Эксперты из Deutsche Bank представили исследование-прогноз о смерти традиционных банков в результате развития интернет-технологий.
Таким образом, находятся статистические и математические подтверждения предсказанию Билла Гейтса, которое он сделал еще в девяностые: «Banks - no, banking – yes» (банкам – нет, банковское обслуживание – конечно).
По прикидкам Deutsche Bank всего несколько лет понадобится на то, чтобы интернет-компании сначала отняли у банков рынки платежей, а потом – и рынки кредитования, и депозиты.
Начало этого увлекательного процесса мы видим уже сегодня. К примеру, незачем покупать услугу в банке, чтобы через него оплачивать сотовую связь. Можно просто перевести часть денег со своего счета на счет другого человека.
Многие россияне, предпочитающие не тратить зря деньги на обеспечение завидной жизни банкиров с мерседесами и икрой, давно освоили пользование разного рода электронными кошельками. Конечно, наши банки пытаются препятствовать приходу в Россию мощных зарубежных платежных систем, или скупать свои кошельки, типа Яндекса. Но это может лишь немного оттянуть неизбежное – приход прогресса, как не смогли когда-то конезаводчики воспрепятствовать развитию железных дорого и автомобилизации.
Также мы уже научились покупать электронные билеты от так называемых «бюджетных компаний» - то есть тех, кто экономит на строительстве представительств и касс и содержании толп служащих в униформе. Правда, в России такие компании не работают, наша монопольная экономика еще сопротивляется цивилизации. Но прогресс своре возьмет, как всегда случается в истории.
Банкиры уже забеспокоились. И потому Deutsche Bank не пожалел денег на исследование сценариев смерти «жирных котов», как говорят самые богатые люди мира – американский инвестор Уоррен Баффет и компьютерщик Билл Гейтс.
И вот на днях во Франкфурте аналитики Deutsche Bank вынуждены были признать: в будущем людям не нужны будут ни наличные деньги, ни пластиковые карты, а будет достаточно телефона, чтобы оплатить любые покупки.
Это технологическая революция. Традиционные банки не смогут долго сопротивляться натиску новых конкурентов, которые, по разумению аналитиков Deutsche Bank, появятся в том или ином виде, например, как Google Bank или Apple Bank.
«Они рано или поздно появятся и захватят большую часть розничного рынка, похоронив столетние традиции счетов, чеков, переводов и т.д.», - пишут авторы исследования из Deutsche Bank.
Далее они отмечают, что обычные банки просто «прозевали» начало развития современных платежных систем. И вдруг увидели, что явились неожиданные конкуренты: Google, Apple, Amazon и Paypal, которые «… уже создают модели для проведения мобильных платежей… Их клиентская база - не меньше, чем у банков… их клиенты… лояльны этим компаниям... что редко встречается среди клиентов обычных банков»…
Трудно не согласится с сотрудниками Deutsche Bank, особенно когда осознаешь, что за пользование той же пластиковой картой ты платишь не только, совершая каждую операцию, но и ежегодную фиксированную сумму.
Paypal уже пришла в Россию и набирает пользователей – пока из числа самых осторожных и экономных. Но ясно, что рынок розничных платежей банкам терять никак нельзя – он слишком важен для них. Аналитики объясняют, почему он важен: после кризиса многие другие доходы банков снизились, но «комиссия от платежей по-прежнему предоставляют им хорошую возможность заработать… комиссия за проведение платежей и обслуживание банковского счета составляет доход банка, который не зависит от уровня процентной ставки по кредитам и депозитам… с помощью развитой службы платежей банки привлекают дополнительных клиентов на депозиты - клиент приходит в банк, привлеченной одной услугой, и в итоге покупает весь комплект…. депозиты населения составляют 60% всех пассивов европейских банков»...
