Главный тренд – оккупационные машины и модульная конструкция
Когда появилось понятие «основной боевой танк» (ОБТ), прекратилось создание принципиально новых моделей. Предпочтение отдается модернизации существующих машин. Такой подход диктуется не соображениями экономии или бедностью конструкторской мыслью, а трезвым расчетом.
30 ЛЕТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
Компоновка и внешний вид танка достигли совершенства. Двигательная установка и трансмиссия – на пределе технологических возможностей поставщиков. Скоростные характеристики вполне удовлетворяют имеющимся требованиям. Совершенствование идет по следующим направлениям: комплекс орудие–снаряд, защита (усиление бронирования, противодействие средствам поражения), бортовая электроника (связь, управление, диагностика и проч.), дополнительные опции (модули вооружения, вспомогательный двигатель).
Когда командующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников пренебрежительно говорит, что Т-90 – всего лишь семнадцатая модификация танка Т-72, он или лукавит, или, что менее вероятно, демонстрирует некомпетентность. Т-90А отличается от первой модели Т-72, как небо от земли. То же можно сказать о германском танке «Леопард-2» первого выпуска и его нынешней модели 2А7+ (Leopard 2A7+). И цена их, кстати, тоже будет отличаться в разы. При этом модернизация идет по направлениям, которые диктуют военная доктрина и боевое применение, то есть требования военных, а не фантазии конструкторов.
Южноафриканская REVA стала китайской Caprivi.
Фото с сайта www.army-quide.com
В США тоже избран путь модернизации стоящего на вооружении «Абрамса». Платформа танка М1 позволяет создать на ее основе фактически новый танк. Этим сейчас и занимаются американские конструкторы. В 2009 году было объявлено, что до 2020 года вооруженные силы США получат машину М1А3 (Е3 – рабочий индекс проекта). Масса танка снизится с нынешних 62 т до 55 т. Новая башня с автоматом заряжания, замена газотурбинного двигателя на дизельный, новая гладкоствольная пушка с возможностью пуска ракет – вот основные изменения, кардинально сближающие американскую конструкцию с российским Т-90. При этом фактически новый танк будет считаться 12-й модернизацией М1 «Абрамс» образца 1980 года. Срок службы в армии США ему определен до 2040-х годов. То есть американцы с их огромными деньгами на ближайшие 30 лет танк нового поколения брать на вооружение не планируют.
Новые танки в США собираются строить не с нуля на конвейере, а на основе имеющихся на базах хранения машин М1 и М1А1, выпущенных еще в ХХ веке. Но стоящие сейчас на вооружении М1А2 снимать с вооружения или переделывать на новый образец вовсе не собираются. Они останутся служить в нынешнем виде на ближайшие 30 лет. Это рациональный и вполне оправданный подход.
Современный танк должен служить 40–50 лет. Это сложная высокотехнологичная машина стоимостью от 1,2 (украинский «Оплот») до 10 млн. долл. (французский «Леклерк»). В процессе эксплуатации стоимость танка должна не снижаться, а, наоборот, повышаться за счет модернизации, наращивания боевых возможностей. При таком подходе производство ОБТ во всех основных танкопроизводящих странах остановлено. Сборка идет лишь на экспорт, который имеет тенденцию к сокращению и переносу производства в страну заказчика. Лучше иметь собственное убыточное производство, чем зависеть от союзников и чужой логистики.
Нынешний тренд таков: государство дотирует содержание простаивающих производственных мощностей и обучение работников, занятых на других производствах, но готовых в случае необходимости немедленно приступить к сборке танков. Вооруженные силы заказывают НИОКР на модернизацию состоящих на вооружении машин. И разработку новых противотанковых снарядов для орудий самих танков. В России, похоже, об этом забыли.
На мировом рынке спрос на современные ОБТ невелик. Поэтому каждый тендер вызывает ажиотаж и толкотню конкурентов, как правило, совершенно напрасную. Зачастую исход конкурса предопределен политическим выбором. Скажем, Малайзия стремится сохранить баланс закупок ВВТ, чтобы не выглядеть привязанной к политике какой-либо страны. Поэтому уравновешивает покупку истребителей у США такой же партией Су-30 у России. А танки приобрела польские РТ-91М, хотя наш Т-90 обставил всех в двухтысячекилометровом испытательном пробеге по джунглям. Та же история с Таиландом, который решил приобрести танки внеблоковой Украины – 200 штук Т-84У «Оплот» за 231,1 млн. долл.
Страны с развитой промышленностью, деньгами и амбициями сами начинают конструировать и производить танки. Это Япония, Южная Корея, Индия, Турция. Южнокорейский К1А1 на основе М1 «Абрамс» с германским двигателем вызывает интерес в странах Юго-Восточной Азии. Вполне конкурентная продукция, сделанная под низкорослых танкистов, приспособленная к местному климату.
