Русское Движение

Торговые войны и политический инфантилизм: как обменять украинский экспорт в страны ТС на европейские ценности

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Каждый случай введения Россией пошлин, проведения антидемпингового расследования или иных мер, ограничивающих ввоз той или иной группы товаров, воспринимается Украиной как небывалое откровение. Хотя даже беглый экскурс в историю торговых отношений Украины и РФ показывает, что Roshen — далеко не первая «жертва».

2006 год — Украина просит Россию отменить ограничение на ввоз конфет и патоки (введённое, отметим, в ответ на аналогичное действие Украины двумя годами ранее).

2010 год — Россия по просьбе отечественных производителей ввела ограничения на импорт украинской карамели.

2011 год — Россия ограничивает ввоз украинского стального проката. Рекомендую сравнить комментарии экспертов, заменяя «сталь» на «шоколад Roshen».

2012 год — знаменитая «сырная» война.

Наконец, в мае 2013 года о намерении стран ТС ограничить украинский импорт было сказано максимально прямо.

Мотивация России вполне понятна. В случае подписания договора о ЗСТ с Европой украинский внутренний рынок начнёт испытывать давление если не более качественного, то более дешёвого для конечного потребителя импорта из стран ЕС. Это поставит перед украинскими производителями проблему поиска дополнительных рынков сбыта за пределами Украины. Рынки стран ТС будут первыми на очереди в силу исторических, логистических и экономических факторов. А значит, думать об ограничении украинского импорта странам ТС приходится уже сегодня.

Поэтому все, кто называет действия России и других стран ТС неожиданными, немотивированными, мягко говоря, лукавят.

Потенциальные жертвы торговой войны

Какие ещё отрасли и производители могут пострадать? — едва ли не первый вопрос, который возник после новости о запрете экспорта Roshen в РФ. Их немало.

1. Украинские производители алкоголя, в первую очередь Global Spirits (ТМ «Хортица»). По последним данным, Global Spirits сумела занять 4% рынка водки в России, который оценивается в 15–16 млрд долларов. Впрочем, часть продукции Global Spirits производится на российских ЛВЗ, поэтому своё присутствие на рынке в каком-то виде компания сохранит.

2. Продукция украинского сельского хозяйства — в первую очередь овощи, фрукты, грибы. По данным экспертов, до 60% продукции тепличных хозяйств Украины поставляется в Россию.

3. Крюковский вагонзавод и «Днепровагонмаш», чьи мощности в основном ориентированы на Россию и страны ТС.

4. «Мотор Сич» собирается участвовать по крайней мере в двух крупных проектах модернизации российской авиатехники: замена двигателей на вертолётах Ми-8 и модернизация Ан-2 («Мотор Сич» поставит двигатели для проекта Ан-2-100). Кроме того, достигнута договорённость о поставках авиадвигателей для военно-транспортного Ан-70. Россия, поглядывая на евроатлантические реверансы Украины, давно угрожает разрывом с украинскими авиастроителями. Новое обострение отношений может подтолкнуть её к более решительным действиям или временной заморозке проектов, в которых заявлено участие «Мотор Сич».

5. Харьковский «Электротяжмаш», поставляющий электротяговое оборудование российским «Трансмашхолдингу», «Уральским локомотивам», группе «Синара». Кстати, в случае с «ЭТМ» ограничение экспорта ударит по бюджету Украины напрямую, так как это государственное предприятие, да ещё и приносящее стабильную прибыль.

6. Претензии Роспотребнадзора уже озвучены некоторым украинским сыроделам.

7. И наконец, компании Interpipe было отказано в продлении квот на поставку труб. И даже появилась информация, что один из трубных заводов компании продан российской «Северстали».

