Русское Движение

Зачем польским правозащитникам Крым?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

 

1 (459x500, 72Kb)В Европарламенте необходимо срочно провести слушания на тему дискриминации крымско-татарского народа - с таким обращением выступили польские правозащитники во главе с Петром Хлебовичем на пресс-конференции в Симферополе 18 сентября сего года.

П. Хлебович – член Восточного отдела правозащитной организации «Борющаяся солидарность» («Solidarno?? Walcz?ca») со штаб-квартирой во Вроцлаве. «Борющаяся солидарность» имеет долгую историю. Была учреждена в 1982 г. польскими антикоммунистами как подпольная организация. Призывала к свержению существующего в стране строя, а после достижения этой цели перенесла свою деятельность за восточные границы Польши, поддерживая, и не только словом, сепаратистов в Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Азербайджане, Молдавии, Грузии и на Украине. После распада СССР, когда, казалось, мечта «Борющейся солидарности» сбылась, организация не прекратила свою работу. Напротив, с некоторых пор она активизировалась, особенно на крымском направлении.

В январе 2013 г. польская газета «Наш дзенник» сообщила о сборе подписей к украинским властям с требованиями прекратить дискриминацию крымских татар. Инициатором акции выступила «Борющаяся солидарность». Заголовок статьи гласил: «Русские угнетают крымских татар», а в самой статье говорилось о «провокациях» русских казаков в Крыму. 

В мае 2013 г. представители «Борющейся солидарности» пикетировали посольство Украины в Варшаве с теми же требованиями: прекратить притеснения крымских татар. Крымско-татарская тематика стала визитной карточкой «Борющейся солидарности». Активисты организации ссылаются при этом на историю польско-крымско-татарских отношений. В угоду политическим соображениям забыты набеги крымских ханов на Речь Посполитую, а на-гора выдаётся лишь неудачная попытка взять Крым под польский протекторат (с такой идеей в 1920 г. носилась часть крымско-татарских общественников) да факты служения крымских татар в польской армии, начиная с XV в. Тогда на службу к князьям Великого Княжества Литовского поступила часть выходцев из Золотой Орды и Крымского ханства, которые служили Речи Посполитой на протяжении многих поколений (татарские полки в польской армии были и в XVII в., и в XIX в., и в XX в.). В 2010 г. в Гданьске в знак признания заслуг татар перед польским государством открыли памятник татарам Речи Посполитой.

Однако «польские татары» - не единственное название этой субэтнической группы. Часто их называют также польско-литовскими или белорусскими татарами, поскольку первые татары-переселенцы расселялись не только на территории современной Польши, но и в Литве и Белоруссии, подпавших под власть Великого Княжества Литовского. И самая крупная татарская община проживает сегодня отнюдь не в Польше, а в Белоруссии (более 7 тысяч человек, в Польше – меньше 1 тысячи). Однако именно в Польше татар взяли в пропагандистский оборот с дальним геополитическим прицелом. С представителями татарских организаций Польши встречался глава крымско-татарского меджлиса Мустафа Джемилёв и другие крымско-татарские националисты. Общая платформа – вражда к России. 

Польских татар сознательно пытаются вплести в картину польской «восточной политики» с её «прометеевской» ориентацией. «Прометеизм» - внешнеполитическая доктрина, получившая развитие при Юзефе Пилсудском и ставящая целью расчленение России по этническим «швам». Сегодня впору говорить о «неопрометеизме», поскольку Варшава то и дело обращается к наследию Ю. Пилсудского. И не случайно некоторые из татарских общественников Польши регулярно публикуются в журнале «Новый Прометей» («Nowy Prometeusz»), издаваемом Отделом восточных исследований Варшавского университета и продолжающем геополитические традиции Ю. Пилсудского.

И «околотатарские» деятели в Польше, и их политические партнёры из меджлиса намеренно умалчивают, что польско-литовские татары служили и в российской армии, и разрисовывать всех польско-литовских татар в антироссийские цвета совершенно неверно. Истории известны имена советских генералов Александра (Искандера) Тальковского и его сына, тоже Искандера. Известно и то, что ещё в 1797 г. в российской армии был сформирован Литовско-татарский конный полк. 

«Борющуюся солидарность» это не смущает. И всё же откуда у польской правозащитной организации, да ещё расположенной на западе Польши, в силезском Вроцлаве, чуть ли не у германской границы, такой интерес к Крыму? Уместнее было бы ей заниматься местными вопросами, например силезским сепаратизмом в польской части Силезии. Однако у неё другие задачи. «Борющаяся солидарность» - одно из звеньев цепи, которой опутывают ринувшуюся в Евросоюз Украину. Ведётся планомерная работа по выведению целых регионов из-под политической юрисдикции Киева с целью дальнейшего их включения в европейскую политико-правовую систему, когда Брюссель сам будет решать, с каким из регионов взаимодействовать «через голову» Киева. 

На конференции в Крыму 19 сентября с.г. о ценности Крыма для европейской политики обмолвился европейский комиссар по вопросам расширения и добрососедства Штефан Фюле («Крым - крайне важный регион для политики ЕС в рамках проекта «Восточного партнёрства»), указав при этом на стратегическое положение полуострова. Ш. Фюле, по его словам, «использует любую возможность для встреч с представителями крымско-татарского народа», а также для конструктивного диалога «с украинскими властями, представителями гражданского общества и международных организаций, таких как Верховный комиссар ОБСЕ по вопросам нацменьшинств, Совет Европы и организации в системе ООН». Обратите внимание: из списка тех, с кем господин Фюле жаждет диалога, исключены русские организации, представляющие, между прочим, интересы самой большой этнической группы на полуострове (русских в Крыму, по данным переписи 2001 г., проживает 51%, и это без учёта Севастополя, а русский язык как язык общения используют свыше 90% крымского населения).

И ещё немаловажный нюанс. Чиновники ЕС и их партнёры из «Борющейся солидарности» удивительным образом способны сочетать демократическую риторику с потворством пронацистским настроениям меджлисовцев. Ни разу за всё это время ни один европейский политик не осудил порочную практику чествования фашистских прихвостней, введённую меджлисом. Западные газеты весьма лояльно описывают деятельность крымско-татарских батальонов в составе гитлеровского вермахта, а немецкая Die Welt благодушно называет их «отрядами самообороны», создание которых коварные советские власти использовали как предлог для депортации крымско-татарского населения. О жертвах этих «отрядов самообороны» немецкие журналисты не только умолчали, но и ещё пропагандистского эффекта ради разместили свою статью в рубрике «Украина против России». 

Только слепой не видит, что Запад уже принялся за расчленение украинской территории, усыпляя Киев дипломатическим наркозом. На вопрос «зачем?» готов ответ: разложение административно-территориальных основ украинского государства должно предотвратить сближение Украины и России на много десятилетий вперёд. Из стратегических соображений Европе выгодно, ослабляя связи регионов с центром, «поглощать» Украину частями. Именно такую участь готовят Крыму – ценному геополитическому призу в Черноморском регионе… 


Владислав ГУЛЕВИЧ 

"Фонд стратегической культуры"