В секторе развивающихся стран основной спрос на дешевую технику советских образцов. Так, Украина в 2010 году продала ДР Конго и Судану 160 Т-72 и 85 Т-55 из старых запасов. Россия тоже поставляет старые модели. Но пока еще есть два больших заказа на Т-90С от Индии и Алжира. После их выполнения других серьезных контрактов пока не предвидится. Новым конкурентом стал Китай, чей VT1A – немного доработанный Т-72 – выиграл у Т-90С контракт Марокко на 150 машин при цене 1,4–1,8 млн. долл. за штуку. Российский танк стоит от 2 до 2,5 млн. долл.
ВПЕРЕДИ ФИНЛЯНДИЯ И США
В то время как объем заказов на новые танки сокращается, растет спрос на бронемашины разных типов. На мировом рынке уже обозначилась тройка лидеров. Первое место занимает Финляндия, объем продаж и контрактов которой на период 2007–2014 годов составил 1041 машину на сумму 2,175 млрд. долл. Россия идет второй – 928 машин на 1,94 млрд. долл. (в основном БМП-3 и БТР-80). Третье место за Украиной – 792 машины на 889,4 млн. долл. (БТР-3 «Гардиан» и БТР-4 «Буцефал»).
Еще более впечатляют внутренние заказы отдельных государств. Одним из лидеров стал Китай. Госкомпания Poly Technologies, специализирующаяся на выпуске колесных бронемашин, в конце 2010 года заключила контракт с южноафриканской Mobile Land Systems (MLS) на поставку 11 бронемашин класса MRAP (одна готовая, 10 – комплектами для сборки) и передачу лицензии на ее выпуск.
Бронемашина разработана на основе южноафриканского броневика REVA компании Integrated Convoy Protection (ICP). Буквально за пару месяцев конструкцию доработали в интересах китайского заказчика. В ней применяются основные узлы и агрегаты (двигатель, мосты и др.) с китайских грузовиков. Бронетранспортер, названный Caprivi Mk1 4х4, через специально созданную фирму MLS передали заказчику с легальной лицензией. Один из главных создателей нового образца Девальд Хаттинг считает, что Китаю может понадобиться более 10 тыс. этих бронемашин.
MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – «защищенные от подрыва и атак из засад») – колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой. Применяются на «недружественных территориях», за что прозваны «оккупационными машинами». Поскольку в Синьцзяне и Тибете дороги не минируют, можем лишь догадываться, для контроля каких северных территорий могут понадобиться 10 тыс. антипартизанских броневиков.
Пока мировым лидером по заказам «оккупационных машин» являются США, использующие их в Ираке, Афганистане и прочих гуманитарных и миротворческих миссиях. Так компания Textron Marine & Land Systems на заводе неподалеку от Нового Орлеана вот уже 70 месяцев подряд выпускает колесные броневики M1117 ASV (Armored Security Vehicle – «бронированная машина обеспечения безопасности») с V-образным днищем. По прежним и текущим контрактам общее количество произведенных машин достигнет 3226 штук.
Еще больше будет изготовлено машин MRAP Cougar и Buffalo, которыми заменят «Хаммеры», мало пригодные для оккупационной службы. До 2013 года общее количество этих машин, изготовленных по заказу армии и морской пехоты США, достигнет 20 500 штук.
Именно на «оккупационные машины» самый большой спрос в мире. Просто многие страны выпускают их сами и даже успешно торгуют. Например, Турция, которая поставила бронеавтомобили «Кобра» в 15 стран, включая Грузию. Или Сингапур, продающий свои броневики даже Великобритании. Бразилия приобрела лицензию итальянской компании «Ивеко» на сборку 2044 новых бронетранспортеров VBTP-MR «Гуарани».
Россия хоть и числится второй по успешности на этом рынке, но не может предложить «оккупационные» варианты, даже сама намеревается закупать их у «Ивеко». Но пока не исчез спрос на бронетранспортеры поля боя и БМП. Хотя и здесь идут изменения не в нашу пользу. Так, ОАЭ намерены заменить примерно 400 российских БМП-3 выпуска 1990-х на более современные машины в количестве 600 штук. В тендере участвуют французская «Некстер», германская «Рейнметалл», финская «Патриа» и подразделения «Дженерал дайнемикс» из США. Одним из основных требований является участие в программе эмиратских компаний и офсетная программа. Требования непосредственно к машинам – высокий уровень защиты, модульность и мобильность. Плюс интеграция в новую систему боевого управления и контроля. России при таких условиях ничего не светит. А ведь еще 15 лет назад у БМП-3 не было конкурентов вообще.
Независимое военное обозрение
Виктор Мясников