Русское Движение

Выстрелы из будущего?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Феномен Брейвика и конфликт цивилизаций: смысловые слои постмодернистского реалити-шоу

Бойня в тихой, благополучной Норвегии ужаснула всех. Полтора часа террорист-одиночка ходил уверенной поступью терминатора по одинокому острову и с каким-то дьявольским наслаждением расстреливал ни в чем не повинных людей. На счету у преступника 76 жертв, что гораздо больше тех потерь, которые понесла Норвегия при вторжении Гитлера в начале Второй мировой войны. Теперь у Европы есть свое 9/11, только вывернутое наизнанку и словно отраженное в жутком кривом зеркале: вместо исламского фундаментализма – белый радикализм 7/22. При этом трагические события в Осло напоминают хитроумный постмодернистский роман, в котором есть несколько уровней толкования. Но какие смысловые слои можно выделить? И какие последствия повлечет за собой этот глубоко символичный теракт?

СЛОЙ №1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР

Кровавая бойня в Норвегии потрясла экспертов и журналистов, как никакое другое событие. Еще бы – эту тихую скандинавскую страну, которая лидирует в рейтингах самых благополучных государств, принято считать «социальным раем». А тут – бац! – истинный норвежец с внешностью «белокурой бестии» среди бела дня хладнокровно расстреливает своих же соотечественников, прикрываясь трескучей националистической риторикой. Это событие настолько рвет все шаблоны, что наблюдателям остается лишь ухватиться за самое простое объяснение: «Так ведь Брейвик сумасшедший! Что взять с психа?»

Что ж, признаков умопомешательства у 32-летнего «викинга» и в самом деле хоть отбавляй. С нескольких гламурных фотографий, растиражированных мировыми СМИ, на нас свысока поглядывает молодой человек с холодным взглядом, остановившимся в одной точке. Такие глаза бывают только у людей, фанатично преданных какой-то идее и способных пойти ради нее на все. Брейвик явно страдает комплексом ницшеанского Сверхчеловека, болезненным тщеславием и неуемным самолюбованием. На фотографиях он то позирует в образе терминатора с автоматом наперевес, то красуется в парадном мундире с непонятно кем выданными орденами. Да и история о том, как ради брутальной внешности Брейвик перенес не одну пластическую операцию, не оставляет сомнений по поводу его психического здоровья.

Столь сложная, болезненная натура закладывалась с детства. Брейвик родился в неблагополучной семье: мать – истеричная феминистка, отец – самовлюбленный дипломат, бросивший мальчика, когда тот был еще в нежном возрасте. Неудивительно, что к 32-м годам парень подошел в роли классического неудачника, который живет с мамой, не имеет ни друзей, ни девушки, ни жены и время от времени снимает стресс в обществе элитных проституток. И это – при модельной внешности и атлетической фигуре!

Можно только догадываться, что происходило в душе этого человека: он годами копил отрицательную энергию, предавался тщеславным мечтам и скрупулезно готовил свой «звездный час». Неудивительно, что на злополучном острове Брейвик вел себя как «триумфатор» – убийца громко смеялся, нажимая на курок. Но даже арест, похоже, не вернул на место его изрядно отъехавшую «крышу» – террорист потребовал назначить его командующим норвежской армией и доставить в камеру его парадный мундир (тот самый – с липовыми орденами!) В общем, клиника, да и только.

Скорее всего, психическая болезнь Брейвика будет установлена в судебном порядке. Однако во всей этой жуткой истории при ближайшем рассмотрении обнаруживается так много странностей, что сводить все к жирным «тараканам» в голове отдельного индивида, становится сложно. Порой складывается ощущение, что сумасшедшего «спасителя Европы» специально «вела по жизни» какая-то неведомая сила.

СЛОЙ №2. ШПИОНСКИЙ РОМАН

При всей своей психической болезни Андерс Брейвик поражает поистине разносторонней одаренностью. «Норвежский стрелок» самостоятельно изготовил бомбу из купленных в Польше удобрений, умело скрыл свои эксперименты от соседей и под видом полицейского проник на слет молодежного актива правящей Трудовой партии. Обычно столь сложные операции готовят целые диверсионные группы – а тут все дела лихо провернул герой-одиночка. Так и хочется вслед за Станиславским крикнуть: «Не верю!»

Чтобы почувствовать себя Фомой Неверующим, вполне достаточно информации из открытых источников. Так, по данным западных СМИ, норвежские спецслужбы уже давно выходили на след Брейвика. У них было достаточно поводов для слежки – парень закупал огромное количество удобрений, оставлял агрессивные комментарии на националистических форумах, посещал стрелковый клуб, владел оружием и состоял на психиатрическом учете «из-за приступов депрессии». Как после всего этого они позволили Брейвику совершить теракт – уму не постижимо!

