Арест 5 августа экс-премьера Украины Юлии Тимошенко за «неуважение к суду» вызвал некоторый рост интереса к уже приевшемуся обществу судебному процессу по поводу газовых договоренностей 2009 года. Эксцентрическое поведение подсудимой всем изрядно надоело, а её напоминания о том, как она денно и нощно пеклась о «благе народном», стали вызывать зевоту. Поэтому прекращение трансляции процесса по телевидению, а затем и в Интернете особых эмоций у граждан Украины не вызвало. Да и время для выражения эмоций неподходящее. У горожан еще не закончился период отпусков, а село занято уборкой урожая и созданием припасов на зиму. Однако главное даже не в этом. Разочарование граждан действиями «оранжевой» власти во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко, теми «джентльменскими» отношениями, которые царили в их лагере, теперь дополнились растущим скептицизмом в отношении правящей ныне Партии регионов и ее лидеров.
В результате в обществе растет апатия и безразличие к политике и политикам вообще. Согласно данным опроса общественного мнения, проведенного в июне компанией GFK Ukraine, 67% населения Украины не доверяет президенту Виктору Януковичу. Если в декабре 2010 года на 27% больше граждан не доверяли президенту, чем доверяли, то в июне 2011 года этот разрыв вырос до 48%.
Еще хуже обстоят дела с доверием у самой Юлии Тимошенко: в июне 2011 года на 52% больше граждан не доверяли ей, чем доверяли. Сегодня 70% украинцев не доверяют экс- премьеру.
Не избежали кризиса доверия и ведущие политические силы страны. Если бы выборы в парламент проходили в конце мая 2011 года, 22,8% опрошенных (среди тех, кто принял бы участие в выборах) проголосовали бы за Партию регионов, 18,8% - за БЮТ - Батькивщину. Между тем еще в феврале эти показатели составляли 31,9% и 19,7% соответственно. Тенденция очевидна.
Можно также отметить, что рейтинг Партии регионов снижается гораздо быстрее, чем уровень поддержки партии Тимошенко. Однако таков удел любой партии, пребывающей у власти. Гораздо больше должен беспокоить, особенно экс-премьера, тот факт, что не растет рейтинг главной оппозиционной силы. А все по той причине, что изо дня в день увеличивается количество избирателей, которые не верят партиям вообще. Майский опрос Центра Разумкова показал, что 32,8% респондентов «полностью не доверяют» политическим партиям, а 41,8% опрошенных – «скорее не доверяют».
Трудно поверить, но даже к Нацбанку, источнику многочисленных бед «маленького украинца» за последние 20 лет, уровень недоверия почти в два раза меньше, чем к партиям, каждая из которых претендует на роль поводыря народа.
«Слава Украине!» вместо «Да здравствует самый гуманный суд в мире!»
Тимошенко ожидала, что ее арестуют. Поэтому заранее подготовила видеозапись «Обращения к народу». Из обращения следует, что у нее «нет приватизированных в свою пользу заводов, электростанций, земель, полезных ископаемых, дач». «Все, что имеет государство, я ставила на службу вам, а не ворам от политики», - бодро заявила Юлия Владимировна. Одновременно бывший премьер подчеркнула, что в политическом убежище в любой другой стране она не нуждается и никогда не будет бежать с Украины, ибо «сколько будет сил и жизни», она собирается защищать народ и Украину.
Что же касается судебного преследования, Тимошенко уверена, что «кроме продажных судов Януковича есть и другие суды. Существует Европейский суд, где будет доказана моя юридическая правота. А есть еще и Божий суд, от которого не защитит ни власть, ни деньги тех, кто творит несправедливость».
Текст своего обращения Тимошенко завершила известным националистическим приветствием «Слава Украине!» На него положено отвечать «Героям слава!». Под «героями» в данном случае понимаются участники так называемых «національно-визвольних змагань», проще говоря, участники банд ОУН / УПА.
Майдан из области теории
И вот последовал арест. Как водится, отреагировало «международное сообщество». 8 августа британская газета «Financial Times» сообщила, что международное сообщество оказывает все большее давление на Украину с тем, чтобы власти в Киеве освободили Юлию Тимошенко. 6 августа США сделали официальное заявление, в котором говорится, что «арест бывшего премьер-министра Тимошенко вызывает обеспокоенность в том, что касается правовых норм на Украине, и лишь укрепляет подозрения насчёт того, что речь идет о политически мотивированных преследованиях». Аналогичные заявления были сделаны властями Канады, Великобритании и ряда стран Европы.
А что же происходит на Украине? Еще накануне ареста ближайшая соратница Тимошенко, хотя некоторые говорят, что одновременно и главная соперница внутри БЮТ, Наталия Королевская заявила о намерении партии провести массовые акции протеста в защиту Юлии Тимошенко. «Я предупреждаю власть, что если вы посмеете арестовать нашего лидера сейчас, лишив ее законного права лично защищать свое честное имя в суде, то наша партия будет выводить людей на Майдан», - сказал депутат.
При этом она призвала сторонников всех оппозиционных партий поддержать партию и защитить «европейский выбор нашей страны».
Однако Майдан – это, по большей части, из области теории. Ибо сам момент ареста Юлии Тимошенко, а в БЮТ, похоже, знали о том, что он состоится именно в этот день и подтянули к зданию Печерского районного суда несколько сот человек, показал, что народ не против зрелищ, но принимать в них участия не желает. Даже за некоторое вознаграждение – все ведь знают, что политические акции на Украине проводятся только при условии расчета наличными с их участниками.
