В новом интервью Полемики — беседа с главным редактором информационно-аналитического сайта «Альтернатива» Андреем Ваджрой о смысле украинской политики, о гетьманстве Виктора Януковича и о том, зачем «Свободе» нужна вера украинцев в Бандеру.
– На своей страничке в Фейсбуке вы недавно написали, что украинская политика бессмысленна. Почему вы так считаете?
– Политика – это борьба интересов и борьба за интересы. Это борьба между отдельными индивидами и человеческими сообществами разных масштабов, от самых небольших социальных групп, до народов и полиэтнокультурных конгломератов. Государство, являющееся субъектом политических отношений, – основной инструмент защиты интересов отдельных граждан, социальных групп и общества в целом. А поэтому политика государства, неспособного защитить интересы отдельных граждан и общества в целом, – бессмысленна.
За двадцать с лишним лет своего существования украинское государство наглядно продемонстрировало своему населению и всему миру, что защитить интересы украинского общества оно неспособно. Ни внутри страны, ни на международной арене.
Я не буду в очередной раз перечислять огромное количество фактов, демонстрирующие абсолютную импотенцию украинского государства, а если точнее, проекта «Ukraina». Все, кому это интересно, могут обратиться к моим статьям, перенасыщенным подобными фактами.
Приведу лишь один, самый свежий пример – уровень покупательной способности украинские граждан. По этому показателю, в соответствии с исследованиями международной компании GfK, наша страна находится на предпоследнем месте в Европе! Худшая ситуация только у молдаван. Аналогичным образом дела обстоят и с показателем ВВП на душу населения. Украина — практически самая нищая страна Европы!
Абсолютно беспомощна, недееспособна Украина и во внешней политике. На международной арене украинское государство так и не смогло обрести субъектность. Украина – пустое место мировой политики. Поэтому-то ее элита и мечтает обрести нового хозяина в лице еэсовских чиновников. Это наполнило бы украинскую политику хоть каким-то смыслом. Хоть и чужим.
А теперь давайте спросим себя: если украинская политика не способна защитить интересы украинских граждан и украинского общества, то тогда какой смысл в этой политике? Где он? Где в политике украинского государства, проводимой украинским «панством» двадцать с лишним лет, хоть какой-то смысл?
Его нет.
Если оценивать украинскую политику по ее результатам, то она представляет собой непрерывный процесс уничтожения страны и ее населения, сопровождающийся обогащением правящей элиты. Или уничтожение Украины и ее населения и есть смысл украинской политики?
– А есть ли смыслы у российской или европейской политики?
– Есть. Для этого просто надо посмотреть на российские и европейские достижения, на финансово-экономическую статистику России и Европы. Старый Свет – гигант мирового масштаба. РФ – интенсивно растущий гигант. Несмотря на все их трудности, проблемы и кризисы, у них есть свои цели, и они поступательно идут вперед. В отличие от Украины, которая движется назад, стремясь к самообнулению. Это ее отличает и от России и от Европы.
– Поможет ли Россия или ЕС придать осмысленности политике украинской?
– Нет. Можно одолжить деньги, но нельзя одолжить мозги. Бессмысленность украинской политики вытекает из бессмысленности самого проекта «Ukraina». Извне привнести в него смысл невозможно. Россия или ЕС могут лишь поглотить Украину и тем самым приобщить ее к своим политическим смыслам.
– На ваш взгляд, Украина как отдельное государство не имеет смысла?
– Ну а какой смысл может иметь, например, Бавария, провозгласившая свою «нэзалэжность» от Германии? Единственный смысл в данном случае — сохранение этой «нэзалэжности» любой ценой, даже если это противоречит интересам жителей данной немецкой земли и здравому смыслу вообще.
Чем при этом будет занята правящая баварская элита? Ее первый президент, вероятнее всего, напишет книгу «Бавария не Германия», а баварская интеллигенция на основе баварского наречия придумает негерманский баварский литературный язык и будет его силой насаждать в обществе, параллельно рассказывая баварскому населению о том, как долгие столетия Германия порабощала и угнетала Баварию. Подобное звучит абсурдно. Но мы же привыкли к подобному абсурду, мы же серьезно полагаем вслед за паном Кравчуком, паном Кучмой, паном Ющенко и паном Януковичем, что Украина — не Россия.
