Шатдаун, отключивший этой осенью на несколько недель привычную жизнь в США, наглядно продемонстрировал, какой серьезный раскол наметился в стране. Мина замедленного действия под некогда целостной конструкцией "единая американская нация" собрана не только из экономических и политических элементов, но и несет в себе не менее взрывоопасный компонент - демографический.
То, что кризис в Америке уходит своими корнями гораздо глубже проблемы с ростом госдолга, открыто признают многие влиятельные политики, учёные и общественные деятели Соединённых Штатов. Точнее всех эту мысль выразил известный сенатор-республиканец от Флориды Марко Рубио (Marco Rubio), который, комментируя противостояние Белого дома и Конгресса, с горечью признал: "В конечном итоге мы найдём выход из кризиса, сложившегося в этом месяце. Но, к сожалению, реальный кризис, который переживает наша страна, останется. И этим реальным кризисом является крепнущее в нашем народе чувство, что мы теряем американскую мечту".
Мысль сенатора получила неожиданную поддержку на Капитолийском холме из уст... стенографистки Конгресса Дайанн Рейди (Dianne Reidy), которая во время голосования по законопроекту о бюджете вдруг подошла к микрофону и произнесла странную речь, закончив её фразой: "Мы не являемся «единой нацией под Богом». И никогда не были ею!" В Палате представителей не смогли объяснить, что толкнуло уважаемого работника и мать двоих детей на подобный шаг, а журналисты попытались. Анализируя ситуацию с шатдауном, газета Washington Post вынесла в заголовок свое видение происходящего: "Глубокий раскол по многим направлениям". И пояснила в тексте статьи: "Некоторые могут справедливо обвинять политиков в Вашингтоне, но на самом деле противостояние в столице страны является отражением непримиримости во взглядах и ценностях рядовых республиканцев и демократов по всей стране".
Для сторонников Великой старой партии (Grand Old Party) борьба с политикой Барака Обамы - вопрос принципиальный. Суть их претензий к нынешней администрации Белого дома сформулировал еще в 2004 году известный американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон (Samuel P. Huntington) в своей работе "Испанский вызов" (The Hispanic Challenge). В ней он раскритиковал политику мультикультурализма и поощрения иммиграции, проводимую «элитой интеллигенции, экономистов и политиков с космополитическими и транснациональными взглядами», посчитав, что она "подрывает основополагающую культуру" США. "У нас страна равных возможностей", - возмущаются республиканцы. - "И тот, кто не хочет упорно трудиться, не вправе рассчитывать на поддержку государства в виде медстраховки, пенсии и пособий. Иначе мы уподобимся Европе", - возмущаются противники демократов, - с ее "культурной терпимостью", дряхлеющей демократией и засильем иммигрантов!
В отношении последних у сторонников "партии слона" особые опасения. И, судя по итогам переписи населения 2010 года, которые сегодня активно анализируются и препарируются, не безосновательные. Самой тревожной для республиканцев является тенденция к неуклонному снижению доли белого населения - основы электората Grand Old Party. Статистика неумолима: основатели Соединенных Штатов, хранители национальной идеи, два века строившие и двигавшие США вперед, к середине 40-х этого века перестанут быть большинством в своей собственной стране. Уже в 2010 году среди новорожденных американцев белых и цветных стало поровну. “Это важный переломный момент, - считает Уильям Фрей (William Frey), старший демограф из Института Брукингса (Brookings Institution). - Мы становимся свидетелями того, как в нашей стране на смену культуре белого "бэби-бум" общества приходит мульткультурализм".
"Переломный" момент дополняется целым букетом негативных процессов, отслеженных переписью в недрах американского общества. Резкое старение населения (в большей степени - белого) и самый низкий со времён Великой Депрессии темп его роста. Наиболее низкие за весь период после Второй мировой войны показатели географической мобильности населения, что способствует росту безработицы и бедности в стране, а также приводит к упадку целых городов. Росту числа бедных в стране способствует и падение среднего реального дохода домовладений, которое было зафиксировано впервые за всю историю переписей населения Соединённых Штатов, проводящихся с 1790 года!
Однако если большую часть этого негатива можно списать на последствия двух рецессий, пережитых Соединенными Штатами в 2001 и 2008 годах, то причину главных "демографических" проблем Америки с далеко идущими последствиями специалисты видят в порочной иммиграционной политике, проводившейся в стране с середины 60-х годов прошлого века. Одобренная Конгрессом в 1965 году новая система натурализации, основанная на семейно-родственном принципе получения гражданства, привела к тому, что главными поставщиками рабочей силы в США стали страны Латинской Америки и Азии, а не традиционная Европа. Окончание "холодной войны" и глобализация тоже внесли свою лепту. Как результат - к 2010 году около 40 млн (или 13% населения) американцев родились за пределами США.
Благодаря смене иммиграционного вектора за последнее десятилетие латиноамериканцы стали второй этнической группой в США. И это еще одна проблема, которая совсем не радует коренное белое население. Согласно последним опросам, более половины (и эта цифра ежегодно растет) американцев полагают, что "цветные" мигранты отбирают у них рабочие места, ложатся тяжким бременем на системы образования, социального обеспечения, здравоохранения и создают угрозу безопасности Америки. Однако президент Обама словно не слышит своих сограждан. После победы на выборах в ноябре 2012 года он обратился в родном Чикаго к своим сторонникам: "Я считаю, что мы можем сохранить идею, являющуюся основой нашего общества: если ты готов работать, то не имеет значения, кто ты и откуда родом... являешься черным или белым, испаноязычным, азиатом или коренным американцем, молодым или старым, богатым или бедным... Ты можешь сделать это здесь, в Америке, если готов попробовать".
Демократа Обаму понять можно: на выборах 2012 года победу ему обеспечила подавляющая поддержка именно "цветной" Америки. За темнокожего кандидата в президенты проголосовало 93% афро-американцев, 73% граждан, имеющих азиатское происхождение и 71% - латиноамериканское. Кандидату же от Республиканской партии Митту Ромни отдали свои голоса 59% белых избирателей.
«Мы до сих пор являемся страной, которая разделена по расовому, возрастному и этническому принципу, - с грустью констатирует Уильям Фрей. - Этот раскол особенно отчетливо проявляется во время выборов, когда возрастное белое население идет в одном направлении, а цветная молодежь – в противоположном».
Растущие цветные меньшинства не стремятся ассимилироваться с белым (пока еще) большинством. Они не наследуют имперского сознания об исключительности американской нации, а привносят свою культуру, традиции и политические взгляды. Смогут (и захотят ли) две существующие партии США впитать в себя таких избирателей? Или последние вздумают создавать новую политическую силу, еще больше раскалывая Соединенные Штаты? Как следует из данных исследований, уже сегодня большинство цветных избирателей недовольно своим низким представительством в исполнительных органах. К примеру, латиноамериканцев среди высокопоставленных госчиновников только 4%, хотя их доля в населении страны уже в 4 раза выше.
Хорхе Понсе (Jorge E. Ponce), сопредседатель федеральной Комиссии по равноправию в области занятости населения (Equal Employment Opportunity Commission), убеждён, что увеличения этнического разнообразия в высших эшелонах власти "экономически необходимо, чтобы выжить на глобальном рынке".
Сегодня в некогда образцовом американском "плавильном котле наций" меняются пропорции и растет давление. Если у котла сорвет крышку, то к середине этого века Соединённые Штаты в их нынешнем виде просто исчезнут с карты мира.