Кстати, сами события 22 июля вызывают немало вопросов. Кто разрешил Брейвику припарковать начиненный взрывчаткой автомобиль прямо у здания правительства? А ведь столь крупный прокол – перебор даже для спецслужб благостной Норвегии, где в год совершается не больше двадцати убийств. При этом в момент взрыва премьер-министр Йенс Столтенберг и ряд влиятельных чиновников отсутствовали в правительственных зданиях. И столь любопытная деталь роднит норвежские теракты с американскими событиями 11 сентября, когда некоторые высокопоставленные сотрудники Всемирного торгового центра также не вышли на работу.

Но после взрыва в центре Осло странностей становится все больше. Почему на острове Утойя, где собрались около 700 молодых активистов правящей партии, полностью отсутствовала нормальная охрана? Куда подевался один единственный полицейский, когда Брейвик открыл стрельбу? И почему норвежским стражам порядка потребовалось полтора часа, чтобы добраться до острова, расположенного всего в семистах метрах от центра столицы? По официальной версии, спецназовцы долго искали вертолет, который оказался в южном пригороде Осло, и неприлично долго ехали на машине. Когда же они погрузились на катер, мотор внезапно заглох, а взять на прокат чью-то яхту полисмены догадались не сразу (видимо, из уважения к частной собственности). И – что самое интересное! – пока спецназовцы «героически» преодолевали препятствия на пути к острову, телевизионщики снимали с вертолета расстрел безоружной толпы.

Наконец, не может не поражать та настойчивость, с которой мировые СМИ принялись раскручивать манифест Брейвика «2038 – декларация независимости Европы». Выдержки из этого текста газеты приводят едва ли не чаще, чем реконструкцию событий 22 июля. И хотя технологически заблокировать в Интернете новоявленный «Майн Кампф» – вопрос десяти минут, этого сделано не было. Видимо, кто-то очень хотел устроить «произведению» викинга мировой пиар.

СЛОЙ №3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Как это часто бывает с сумасшедшими, Андерс Брейвик с пугающей прямотой выразил тайные мысли и чувства миллионов людей, вытесненных в область «коллективного бессознательного». Так, он бьет в тревогу в связи с ползучей исламизацией Европы и призывает покарать леволиберальный истеблишмент за политику мультикультурализма, из-за которой континент захлебывается в волнах миграции. Себя он почитает «рыцарем-крестоносцем», призванным «пробудить общество от спячки» и начать освободительную войну против «мусульманских захватчиков» и «предателей из числа культурных марксистов».

Ужасающий поступок Брейвика стал симптомом разгорающегося в Европе «конфликта цивилизаций», для которого, увы, сложились все предпосылки. Ведь облик Старого Света меняется на глазах – из-за низкой рождаемости коренных жителей становится все меньше, в то время как мусульманское население заметно прибавляет. В Великобритании самое популярное имя мальчика – Мухаммед, в Германии готические соборы превращаются в мечети, а в пригородах французских городов женщины ходят исключительно в паранджах. Приезжие зачастую не желают интегрироваться в западное общество, относясь к европейскому образу жизни без особого почтения. Естественно, все это вызывает страх и раздражение у коренных жителей, что уже привело к «поправению» Старого Света.

Ситуация осложняется тем, что сегодняшние «новые правые», которые все чаще пробиваются в парламенты стран ЕС, абсолютно не похожи на своих консервативных предшественников, которые скорее бы нашли общий язык с мусульманами. Ведь в чем их фундаментальные отличия? Если классические консерваторы XIX–XX веков отстаивали такие идеалы, как религия, многодетная семья, высокая мораль и патриотизм, то «новые правые» поднимают на щит современные европейские права – на гомосексуализм, аборт, свободный брак и эвтаназию. Эти «новые либеральные ценности» они предлагают защищать от посягательств мусульман, которые, с их точки зрения, хотят вернуть Старый Свет в «варварское средневековье». Именно такую форму правого радикализма и пропагандирует в своих «писаниях» Андерс Брейвик.

Таким образом, Европу терзают глубочайшие культурно-ценностные противоречия между представителями двух полярных мировоззрений. Причем это отнюдь не конфликт христианства и ислама – для «новых правых» христианская религия является чем-то вроде фамильного подсвечника, тогда как «свечу веры» они задули уже давно. Скорее нынешняя Европа столкнулась с конфликтом между традиционным и постмодернистским обществом, в котором религиозность противостоит атеизму, семейственность – индивидуализму, а четкое понятие о грехе и добродетели – свободным нравам. Европеец боится и презирает «этого наглого, ленивого и фанатичного мусульманина», а мусульманин ни во что не ставит «этого высокомерного европейца с его культом удовольствия». У каждого из них – своя правда, но трещина мировоззренческого раскола от этого не становится меньше.