Поэтому весь смысл Украины заключается в стремлении любой ценой доказать себе и всему миру что она не Россия.
– Для чего?
– Если не учитывать страстное желание так называемой украинской элиты «нэзалэжно» «пилить» страну и грабить местное население, то стремление Украины доказать, что она не Россия – психиатрическая загадка. Я уже не раз писал о том, что существование проекта «Ukraina» – психиатрический феномен. Его невозможно понять с точки зрения здравого смысла.
Смысл в Украине был бы, если бы она что-то давала населению бывшей УССР. Но ведь ситуация такова, что проект «Ukraina» лишь забирает у него все, что только можно забрать. «Нэзалэжнисть» — это история потерь граждан Украины, но никак не приобретений. Жиреет на «нэзалэжности» лишь нынешнее «старшинство» и «гетманство», люто ненавидимое простым народом. А этот простой народ хиреет и загибается. Тогда какой смысл в Украине? Зачем она нужна простому народу? Для чего?
– Евроинтеграция Украины — свет в конце тоннеля или поезд, который собьет стоящего на рельсах? Кто выиграет от евроинтеграции, кто проиграет?
– Нет никакой евроинтеграции. И никогда не было. Это миф, сказка, блеф, ложь… Так называемая украинская евроинтеграция никаким боком не относится к реальной действительности. Украинская евроинтеграция — это лишь набор официальных бумажек, подписанных Киевом и Брюсселем. В реальности евроинтеграции не существует. Это – картинка в телевизоре. А для простых людей евроинтеграция — это мечта. Мечта о сытой, комфортной и счастливой жизни. Это что-то вроде мифа о райских кущах и коммунистической утопии.
Я не раз говорил о том, что современная Европа очень сильно отличается от украинской идеологической сказки о ней, которую украинским гражданам рассказывают украинские политики. Той Европы, о которой мечтают украинские фантазеры, не существует, никогда не существовало и никогда существовать не будет.
К тому же Украина в качестве полноправного члена ЕС Европе не нужна. И не потому, что европейцы злые, а потому что украинцы для них некондиционные индивиды во всех смыслах этого слова. Мы для них дикие, глупые, ленивые и жадные варвары. Между нами и европейцами – пропасть. Между нами непреодолимая пропасть в ментальности, культуре, экономике, образе жизни, мировоззрении, ценностях и прочих очень важных вещах. Это непреодолимо! Только дурак может этого не понимать!
И никакие подписанные бумажки с ЕС эту объективную непреодолимость не устранят. Никакие ассоциации не сделают из «пэрэсичного» украинца среднестатистического европейца.
Вся тема евроинтеграции — пустой трёп. Здесь нечего обсуждать, потому что самого процесса евроинтеграции не существует. Это сказка, придуманная правящей украинской элитой для простых граждан, чтобы они не стали массово вешаться от украинской тоски и безысходности. Европа для нас как Царствие небесное. Нам всем велено терпеть ужасы украинской «нэзалэжности» потому что эта «нэзалэжнисть» якобы главное условие «вознесения» в ЕС. Люди терпят. Мучаются. Потом умирают. Но ЕС не становится ближе. Скорее наоборот. Евроинтеграция — это обман.
– Где Украине было бы лучше — в ТС, ЕС? Или ей бы лучше было оставаться внеблоковой?
– Украине было бы лучше не быть. Но это я вам говорю по секрету.
– В каком смысле не быть?
– Украине лучше не быть точно так же, как лучше не быть негерманской Баварии. Негерманская Бавария это бред. Точно так же как существование нерусской Руси в виде т.н. Украины это тоже бред.
Я вам встречный вопрос задам: Руси было бы лучше быть Русью, Нерусью/Антирусью или оставаться ничем? Мне кажется, что ответ очевиден.
