Региональное сотрудничество с соседями в рамках тех или иных социально-экономических проектов выступает приоритетным для большинства городов, к числу которых относится и предолимпийский Сочи. Обладая уникальным геополитическим положением, он реализует приоритетное направление для сотрудничества не только с близлежайшими городами российского Причерноморья, но и соседними регионами, к числу которых можно отнести побережье не только Абхазии и Грузии, но и северо-восточной Турции и Крыма.
Формирование общих экономических кластеров, интеграция в направлении создания общего туристического массива, совместная работа на пути улучшения имиджа черноморских курортов – вот общие направления, способствующие улучшению в глазах мировой общественности непосредственно самого района Большого Сочи.
Здесь можно выделить несколько основных направлений, подлежащих рассмотрению: 1) работа с городами-побратимыми, к числу которых относится турецкий Трабзон; 2) создание единого туристического кластера в рамках совместного с Крымом еврорегиона «Крым-Кубань», с возможным привлечением к нему курортов Абхазии.
Турция, а в частности ее средиземноморское побережье, уже давно превратилась в главного конкурента по привлечению российских туристов для Сочи и всей цепочки многочисленных курортов, протянувшихся от Тамани до Адлера. Однако еще на заре 90-х гг., а точнее 19 августа 1991 года Сочи приобрел город-побратим из турецкого Причерноморья, и стал им Трабзон, известный своей историей еще с 670 г. до н.э. К слову сказать, побратимом российского Сочи стал город, обладающий красивой историей, имеющий богатый экономический опыт, благодаря тому, что находится он на Великом шелковом пути. Да и с Российской империей он так же тесно связан.
XIX веке в ходе русско-турецких войн российские войска неоднократно занимали данный город, а с апреля 1916 г. (Трапезундская наступательная операция) по март 1918 г. в Трабзоне, где находились русские войска, было создано временное греческое правительство во главе с митрополитом Хрисанфом, что трактуется некоторыми исследователями, как факт вхождения города в состав Российской империи. Подтверждают этот подход и секретные соглашения, заключенные странами Антанты в апреле 1916 г., согласно которым Трабзон, так же как Эрзурум, Ван, Битлис и часть Курдистана отходили в состав России. В июле 1917 года Хрисанф вел, по поручению великого князя Николая Николаевича, переговоры с турецким военным командованием о мире, которые, однако, были безуспешны. Трагедия Февральской, а затем и Октябрьской революции в России отразилась на судьбе Трабзона и находившихся в нем российских войсках. Созданный в городе в сентябре 1917 года Украинский военный комитет войск Анатолийского побережья сыграл в их выводе не последнюю роль, когда в январе 1918 г. для проведения украинизации в армии в город прибыл комиссар Центральной Рады Николай Свидерский. Им же был вызван из Севастополя дредноут «Воля» для подавления сопротивления русского командования, которое не хотело покидать город согласно Брест-литовскому мирному договору.
...На сегодняшний момент в городе располагается российское консульство, имеющее историю также с имперского периода. Первым консулом, согласно Архиву внешней политики Российской империи был Галюнка Данила, упоминания о котором есть в 1786 году накануне русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Последним имперским дипломатом стал Брандт Георгий Вильгельмович, консул в 1904-1915 гг. (1) После продолжительного перерыва консульство возобновило работу в мае 1991 года, в качестве генерального консульства СССР, а с 1992 г. Российской Федерации. Потому установление побратимских отношений с Сочи в 1991 году можно назвать вполне логичным, имеющим исторические основания фактом.
