и в унитарных, как например, в Испании, где, несмотря на законодательный отказ от федерализма, существуют Договора по разграничению полномочий Мадрида с Каталонией, Андалусией, Наваррой или Страной Басков. Хочу особо подчеркнуть, что заключение Договоров по разграничению полномочий – это правовая, политическая и юридическая норма современной Европы. И если украинская власть (вне зависимости от ее цветов и оттенков) так стремится быть похожей на Европу, то и эти традиции ей необходимо перенимать.
Моё замечание по Европе это скорее полемический «кивок» в сторону политических и политологических оппонентов, а вот отечественная практика здесь более уместна. – В Российской Федерации все субъекты – области, края, республики – заключили договора с центром государства о разграничении полномочий, все имеют свои региональные законодательные органы, которые так и называются – Законодательные собрания. И это только способствует нормализации отношений государства и его регионов.
Каков механизм заключения Договора, какие условия и кто может обеспечить его подписание?
Работа по подготовке и заключению Договора о разграничении полномочий между АРК и Украиной должна включать в себя как минимум два основных действия: ВС Украины – восстановить действия Закона Украины о крымских республиканских (региональных) партиях, отмененного в 1996 г.. Депутатам ВС Крыма и Севастопольского горсовета необходимо будет начать процедуру по восстановлению административно-территориальной целостности РК, которая существовала в первой половине 90-х годов.
Сам Договор о разграничении полномочий между АРК и Украиной должен содержать, в качестве основных, следующие положения:
- принцип субсидиарности и делегирования полномочий, позволяющий строить отношения региона (Крыма) и центра с учетом международной (в т.ч. европейской) практики регионализма и демократических норм современного государственного права;
- право ВС Крыма принимать республиканские (региональные) законы;
- право ВС Крым готовить законопроекты для рассмотрения депутатами Верховного Совета Украины;
- утверждение одноканального республиканского бюджета в Крыму и нормирование отчислений в государственный бюджет Украины;
- восстановление ликвидированных в 1994-1995 гг. крымских республиканских министерств – внутренних дел, юстиции, безопасности, республиканской прокуратуры во главе с республиканским прокурором, назначаемым ВС Крыма, Верховного суда Крыма.
Если говорить о законодательных функциях крымского парламента, то сейчас они просто отсутствуют, что является если не политической нелепостью, то правовой несуразностью. Вроде бы мы имеем Верховный Совет, а по содержанию, состоянию и функциям он ничем не отличается от любого областного совета на Украине.
Понятие законодательной инициативы имеет совершенно четкое определение: официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. – То есть в случае предоставления Верховному Совету Автономной республики Крым права законодательной инициативы, он будет иметь возможность предлагать Верховной Раде Украины рассмотреть и реализовать эту инициативу. Предлагать и ничего более! Таким правом обладают депутаты Украины, президент Украины и Кабинет Министров. А в Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы, наряду с Президентом РФ, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством РФ, а также Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, являются законодательные (представительные) органы субъектов РФ, т.е. Законодательные собрания областей, краев и республик Федерации. Получается, что на Украине народные депутаты, представляющие Крым, могут выступать с законодательной инициативой, а целый Верховный Совет республики такого права не имеет. Нонсенс!
Договор поднимет статус Крыма. А что рядовые крымчане будут иметь от этого?
Могу перечислить по пунктам прямые выгоды для всех граждан Крыма:
- Воссоединение Севастополя с Республикой Крым усилит общую экономическую систему, даст возможность непосредственно крымчанам получать выгоды от базирования Черноморского флота Российской Федерации, а не отправлять их (выгоды) в Киев.
- Одноканальный бюджет позволит сначала наполнять крымскую казну, а по остаточному принципу делать необходимые отчисления в Киев. Это даст возможность избавиться от подкормки укронациков с Галичины, которые, к тому же, добиваются вообще ликвидации крымской автономии.
- Верховный Совет Крыма может издавать республиканские законы, которые обеспечат интересы крымчан в экономической и социальной сферах, в том числе в образовательной, языковой, коммунальной (Крым может полностью обеспечивать себя энергоносителями, например).
- Республика Крым получит возможность устанавливать прямые межгосударственные связи с постсоветскими республиками, что благотворно скажется на развитии курортно-рекреационной сферы экономики.
- Появятся реальные шансы начать и закончить строительство моста Крым-Кубань, который, кроме транспортных функций, будет обеспечивать энергетическое взаимодействие Крыма с Российской Федерацией.
- При возможном государственном перевороте на Украине, который готовят укронацики уже много лет и который направлен не только против государственного руководства Украины, но и против Российской Федерации, Крым реализует право выхода из состава Украины и присоединения к союзу Российской Федерации и Белоруссии. Мы станем защищёнными от периодически возникающего буйства майданутых укронациков, проповедующих открытую ненависть к крымчанам, нашей истории, России, всему русскому.
Главное, что даст Договор о разграничении полномочий это продвижение интеграции, а не разъединения на постсоветском пространстве. Другими словами Договор о разграничении полномочий обеспечит крымчанам сохранение, развитие и углубление социально-культурных и экономических связей с Российской Федерацией, Белоруссией, с другими украинскими регионами.
Анатолий Филатов,
председатель Крымской республиканской организации «Таврический союз»