Кривозеркальная роль СМИ

Высказывание «Война — это продолжение политики иными средствами» справедливо и для торговой войны, с заменой «политика» на «торговля». В течение последних 2–3 лет Украина неоднократно получала из Москвы недвусмысленные сигналы, суть которых сводилась к простой мысли: сохранение, а тем более увеличение товарооборота между Украиной и Россией (между Украиной и странами СНГ) имеет смысл только в случае деятельного участия Украины в евразийских интеграционных процессах. В Киеве эти сигналы выслушивали, однако предпочитали думать, что это лишь дипломатические страшилки. Теперь же, когда страшилки становятся суровой реальностью, в Киеве трактуют действия России как личную месть П. Порошенко как лоббисту евроинтеграции (не много ли чести?). Хотя на самом деле логичнее говорить о совпадении вектора внешней политики с лоббистскими усилиями российского бизнеса: лобби российских производителей труб и кондитерских изделий — одни из самых активных, судя по истории ограничений украинского импорта.

Ещё один важный момент: в украино-российских отношениях нельзя без драмы. Любые действия России по защите своих рынков от украинского импорта приобретают в наших СМИ оттенок долгожданной, но всё-таки внезапной пакости… Наконец-то, мол, Россия показала своё истинное лицо.

Хотя защита своих рынков — совершенно нормальная и объяснимая практика. Если кто забыл, антидемпинговые пошлины против украинских ферросплавов в США существуют с 1996 года. И регулярно продляются. Но антидемпинговые пошлины — это приём, применить который не всегда возможно. Поэтому чаще прибегают к иным мерам, тому же фитосанитарному контролю. И даже неважно, насколько российские претензии к продукции Roshen обоснованы. Главное, что информационная волна в украинской прессе уже преувеличила «коварство» (на самом деле, скорее обычный трезвый расчёт) в разы. Дошло до того, что ряд экспертов прямо обвинили Кремль во вмешательстве в избирательную кампанию мэра Киева (Порошенко — один из кандидатов), к слову, ещё даже официально не стартовавшую.

Пример с пошлинами против украинских ферросплавов указывает на третий момент, требующий внимания в теме «торговая война и её освещение в СМИ». Украинская пресса предпочитает сообщать об ограничении украинского экспорта в Европу и США в нейтрально-безоценочном тоне. Либо же вообще не сообщать. Хотя, повторим, ограничения эти существуют годами, противореча и принципам свободной торговли, и нормам ВТО.

Европа постоянно корректирует квоты на поставку украинских товаров, однако никакого резонанса в СМИ это не вызывает. Обнаружение продуктов нефтепереработки в подсолнечном масле компании «Кернел», из-за чего продажи компании в Европе ощутимо пострадали, никто торговой войной не называл. Не говоря уж о предоставлении украинским производителям овощей квот, для которых более подходит характеристика «подачка».

В будущем маркетинговом году квота Украины на поставку зерновых в Европу будет уменьшена с 3 млн тонн до 1 млн тонн, что превысит падение выручки Roshen от запрета экспорта в Россию (200 млн долларов) в 1,5–2,5 раза. Слышали вы что-нибудь о зерновой войне с Европой? И не услышите: никто не захочет поднимать эти вопросы накануне саммита в Вильнюсе, надеясь, что рост поставок в Китай всё покроет.

***

В экономике и международной торговле было и будет много политики, глупо это отрицать. Но должен там быть и здравый смысл. Если уж кому-то в нормальной практике защиты собственных рынков видятся торговые войны, по меньшей мере странно в ответ заключать договор о ЗСТ с партнёром, который в ответ не гарантирует украинской стороне сбыта её продукции. Логичнее (если так приспичило лепить жупел из ТС и России) подписать договор о ЗСТ со странами Азии — спрос на украинскую сельхозпродукцию и металл там есть и из-за роста населения будет стабильным.

Хотя ещё лучше поскорее излечиться от политического инфантилизма и стремления видеть корень своих проблем в окружающих. Гораздо чаще проблемы оказываются следствиями собственных поступков.

Иван Зацарин