Эксперты из Deutsche Bank приводят такую статистику. За последние 5 лет количество платежей в среднем «растет на 6,7% в год в мире. На США и Европу приходится примерно 70% безналичных сделок, но в последние годы и развивающиеся страны показывают хорошие результаты. До сих пор значительная часть платежей проходит через банковскую систему. В 2011 году из 90,6 млрд платежей 51% были выполнены в форме обычных трансфертов, а еще 41% - с помощью кредитных и депозитных карт… В США и Канаде на карты приходится 60,8% и 72,7% сделок соответственно. В Европе в 2010 году - 40% против 28% в начале десятилетия. В странах БРИК на карточки приходится 38% сделок против 14% 10 лет назад»…
Но в то время набирают скорость и противные традиционным банкам тенденции. Очень быстро растут безналичные расчеты с помощью мобильных и интернет-кошельков. По данным Deutsche Bank небанковские структуры уже занимают примерно 6% рынка безналичных расчетов, а в 2013 году их доля вырастет до 8%.
Это похоже на приговор традиционной банковской системе.
Далее аналитики Deutsche Bank пишут о том, что «интернет из платформы для развлечений и общения постепенно стал драйвером для роста экономики и бизнеса». Они отмечают, что с 2006 по 2011 годы в Германии было закрыто 6,6% подразделений , в Великобритании было закрыто 5525 подразделений (сокращение на 19,8%). И это не последствия кризиса, но связано с тем, что «многие стандартные процедуры теперь выполняются онлайн... В 2030 году 44 млн немцев будут пользоваться онлайн-банкингом против 27 млн в 2010 году».
Одновременно онлайн-магазины показывают более высокий рост продаж, чем обычные магазины. Еще Deutsche Bank замечает, что раньше профессиональных банкиров уяснили и оценили перемены профессиональные преступники: «Количество мошенничеств с использованием банковских карт в Европе уменьшилось, а преступлений в сети - неуклонно растет».
Немецкие банкиры признают, что интернет-компании развиваются и предлагают новые услуги клиентам на много быстрее, чем обычные банки. У них есть фора – пользоваться их услугами выгоднее, чем услугами просто банков.
Deutsche Bank пишет: «… они интегрируют реальные, интернет и мобильные каналы оплаты… Это может полностью изменить существующую систему платежей»...
Далее аналитики рассматривают возможные сценарии системы новых мобильных платежей.
-
Офлайн платежи, к примеру, мгновенная оплата покупки в супермаркете с помощью мобильного устройства.
-
Оплата онлайн-покупок с помощью счета мобильного устройства.
-
Оплата покупок, сделанных в офлайн магазинах, с помощью интернет-кошелька.
Особо выделяют аналитики Deutsche Bank виртуальные платежные системы, которые становятся главным врагом банков. Предмет их особой ненависти - система Paypal, которая в Европе и США занимает значительную часть рынка автоматизированных систем покупки и платежей. Эта система быстро разрастается, и уже продвигает мобильные платежи и платежи в точках продаж с помощью чипов NFC мобильных устройств.
Объекты главных страхов традиционных банкиров – известные интернет-гиганты. В исследование им посвящено немало горьких слов, аналитики отмечают с прискорбием, что «… рынком мобильных платежей заинтересовались Google, Amazon и операторы мобильной связи... Они… развивают технологии NFC… превращающие телефон в платежную карту»...
Далее Deutsche Bank печально констатирует: «Кошелек Google, представленный в 2011 году позволяет проводить бесконтактные расчеты в офлайн магазинах... Партнерами Google стали Citi, MasterCard и другие… Правда, мобильные операторы борются с Google, который мешает разработке их собственных аналогичных решений… Apple оставила Iphone 5 без чипа NFC, но у компании уже появилось приложение Passbook, которое позволяет хранить информацию о посадочных билетах, купонах и т.д. … производить нельзя, но это первый камень в будущей системе расчетов от Apple»...
Трагических нот достигает исследование в той части, которая посвящена компаниям, занимающимся пластиковыми картами. Они тоже пытаются выйти на рынок мобильных платежей. Deutsche Bank пишет, что «У них есть огромное конкурентное преимущество: они владеют развитой инфраструктурой платежей, наработанной базой клиентов - как пользователей, так и магазинов. Им нужно просто расширить уже существующую модель, чтобы завоевать значительную часть нового рынка… MasterCard уже предложила систему PayPass, когда в обычную карту встроен чип NFC. Visa уже предложила схожую систему Paywave».
