Украинская журналистская тусовка развеселилась: архивными документами подтверждено, что лютая «свободовка» — народный депутат Украины Ирина Фарион в студенческие времена была таки (из соображений карьерного роста) членом КПСС (на державної мові-членкіня КПРС).
Что ж, не она первая, не она и последняя. Только вот эта пани не сообразила, как можно было элегантно объяснить свой поступок, явлюящийся по сути типичным образцом галицкого ВАЛЛЕНРОДИЗМА.
Напомним суть.
В Санкт-Петербурге в 1828 году вышла поэма Адама Мицевича «Конрад Валленрод» („Konrad Wallenrod“) с посвящением императору Николаю I. В ней повествуется о борьбе населения Литвы с крестоносцами. Заглавный персонаж — трагический герой, одинокий борец в стане врага, жертвующий личным счастьем ради спасения своего народа. Литвин по происхождению, мнимо отрекшийся от своей родины и ставший во главе Тевтонского ордена, он своим коварством ведёт Орден к катастрофе. Поэма прочитывалась современниками как аллюзия борьбы поляков с поработителями и разрешение проблемы примирения морали с политикой: внешне смириться с оказавшимся сильнее врагом и пойти на службу к нему, одновременно тайно действуя против него («валленродизм»).
Украинские националисты охотно взяли её на вооружение. Обзор — см.КОНЦЕПЦІЯ ВАЛЕНРОДИЗМУ: ВІД І ФРАНКА ДО Д. ДОНЦОВА (Степан КОСТЬ).
Как видим, амплитуда отношения к идее валенродизма широкая: от отрицания у И.Франко до понимания и даже оправдания у идеолога интегрального национализма Д. Донцова, — если речь идет об утверждении наивысшей — национальной идеи
… Не случайно и Г. Иваничук затронул эту проблему, хотя он не во всем прав, потому что типы поведения украинской интеллигенции были разными, их нельзя свести только к валенродизму, это многих бы оправдало. А было и сознательное, идейное служение системе, было служение из-за страха;
было приспособление ради личной выгоды;
было приспособленчество к системе, но с сохранением внутренней духовной свободи;
было диссидентское движение;
было откровенное политическое противостояние.
Был и валенродизм- и это было, очевидно, очень сложно в плане именно историческом, а не в моральном (мораль системы мы знали хорошо), потому что надо было надеяться и верить, что когда наступит подходящий момент, чтобы предать врага своего народа, а лучше сказать так -„не предать, а выступить против него».
***
Явно мотивы вступления в КПСС у студентки И.Фарион явно были не как у Ивана Сусанин и тем более не Штирлица в тылу врага. И вообще, практически вся украинская национальная интеллигенция прошла школу ВАЛЛЕРОДИЗМА в худшем понимантии этого слова. И прав И.Франко, а не Д.Донцов, давая однозначно отрицательную оценку этой страшной традиции украинской интеллигенции.
Ю.П.Соломатин, советский человек