Большой резонанс вызвало намерение России требовать от Украины предоплаты за газ, а также ограничить импорт украинских вагонов. Можно ли видеть в этих фактах определённую тенденцию?
Отвечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир ЖАРИХИН.
– Требование предоплаты за поставляемый на Украину газ возникло не «на пустом месте». И не в отместку за предстоящее подписание Украиной соглашения с ЕС. Это требование было выдвинуто по одной простой причине: те, кто обязаны платить за газ, упорно не платят. Уже два месяца. Они, таким образом, устроили провокацию, причём сознательную. Уверен, что если бы хотели заплатить, то по сусекам бы поскребли и требуемые деньги бы нашли. Но они законное, закономерное, к тому же обусловленное соответствующим двусторонним договором требование теперь называют «газовым шантажом со стороны России». В то время как шантажирует-то как раз украинская сторона, фактически отказываясь соблюдать договор и переводя стрелки на «Нафтогаз Украины», который в принципе можно «при необходимости» обанкротить и, так сказать, спрятать все концы.
Для чего это делается? Для того, чтобы ещё раз с помощью очередного скандала подкрепить тезис: мы, дескать, хотели дружить с Россией, но она злая, нас не любит, унижает, палки вставляет в колёса и т. д. А потому, мол, путь только один – на Запад. И эта версия предназначена в основном для жителей юга и востока Украины.
Во-вторых, они элементарно не хотят платить деньги, поскольку уверены, что любая их самая несправедливая позиция в отношениях с Россией получит поддержку Евросоюза, его политических деятелей и средств массовой информации.
Что же касается отказа российских предприятий от импорта вагонов с Украины, то этот отказ фактически произошёл ещё год назад. Но «вагонную историю» вытащили на всеобщее обозрение только сейчас. И опять же привязывают её к реакции России на подписание соглашения Украины с Евросоюзом.
Годичной давности решение Владимира Путина о том, что с 2015 года граждане всех стран, не входящих в Таможенный союз, будут ездить в Россию по загранпаспортам, интерпретируется аналогично и подаётся как некая сенсационная новость.
То есть украинское руководство движется по пути создания больших и малых провокаций в отношении России, направленных на то, чтобы внушить своим гражданам правильность своей политики. Идущей этим гражданам во вред, но на пользу узкой группе украинских олигархов.
В то же время надо понимать, что действия России, направленные на защиту своих производителей, не могут не отразиться на состоянии крайне уязвимой во всех отношениях украинской промышленности.
Согласно книге рекордов Гиннеса в России находится самый большой по площади завод в мире – «Уралвагонзавод». Так вот мы не можем допустить того, чтобы он простаивал, и при этом были бы обеспечены заказами украинские машиностроительные предприятия. Мы не вправе допустить, чтобы товары, которые Россия может производить самостоятельно, шли к нам с Украины по причине их абсолютной ненужности в государствах Евросоюза и неконкурентоспособности в стране, их выпускающей.
И это правило, разумеется, будет касаться не только вагонов, но и самолётов, ракет, сельхозпродукции и многого, многого другого.
file-rf.ru