Если же брать сугубо экономический аспект, то у Украины нет выбора между ТС и ЕС. По объективным причинам она может быть только частью российского экономического пространства. Нравится это кому-то или не нравится, но «хотелки» в данном случае не имеют никакого значения. Рыбы живут в воде, птицы на деревьях, а черви в земле. Можно, конечно же, рыбу закинуть на дерево, а птицу закопать в землю, но от этого хорошо будет только червям.
– Станет ли Янукович послушным вассалом ЕС или будет гнуть свою линию?
– Не станет. Любой истинный украинский вассал мечтает предать и продать своего сюзерена. Процесс ухода от договоренностей с ЕС мы уже сейчас наблюдаем. А еще раньше Янукович предал РФ. Перед этим он предал своих избирателей. Виктор Федорович — настоящий украинский гетман. И этим все сказано.
Предательство – это главный алгоритм и движущее начало украинской политики. Поэтому переживать не стоит, ничьим вассалом Янукович не будет, он будет до своего политического конца лгать, изворачиваться, нарушать обещания и предавать. «Козацькому роду нэма пэрэводу»…
– Жарихин сказал, что ЕС скоро поймет, какая это прелесть — иметь дело с Украиной. Прав ли он? Сможет ли Янукович в чем-то переиграть (а проще говоря, кинуть) Евросоюз?
– Боже мой, какие глупости… Чего это вдруг Жарихин решил, что ЕС не знает, что собой представляет Украина? Откуда такая наивность? В Европе все давно прекрасно знают и никаких иллюзий на этот счет не питают. Просто они играют свою игру. Переиграть европейцев Янукович не сможет. Для этого мозги нужны. Поэтому в этом смысле я за Европу абсолютно спокоен.
– Есть ли на Украине партии в классическом смысле этого слова? Если нет, то почему?
– На Украине есть только торговые политические бренды. И их собственники зарабатывают на этих брендах деньги.
А политических партий как таковых на Украине нет, потому что потребности украинских граждан сведены к дешевой колбасе и водке. Украине удалось в кратчайшие сроки построить совершенное общество потребления, где все идеи, в том числе и политические, сведены к идее неограниченного потребления. Политик может быть либералом, коммунистом, консерватором, националистом, но какую бы риторику он ни использовал, все в конечном итоге у него сведется к «идее» сытно покушать и, прошу прощения, толсто покакать. Если по Пелевину, то практически все на Украине стало одной сплошной «ротожопией».
Но, чтобы отличаться на фоне этой «ротожопии» друг от друга, политикам необходимо брендирование. Кто-то ведет население к торжеству «ротожопии» под флагами либерализма, кто-то коммунизма, а кто-то предлагает уверовать в Бандеру, без которого якобы окончательная победа «ротожопии» на украинской земле невозможна.
Мы живем в эпоху постмодерна, где смысл уступил место форме, и буквально все становится товаром. Поэтому когда какой-то политик (с «пыкой», не помещающейся в экран телевизора) начинает вам красиво вещать с высокой трибуны о каких-то идеалистических принципах, можете сразу же посылать его на …, потому что он пытается «втюхать» вам свою торговую марку в обмен на ваш голос, который эквивалентен определенной денежной сумме.
– Может ли националистическая партия нести позитивную идею?
– Позитив можно найти во всем. В том числе и в национализме. Было бы желание. Национализм — такая же идея, как и все прочие. Но проблема не в этом. Проблема в том, что украинский национализм — это точно такая же обманка для дураков как, к примеру, и украинский коммунизм.
Только слабый на голову индивид может верить в то, что на данный момент существуют украинские националисты. Последних украинских националистов МГБ добило в схронах в 50-х годах прошлого века по лесам Прикарпатья. А те индивиды, которые сейчас себя позиционируют в качестве украинских националистов — это лишь циничные торговцы националистическим брендом. Они просто зарабатывают деньги на костях «воякив» УПА.
Широкомасштабная националистическая пропаганда, развернутая сейчас в нашем обществе, — лишь рекламно-маркетинговое расширение политического рынка торговцев националистическим брендом.
В этом смысле ВО «Свобода» — наиболее удачный бизнес-проект.
Чем больше украинских граждан уверует в величие Бандеры, тем шикарнее будет дворец пана Тягнибока под Киевом и дороже его личная «автивка».