Рассматривая современное состояние отношений между Сочи и Трабзоном, можно привести следующие официальные моменты. В рамках торгово-экономического сотрудничества в 1992 году между главами торгово-промышленных палат (ТПП) городов было подписано соглашение о сотрудничестве. В ходе визита делегации руководства Трабзона во главе с губернатором Хусейном Явуздемиром в Сочи 17 августа 2005 года были посещены туристические объекты, достопримечательности и памятники истории города, состоялась встреча с представителями ТПП и предпринимателями торгового центра «Магнолия». 31 мая 2010 года Торгово-промышленную палату г. Сочи посетила турецкая делегация из г. Трабзон под руководством главы Правления местной ТПП М. Суата Хаджисалихоглу. Целью визита турецких гостей стало обсуждение вопросов укрепления и развития делового сотрудничества между городами-портами стран Черноморского бассейна. При этом турецкая сторона в ходе визита отметила, что ежегодно Палата Трабзона выступает организатором многочисленных деловых собраний и неформальных встреч, направленных на расширение сотрудничества между предприятиями региона и других областей страны.
20-летие взаимоотношений городов-побратимов в 2011 году так же было отмечено на высшем уровне. Все эти визиты были подкреплены подписанием совместных экономических проектов и договоренностей о сотрудничестве. Приоритетом среди них стало в первую очередь развитие туристической среды, а так же становление транспортной системы между городами-побратимыми.
С 2012 г. действуют авиарейсы из Сочи по маршруту «Сочи - Трабзон» компаний «РусЛайн» и «ЮТейр», а с 20 августа 2013 г. турецкая авиакомания Pegasus Airlines открывала аналогичный новый авиарейс. Непосредственно из Сочи в Трабзон, так же как и грузинский Батуми и абхазскую Гагру, ежегодно в рамках летнего сезона работают маршруты паромов и пассажирских катеров. Подобное водное сообщение, в купе с грузовыми торговыми теплоходами, в тоже время может способствовать попаданию в предолимпийский Сочи некачественной или поддельной продукции. Так сотрудники сочинского центрального таможенного поста и оперативно-розыскного отдела в феврале 2013 г. обнаружили на теплоходе «Эрке», прибывшем в Сочи из Трабзона, около 5 кг предположительно контрафактной продукции с товарным знаком олимпийской символики «Sochi.ru 2014». При этом, по словам моряка у которого был обнаружен пакет, он никакого отношения к контрафактному содержимому не имеет, а лишь должен был передать его уже на российской стороне. И подобные моменты, по мнению таможенных специалистов, с приближением Олимпиады будут только возрастать (2).
Зимние Олимпийские игры-2014 могут прекратить Сочи в мощный региональный центр восточного Причерноморья. Уже сейчас ведутся работы по улучшению транспортных коммуникаций из Центральной России к Сочи – в частности, тотальное расширение и ремонт трассы М-4 «Дон». Увеличивается число авиарейсов на черноморский курорт. Олимпиада позволяет представить сам город мировому сообществу на качественно новом уровне. И оттого произойдет изменение статуса Большого Сочи как в экономике, так и его политической роли. Усиление торгово-экономических связей с Трабзоном позволяет Сочи иметь выход на Малую Азию и Ближний Восток. В свою очередь Сочи становится воротами на Кавказ и Южную Россию для Турции, Сирии и стран Причерноморья. Факт того, что Трабзон, исторически являлся городом Православным, с большинством греческого населения, а так же важной ролью армян, впоследствии не раз соприкасался с Российской империей, говорит о перспективности и геополитической важности сотрудничества между двумя городами, которые в тоже время пересекаются с национальными интересами. Россия и Турция могут использовать их как значимый шаг на пути создания единого евразийского пространства в противовес Европейскому Союзу. Отметим, что Турция подписала ассоциацию с ЕС и уже более чем 50 лет не может стать ее полноправным членом. Потому и поиск ею более приемлемого пути развития вполне логичен.
В тоже время, наличием исключительно связей с Трабзоном в рамках черноморского сотрудничества, интересы Сочи ограничиваться не должны. Для обретения Сочи полноценного статуса регионального центра Черноморья следует усиливать систему взаимоотношений и с другими причерноморскими акторами, в частности с Крымом и его городами-лидерами: Севастополем и Ялтой. И здесь мы можем наблюдать готовность Украины, обсуждающей плюсы и минусы от подписания евроассоциации, к интеграции в рамках подобного трансграничного сотрудничества.