И самое пугающее: обе эти компании сотрудничают с Google.
По прочтению исследования Deutsche Bank создается впечатление, что авторы расценивают поведение MasterCard и Visa едва ли не как предательство старинных союзников.
После этого пассаж про «злобных» операторов мобильной связи читается уже как унылая проза. Аналитики Deutsche Bank отмечают, что «… традиционная модель бизнеса операторов мобильной связи исчерпывает себя… поэтому операторы… скоро ринутся на рынок мобильных платежей. Для этого у них есть все возможности - от налаженной системы финансовых взаимоотношений с клиентами до прекрасных связей с производителями телефонов... Vodafone в сотрудничестве с Visa уже в во втором квартале 2013 года собирается запустить первый электронный бумажник»…
Еще авторы прогнозных сценариев пишут,что наверняка появятся еще какие-то «… стартапы… инновационные проекты», которые сейчас трудно предугадать.
В исследовании Deutsche Bank приводятся четыре сценария для мобильных платежей на 3-5 лет.
Первый. Банки не ввязались «в гонку мобильных вооружений» (по выражению «Финмаркета»). Возможно, это будет верным решением, так как новый рынок «не состоится», так как решили, что удобнее расплачиваться с помощью кредиток, и магазины предпочли старые технологии. В итоге все для банков оказалось хорошо.
Второй сценарий – если банки решили воспользоваться новыми возможностями и предложить системы мобильных платежей. Они заключают союзы с компаниями, создавшими виртуальные системы оплаты, меняют свою структуру, создают новые подразделения. Но потребители и магазины не востребовали новации. Тогда банки просто понесут убытки.
Третий сценарий рассматривают то, что будет, если магазины решат пойти на расходы и купить терминалы для новых расчетов., а потребителям вдруг понравится рассчитываться по мобильникам. На рынке появляется множество решений в рамках мобильных платежей, рынок становится «… крайне удобным для покупателя… любую операцию по оплате можно было сделать за один клик… Мобильные платежи интегрированы во все операционные системы… Появляется удобный интерфейс»... В таком случае, банкам надо успеть «поймать волну». Но при любом раскладе платежи наличными окончательно сходят на нет... «… банки лишаются части дохода от перевода денег. Теперь это делается через систему мобильных платежей, где комиссия намного меньше, чем в традиционных клиринговых системах… Банки … лишаются части дохода от пластиковых карт… Сохранять высокие комиссии уже невозможно... Постепенно… мобильный кошелек необязательно будет привязан к какому-либо банку»...
Четвертый сценарий подразумевает, что интернет компании опередили традиционные банки и захватили рынок платежей. Следом они атакуют и другие виды деятельности банков - депозиты и кредитование. Появляются Apple Bank, Google Bank и другие. Традиционные банки теряют своих клиентов. Кредитные карты еще пользуются популярностью, но выпускают их уже не банки. И по выпущенным картам банкам приходится снижать комиссию - конкуренция слишком высока. Все больше клиентов пользуются другими сервисами. «У них теперь помимо счета в банке есть еще множество различных аккаунтов, интегрированных с системой платежей и оказания услуг, ранее полностью принадлежавших банкам».
Вот этот сценарий подразумевает то, что традиционные банки в итоге полностью теряют кредитование и депозиты. И умирают.
Остается один вопрос. Почти все предыдущие (и все последние) финансовые (экономические) кризисы явились в результате деятельности крупных традиционных банков. Все меры по преодолению п кризисов обычно сводятся (и стоят дорого) к тому, что налогоплательщики спасают за свой счет банки, радостно наблюдая, как банковские менеджеры продолжают хорошо питаться и быстро передвигаться на отменных автомобилях от одного своего домика у моря у другой резиденции где-то в горах. Приведет ли теперь прогресс, если он умертвит традиционные банки, не только к наполнению радостным светом душ не только яростных ненавистников таких банков, как тот же Уоррен Баффет, но и миллионов простых людей, но и к тому, что кризисы будут случаться намного реже?
km.ru, Александр Аничкин