Невозможность мобилизации людей на массовые протесты признают и сами БЮТовцы. Вот что поведал в 8 августа интернет-изданию «Украинская правда» Александр Турчинов, еще один близкий соратник экс-премьера: «В день ареста, когда началась драка во время попытки вывоза Юлии Владимировны из здания суда, где-то пятьсот человек (явное преувеличение. – Авт.) … сражались с «Беркутом». Но еще большее количество людей (здесь он говорит правду – зевак было много. – Авт.) стояли на другой стороне Крещатика, ели мороженое и фотографировали! Возможно, кто-то среди них сочувствовал нам. Но большинство оказалось не готовым к активным действиям, боялись и созерцали: интересно, чем все это завершится».
Теперь хочу поделиться личными впечатлениями. В воскресенье 7 августа в Киеве выдалась замечательная погода: солнце, ветра нет, + 26 в тени. Многие киевляне потянулись на пляжи. Формально все они закрыты – некая палочка объявилась. Однако на Украине не то что на запреты, даже на законы никто особого внимания не обращает. Побывал на одном из пляжей и я. Долго бродил среди отдыхающих, пытаясь услышать, как они беспокоятся об именитой арестантке и честят «антинародный режим». Однако никто из них за судьбу Тимошенко и ее политических соратников не переживал, по крайней мере, вслух. О «режиме» тоже никто не упоминал.
Темы у людей были другие: дети в школу идут, а форма подорожала. А вот капуста на рынке (кстати, любимый продукт премьера Николая Азарова), наоборот, подешевела. На Арабатской стрелке отдыхать в этом сезоне хорошо, а в Крыму дорого и т.д. Только одна женщина, как выяснилось, в прошлом офицер милиции, заговорила, было, что «так Юле и надо». Заслужила, мол, своими прошлыми делами. Но тема развития не получила.
Впрочем, нашелся один пожилой мужчина с западно-украинским акцентом, который, переходя от топчана к топчану, рассказывал о достоинствах Тимошенко и о том, как было бы замечательно, вернись она в объятия Ющенко. Однако бдительные отдыхающие заметили, что, занимаясь «агитацией и пропагандой», он восстанавливает силы при помощи коктейля из водки и кваса. А когда этот националист, подкрепившись таким образом, запел на русском языке «раскинулось море широко…», ему предложили продолжить авторский концерт за пределами пляжа…
В БЮТ рассчитывали, что демарши западных правительств приведут, по крайней мере, к освобождению Юлии Тимошенко из-под стражи. Однако 8 августа суд отказался удовлетворить ходатайство защиты об отмене меры пресечения в виде содержания под стражей. Тимошенко раньше «систематически нарушала уголовно-процессуальный кодекс, не появлялась в суде в установленное время, мешала установлению истины, и именно поэтому была принята мера пресечения в виде содержания под стражей», - объяснили в суде. «Суд не видит оснований для изменения меры пресечения, ведь в ходатайстве защитника нет обоснования изменения меры» - таков был итог.
Поэтому, судя по всему, Юлии Тимошенко предстоит еще немало времени провести в камере «с евроремонтом» Лукьяновского СИЗО, как подчеркивают украинские СМИ. Вплоть до завершения суда и вынесения приговора. Обратный путь вряд ли возможен, ибо он будет означать поражение Партии регионов. Кроме того, демарши западных стран – это еще не единый их фронт. Ранее уже высказывались обоснованные мнения, что процесс над Тимошенко на переговорах с ЕС по ЗСТ не скажется. Что касается очередного транша МВФ, он сегодня не так уж Украине и нужен. Скорее, наоборот.
К тому же «арабская весна» показала и украинская власть это заметила и оценила, что отдельно взятого человека Запад всегда может «сдать», чтобы сохранить в своей сфере влияния страну. Уж каким закадычным другом Вашингтона был Хосни Мубарак, но даже им пожертвовали.
Ради политических амбиций Юлии Тимошенко Запад на новый вариант майдана 2004 года не пойдет. А самостоятельно устроить государственный переворот БЮТ не в состоянии. Страна уже не та, люди стали другими, да и разрозненная оппозиция не в состоянии объединиться. Попытки есть и будут, но тем все и закончится…
Вот и бютовец Сергей Соболев объявил 8 августа, что девять оппозиционных парламентских партий подписали меморандум с требованием срочного освобождения Юлии Тимошенко, а также договорились создать Единый комитет сопротивления диктатуре. Однако, зная украинскую оппозицию, твердо можно сказать, что ничего они ещё не подписали. Иначе бы уже потрясали бумагой с текстом этого меморандума. А если и подпишут, что с того? Ведь партии эти, кроме БЮТ – Батькивщины и полуразвалившейся Нашей Украины, все карликовые.
Можно предположить, что палатки со сторонниками опального экс-премьера на Крещатике и возле суда некоторое время постоят. Пока их никто не трогает, да и зачем? Чем больше мусора вокруг них и чем сильнее «аромат» от биотуалетов, тем больше раздражения все это будет вызывать у киевлян. Вот тогда «по просьбе трудящихся» можно будет и позаботиться о чистоте главной улицы столицы. А там, смотришь, и конец судебного процесса подоспеет…
Владимир НЕСТЕРОВ ,fondsk.ru