По идее, все культурные и духовные противоречия в Европе можно гармонично разрешить. Однако этому, как ни парадоксально, мешает пресловутая толерантность, которая накладывает цензурный запрет на обсуждение межкультурных противоречий. А такое обсуждение необходимо – но не для того, чтобы поссорить народы, а для того, чтобы их нелицемерно примерить. Но поскольку диктат политкорректности в западных СМИ с каждым годом только усиливается, «негатив» подспудно накапливается с обеих сторон. В итоге давление в котле повышается, крышку срывает, и из него начинают выскакивать всякие «брейвики». При этом, судя по последним тенденциям, политики осознанно или неосознанно ведут Европу и исламский мир не к гармоничному разрешению всех противоречий, а к обострению «конфликта цивилизаций».

СЛОЙ №4. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТИУТОПИЯ

В истории региональных цивилизаций во все времена были как примеры сотрудничества и диалога, так и примеры кровавых конфликтов. В ХХ столетии водораздел между народами проходил по идеологическому признаку – «красный дракон социализма» и «зверь капитализма» переругивались друг с другом через океан. Однако, по мнению американского историка Самуэля Хаттингтона, с распадом СССР «век идеологий» ушел в прошлое, и отныне все конфликты выльются в «столкновение цивилизаций» и приобретут религиозно-культурную окраску.

Слова гарвардского профессора, увы, оказались пророческими, причем на этот сценарий работают все последние тенденции в мировой политике. С одной стороны, исламскую цивилизацию буквально толкают в объятия исламистов. Череда «жасминовых twitter-революций» привела к свержению в ключевых странах Большого Ближнего Востока светских режимов, ввергнув их в политический хаос на фоне глобальной Великой депрессии-2. После демократической «февральской революции» в этих государствах замаячил призрак «октябрьской революции», в результате которой власть подхватят свои «большевики» – исламские радикалы. Параллельно Запад ведет агрессивные войны против мусульманских стран – к горячим точкам в Афганистане и Ираке в этом году добавилась Ливия, а в «листе ожидания» зависла Сирия. Все эти события спровоцировали настоящее «миграционное цунами» – тысячи мусульман снялись с насиженных мест и, подобно готам и вандалам во времена позднего Рима, устремились в пределы пока еще благополучного Евросоюза. На один только итальянский остров Лампедуза в день приплывают на деревянных плотах по одной тысяче озлобленных беженцев с арабского Востока!

Под аккомпанемент бурной радикализации исламской цивилизации происходит стремительное «поправение» Европы, причем – с ярко выраженным антимусульманским зарядом. В парламенты благополучных стран ЕС все чаще прорываются популистские партии, призывающие избавиться выдворить всех «понаехавших», снять с женщин паранджи и запретить строительство мечетей. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, британский премьер Дэвид Кэмерон и французский президент Николя Саркози друг за другом признали крах политики построения мультикультурного общества в своих странах, не предложив взамен никакой альтернативы. То есть происходит энергетическая накачка двух потенциальных противников – исламского радикализма и праволиберального фундаментализма.

И вот, на этом фоне «крестоносец» Андерс Брейвик устраивает в Норвегии массовую бойню и публикует в сети свой «Майн Кампф». Стоит ли говорить, что это событие будет способствовать дальнейшему стравливанию двух цивилизаций, причем конфликт неизбежно обострится как на мировой арене, так и внутри самой Европы. В глазах многих правых европейцев Брейвик теперь выглядит «героем», «борцом за правое дело» и «защитником Европы», не побоявшимся бросить вызов «врагу белой расы». Те же из них, которые не одобряют жестоких методов «норвежского стрелка», начнут праветь под впечатлением от той несправедливой травли, которой леволиберальная элита подвергла в СМИ все без исключения (даже вполне миролюбивые) консервативные силы. Причем жители Европы станут ожесточаться и охотнее примыкать к «крестовому походу» против ислама по мере неизбежного погружения Старого Света в омут экономических бедствий. Символично, что «европейское 11-е сентября» произошло через неделю после экстренного саммита Евросоюза, но «финансовый пожар» в еврозоне удалось до поры до времени затушить очередными денежными вливаниями.

Кровавая бойня в Норвегии – событие знаковое и глубоко символическое, которое указывает Европе и всему миру на его скорое будущее. Судя по всему, в Старом Свете заканчивается полувековой период социального мира и экономического благоденствия – европейцы стоят на пороге новой исторической эпохи, которая будет напоминать межвоенный период 1920–1930-х годов и Средневековье с его религиозными конфликтами. Подобно тому, как выстрелы Гаврилы Принципа возвестили начало Первой мировой войны, выстрелы Андерса Брейвика могут стать спусковым крючком к началу острой стадии в «конфликте цивилизаций».

Михаил Тюркин, globoscope.ru