Мы живем в такие времена, когда для того, чтобы стать миллионером, необходимо либо организовать свою псевдорелигиозную секту, либо псевдополитическую партию. Для украинских условий это оптимальный вариант бизнеса.
Люди по своей природе не любят думать (это сложно), но любят верить (это просто). Не надо напрягаться. Просто поверь во что-то, и будет тебе счастье. Вот причина успеха «Посольства Божьего» Сандея Аделаджи и ВО «Свобода» Олега Тягнибока. В наши смутные, психоневротические времена вера масс легко окэшивается.
– Есть ли у ВО «Свобода» будущее? И, собственно, есть ли будущее у каждой из наиболее крупных политсил страны?
– Будущее «Свободы» непосредственно связано с масштабом невротизма украинского общества. Чем обширнее будет невротизация масс, тем триумфальнее будет шествовать по стране украинский национализм. Я же уже говорил, что проект «Ukraina» — это в значительной степени психиатрический феномен.
Правда весь этот невротический процесс идет в никуда. Проект «Ukraina» неэффективен, недееспособен и обречен под любым политическим брендом.
На мой взгляд, нет смысла рассматривать будущее политических партий Украины. Уже хотя бы потому, что будущего нет у самой Украины. Украина — это многолетний процесс распада. Не зря же я в 2005 году начал свой цикл статей об Украине под общим названием «Распад». Тогда это мало кто понимал, сейчас это очевидно если не всем, то большинству граждан Украины.
– Каково ваше мнение о современной украинской культуре?
– А что это? …
То, что вы называете украинской культурой, практически ничем не отличается от украинской политики. Т.н. украинская культура — это пустое место мировой культуры.
Украинская культура — это хоральные песнопения в вышиванках и задорные пляски в шароварах? Или украинская культура — это десяток современных «пысьмэнныкив», чьи книги совершенно нечитабельны? Или украинская культура — это те разнообразные психо-сексуальные девиации, которые периодически демонстрируются в арт-центре Пинчука?
На мой взгляд, украинская культура — это лишь уникальный материал для психиатрических исследований, который, возможно, когда-то поможет врачам понять суть такого массового невроза, как украинство.
– Какие негативные тенденции вы видите в украинском обществе? А в Европе? В мире? Возможно ли их преодолеть, и если да, то как?
– Я не делю мир на негатив и позитив. Хотя люди склонные к манихейству очень часто видят в моих словах как раз желание что-то свести к позитиву, а что-то к негативу.
Черно-белые образы, в которых силы света борются с силами тьмы — это не более чем современный вариант обывательской мифологии из серии «наши» — это добро, а «не наши» – зло. А самое забавное — это то, что даже если принять черно-белую философию добра и зла, то придется констатировать, что Украина не способна ни предаться злу, ни вознестись на вершины святости. У нас доминирует серость, неспособная ни к добру, ни к злу.
Для меня же главное понимать смысл происходящего, видеть его скрытый механизм и называть вещи своими именами. Часто это выглядит нелицеприятно. Но я никогда не свожу что-либо к черно-белой картинке. Это неинтересно.
Например, когда я говорю, что украинской культуры не существует, я это говорю не потому, что мне не нравится то, что принято сейчас называть украинской культурой, а потому, что с точки зрения культурологи, украинская культура действительно не сформировалась, что сейчас лишь существует в определенных интеллигентских кругах умозрительная идея существования украинской культуры. Здесь нет негатива или позитива. Здесь просто констатация факта, которая может кому-то казаться оскорбительной.
Мне не интересно делить мир на негатив и позитив, на черное и белое. К тому же я не считаю мир черно-белым. На мой взгляд, мир это совокупность бесконечного множества оттенков. И эти оттенки не надо преодолевать, так как они сами естественным путем друг друга преодолевают. В этом суть жизни как таковой.
П.С.: А вот фото документов о том, что ярая антикомунистка и «украинская» националистка, русофобка Ирина Фарион была членом ВЛКСМ с 1978 года и затем попросилась в компартию, в её рядах с 1988 года.
Корреспондент: Rusway