В националистических СМИ татар Тавриды постоянно муссируется посыл о себе любимых, как о какой-то особо грамотной и особливо интеллектуальной национальной интеллигенции полуострова по сравнению с ленивыми, малообразованными русскими. Вступать в спор с патриотично и свидомомыслящими нациками не хочу ; для какой цели и для чего существуют русские, лучше их не выразишь, приведу без купюр:
Учебно-методический журнал «Образование: техникумы, колледжи» №1 (16), 2007, ст. 36-37
Пускай трудяги русские как следует стараются,
Пусть громоздят потеючи щебенку и бетон –
По перешейку этому пойдут вперед украинцы
В свои края исконные -
Кубань и левбердон (левый берег Дона – жаргон, «территория Российской Федерации»)
И там отстроят фабрики, засеют нивы нищие,
Нуждающимся выдадут и сало, и муку,
Отсталость ликвидируют, район в Европу вытащат,
С безграмотностью справятся, обучат языку.
Расселятся украинцы горами и долинами,
Аборигенам сделают не жизнь, а просто класс,
И будет то, что быть должно - все станет Украиною,
Как прадеды задумали - "Від Сяну по Кавказ!" («территория Польши и Российской Федерации»).
Не буду вступать в спор по этому поводу, зная, что % умных и глупых, честных и не очень, тунеядцев и трудоголиков, примерно одинаков у всех наций и народностей (последнее определение относится к «особо коренным» в Тавриде), просто приведу небольшую статистику о положении с образованием у русских и нацменов.
«…В РСФСР 15% мест, в крупнейших вузах, поступившим вне конкурса учащимся других республик. [Получается, где – то каждый шестой студент в российских ВУЗах поступал практически без экзаменов вместо этого самого русского и это длилось ВСЕ годы существования СССР. А вы говорите, национальное притеснение… только кого?]
В 1973 году на 100 научных работников имелось аспирантов:
*среди русских - 9,7 человек,
*белорусов – 13,4,
*туркмен – 26,2,
*киргизов – 23,8.
Русские и белорусы имели самый низкий % лиц, обладающей ученой степенью. Таков же был и уровень жизни: в 50-е годы доходы колхозников Узбекистана были в 9 раз выше, чем в РСФСР»
«ЗАВТРА», июль 1999г. Академик РАН И. Шафаревич»
Учитывая при этом в жирных – жирных квадратных скобках, что льгот для русских в союзных республиках не было отродясь. Тем не менее, русские как – то выжили в своей посконной отсталости и скажем прямо, я что – то не наблюдаю сейчас успехов в науке и промышленности в постсоветских республиках, а вот научный (да и жизненный) уровень в современных России и Белоруссии определённо повыше и одной нефтяной иглой и природными ресурсами всего не объяснишь. Теперь о самом основном, о жизненном уровне русских в России и всех остальных «умученных» ими народах и народцах… Немного статистики насчёт «русской оккупации»: На один рубль собственных средств республики дополнительно получали за счёт Российской Федерации в 1985 и 1990 годах соответственно:
Молдавия – 22 коп. и 90 коп. (увеличение в 4,1 раза)
Латвия – 33 и 64 коп. (в 2 раза)
Туркмения – 58 и 89 коп. (в 1,5 раза)
Эстония – 69 коп. и 1 руб. 27 коп. (в 1,8 раза)
Узбекистан – 60 коп. и 1 руб. 63 коп. (в 2,7 раза)
Киргизия – 6 коп. и 56 коп. (в 9 раз)
Таджикистан – 65 коп. и 1 руб. 85 коп. (в 2,8 раза)
Армения – 1 руб. 52 коп. и 2 руб. 9 коп. (в 1,4 раза)
Грузия – 1 руб. 46 коп. и 2 руб. 96 коп. (в 2 раза).
Производя более 61% национального дохода СССР, Российская Федерация в 1987 году занимала 11 место по уровню потребления среди других республик, а к 1990-му – самое последнее. Капиталовложения в культуру, просвещение и в прочие отрасли непроизводственной сферы с 1975 года возросли в РСФСР только на 1%, а в Киргизии – на 13%, в Молдавии – на 9%, в Узбекистане – на 10%.
В российских селах на 10 тыс. га пашни приходилось дорог с твёрдым покрытием в среднем 12,5 км, а в Прибалтике – почти 70 км.
В Центральной России на 100 га сельскохозяйственных угодий стоимость основных производственных фондов составляла 142 тыс. руб., а в Прибалтике – 255 тыс. рублей.
Объем розничного товарооборота торговых организаций на душу населения в России был меньше, чем, скажем, в Эстонии, на 24 и 32% – по продовольственным и непродовольственным товарам. При этом республики дотировались за счёт Российской Федерации. Как сегодня дотируют Северный Кавказ.
Получается, что проживание в Средней Азии для насильно переселённых было не очень голодным, а поступление в ВУЗы было весьма привилегированным, по сравнению с «угнетателями». Какие выводы можно сделать из вышеизложенного:
- жизненный уровень нерусского населения был достаточно высок, по сравнению с русскими, нынешним реэмигрантам из Средней Азии желательно хотелось бы оное сохранить за счёт того же самого источника;
- возможности поступления в ВУЗы были легкодоступны, но судя по публикациям тогдашних выпускников, использованы впустую; зная, что отчисление нацменов, вещь весьма труднодоступная для педагогического и научного коллектива любого уровня, эти представители «коренных» всех союзных республик учились через пень-колоду. Всем критикам советую вспомнить, что письменность весьма многим дали ненавистные «колонизаторы», выучили (плохо или хорошо, второй вопрос, здесь ответ только один: то, что … папой не вложено, палкой не вобьёшь), дали возможность освоить свою культуру и получили адекватный ответ: ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным. Ликбез и рабфак без желания обучаемого – вещь не только ненужная, но и вредная… судя по нынешним деяниям и мыслям обученных.
Евг. Попов
* Ликбе?з (ликвида?ция безгра?мотности) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
** Рабо?чий факульте?т (сокращённо рабфа?к) — учреждения системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), осуществлявшие предподготовку (повышение до среднеобразовательного уровня) абитуриентов высших учебных заведений (вузов), существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.
Рабфаками также неофициально именовались подготовительные отделений вузов, создававшихся в 1970—1980-е годы для целевого приёма рабочей и сельской молодёжи.
По общему правилу, выпускники рабфаков зачислялись в вузы без вступительных экзаменов (либо в качестве таковых им засчитывались выпускные испытания на рабфаках).