8 октября 2012 года председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов поручил постоянным комиссиям парламента автономии изучить перспективы создания еврорегиона (экономического района) «Крым-Кубань». «В автономии есть все предпосылки успешно расширять межрегиональное сотрудничество в новой для нас организационной форме – в формате еврорегиона. Это позволит более динамично развивать Крым в экономической, инвестиционной и социально-культурной сферах», – отметил крымский спикер по этому поводу (3). Подобные идеи звучали и раньше, когда народный депутат от Партии Регионов Вадим Колесниченко предлагал создать причерноморский регион «Русское море». Генеральный консул Украины в г. Ростове-на-Дону Виталий Москаленко говорил о еще большем спектре интеграции благодаря созданию еврорегиона «Азов», в состав которого вошли бы еще и регионы-участники еврорегиона «Донбасс».
Последствием создания данного еврорегиона выступит интеграция крымских и кубанских курортов, что позволит предоставить черноморским туристам единую курортную зону от Евпатории до Адлера (а в случае включения в его состав Абхазии, то и Гагр). А согласно данным Росстата от 2013 года, у россиян начинает пропадать интерес к отдыху в Турции и Египте и все больше проявляется интерес к Краснодарскому краю и АР Крым. Возобновляется круизный туризм, объединяющий черноморские курорты, как России, так и Украины. Пассажиры признаются, для многих из них — это словно путешествие в прошлое. Когда-то увидеть Сочи, Ялту, Одессу было мечтой каждого советского человека (4).
Создание еврорегиона «Крым-Кубань» активизирует процесс реанимации проекта строительства моста через Керченский пролив. Его реализация приведет к тому, что Кубань превратиться в мощный транспортный узел, что еще больше усилит роль Сочи в системе торгово-транспортных путей, объединяющих уже не только турецкое и кавказское направление с общероссийским, но и добавляя к ним украинский вектор.
В результате, путем соединения системы взаимоотношений Сочи VS Трабзон и еврорегиона «Крым-Кубань» возможно получение мощного и экономически эффективного «треугольника роста» - транснациональной экономической зоны, соединяющей в единое целое регионы, обладающие взаимодополняющими видами ресурсов. В Европейском Союзе их опыт активно используется, предлагается его применение в приграничье с Россией. Так финским профессором У. Кивикари была выдвинута идея о создании Восточно-Балтийского «треугольника роста», сформированного в Финском заливе с участием Южной Финляндии, Эстонии и региона Санкт-Петербурга (5). Столицей предлагаемого образования в Причерноморье может стать Большой Сочи, амбициозность, столичность и автономизм которого мы рассматривали ранее (6).
Предстоящая Олимпиада 2014 года станет весомым экономическим и политическим толчком, который выведет Сочи на уровень глобальных городов, статус которого, хотя бы на уровне регионального центра, Большой Сочи должен будет сохранить и после Зимних Олимпийских игр. И поможет ему в этом создание экономического «треугольника роста» с Трабзоном и Крымом.
Примечания:
(1) Генеральное консульство Российской федерации в Трабзоне, Турция
(2) Контрафакт с Олимпийской символикой прибыл в Сочи из Трабзона
(3) Председатель Верховной Рады АРК Владимир Константинов поручил постоянным комиссиям изучить перспективы формирования еврорегиона «Крым-Кубань»
(4) Круиз «Сочи - Крым» — путешествие в прошлое и направление на развитие туризма по Черноморью
(5) Kivikari U. A Growth Triangle as an Application of the Baltic Sea Region. Policy Paper. Russian-European Centre for Economic Policy, 2001
(6) Бредихин А.В. Некоторые аспекты сочинской идентичности// Научное общество кавказоведов
Бредихин Антон Викторович - политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