Скандал с Боженой Рынски как зеркало российского либерализма
Почти неделю не выходят из памяти строки из стихотворения Федора Тютчева: «Напрасный труд – нет, их не вразумишь, – //Чем либеральней, тем они пошлее…» Ровно столько продолжается скандал, связанный со «светской львицей» Боженой Рынски. Он еще в самом начале, этот скандал, и, полагаю, получит дальнейшее развитие: российские СМИ раздули его до таких масштабов, что потребуется и определенное завершение этой истории, причем, тоже гласно.
Наверное, и правильно сделали: широкая читающая и не читающая, а глядящая только в «ящик» публика получит, наконец, наглядное представление о «светском» облике нашей либеральной «элиты». Правда, в какую сторону события повернутся, сегодня даже предположить трудно. Напомним вкратце фабулу этого скандала.
РИА «Новости» 11 сентября распространили на всю страну полученную от пресс-службы столичного главка МВД следующую информацию: «Около 15 часов на службу «02» поступило сообщение, что на Лесной улице Божена Рынска и Игорь Малашенко (муж Рынски.- В.П.) напали на журналиста федерального канала (НТВ. –В.П.) в ходе осуществления им профессиональной деятельности». В результате, как уточнялось на сайте НТВ, их корреспонденту пришлось обратиться в травмпункт. Кроме того, по данным телекомпании, Рынска повредила оборудование съемочной группы - буквально с корнем вырвала закрепленный на камере микрофон и утащила с собой в качестве трофея. Дело взял под личный контроль глава столичной полиции Анатолий Якунин, но, заметим, нападения на журналистов – дело не столь уж и редкое, чего ж такое большое внимание уделяется этому случаю?
Безудержный гнев «светской дамы» вызвала просьба сотрудников телеканала прокомментировать ее скандальные высказывания о пенсионерах, появившееся в «Facebook», передает НТВ.
«Голосовать шли в основном пенсионеры. Я всегда хорошо относилась к старикам. В отличие от детей, они меня никогда не раздражали, так как не издают мерзких звуков, а скорее, умиляли. Но сегодня я вдруг ощутила к потоку бабок-дедок страшную утробную ненависть - первый раз в моей жизни. Захотелось, чтобы почти все они поскорее отправились к праотцам, - написала Рынски после того, как поучаствовала в выборах мэра Москвы. - Из-за этого невымершего поколения… из-за этих покорных муму страдает наше поколение, - они вносят чудовищные, судьбоносные помехи в избирательный пейзаж. Доживать им осталось не так-то много, а наш век своим тупорылым голосованием реально заедают. Не должна уходящая натура влиять на жизнь цветующую и созидающую».
Этот пост вызвал бурю комментариев в Интернете. Докатилась эта буря и до тех, кому и адресовалась, в первую очередь. Сегодня в СКР и прокуратуре лежат жалобы на Рынску от оскорбленных пожилых людей. В Интернете, кстати, уже рассуждают о том, что супругу Божены Игорю Малашенко в следующем году исполнится 60 лет и он скоро тоже станет частью «поколения дожития», о котором так пренебрежительно высказалась его жена. Да и ей самой уже под 40. «Эта эгоистичная натура думает, что умрут все, а она станет купаться в роскоши. Не надо ее особо ругать, ее надо лечить в психиатрической клинике. Глупая женщина», - сказал «Московскому комсомольцу» ветеран войны Николай Цапенко.
А мне, по большому счету, Божену Львовну жалко. Ей, видимо, периодически приходится подпитывать свое реноме «светской львицы» скандалами.
«Мужчина чересчур рьяно стал приставать к Рынске. После чего она достала электрошокер и поразила пристававшего разрядом электрического тока. В ответ мужчина резко и сильно ударил Рынску в лицо», - рассказали «Lifenews.ru» в правоохранительных органах столицы. Итог разборок - рассеченная губа журналистки. Это произошло в 2010 г. в ночном клубе. Рынска написала тогда заявление в милицию. О дальнейшей судьбе заявления ничего не сообщалось. А два года тому назад на Рынску было заведено уголовное дело по статье УК РФ «Оскорбление представителя власти». По версии следствия, она оскорбила столичных полицейских во время несанкционированного митинга оппозиции 6 декабря 2011 г. на Триумфальной площади. Подозреваемой была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Потом «Собака-кусака», как позиционирует себя Божена Львовна в Интернете, угрожала полицейским в своих записях в ЖЖ. Сейчас этих высказываний Б. Рынски там нет. Она удалила их. Однако пост перепечатали другие интернет-пользователи, и нетрудно найти текст, который и послужил поводом для уголовного дела. Но 3 июня 2013 г. СКР прекратил уголовное преследование в отношении светской журналистки, объяснив такое решение тем, что ее действия «не представляют общественной опасности».
В ноябре прошлого года Божена Рынска опубликовала в «Живом Журнале» пост, в котором весьма жестоко высказалась об инвалидах. Как выяснилось, великосветскую «львицу» разозлила двухчасовая задержка ее самолета в аэропорту Домодедово, когда авиакомпания «AirBerlin» отказала делегации российских инвалидов-колясочников в вылете в Германию в полном составе, из-за чего и был отложен вылет. Инвалиды, кстати, направлялись в Дюссельдорф для участия в специализированных семинарах по изучению опыта страны в создании доступной окружающей среды для людей с ограниченными возможностями. В своей записи Б. Рынски заявила, что «у инвалида есть все права наравне со здоровыми, но нет никакого права преимущества. Например, нету права отравлять здоровым жизнь. И за то, что человеку так не повезло или от рождения, или по мере жизни, мы, относительно здоровые, ему ничего не должны». Удивительно, но нашлись люди, которые разделили ее точку зрения. Однако было немало и тех, кто обрушил на Рынску массу оскорблений.
Сочувствую Божене Львовне и задаюсь вопросом: а зачем ей все это надо? Онаведет блог, занимающий высокое - 41 место в рейтинге «Живого Журнала». Ранее была светским обозревателем «Известий», затем, до марта 2013 г., писала колонки для «Газеты.ру». Ну, и трудилась бы себе спокойно на сладкой ниве российской «светской» жизни. А в том, что это действительно так, дают наглядное представление даже некоторые выдержки только из одного ее материала для «Газеты.ру». «Главный «сходняк» русскоязычного Лазурного Берега, «Бал цветов» (Bal de Fleurs) на вилле Эфрусси—Ротшильда, в этом году был под угрозой срыва. Его организатор Андрей Фомин долго не мог определиться, делает он бал или нет. В итоге спонсоры нашлись. Судя по тому что организаторы смогли пригласить Орнеллу Мути, бюджет у бала был неплохим».
Божена Рынска пишет в блоге под псевдонимом becky-sharpe. Имя, полагаю, выбрано далеко не случайно: Беки Шарп (Becky Sharp) – главная героиня романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Беки страстно желала сделать себе имя в светском обществе Великобритании начала XIX в. Как говаривали в таких случаях древние латиняне, о времена, о нравы!
Рынска о себе: «Свой начальный капитал я профукала: в Америке закоровела. В Москве сожгла роскошную гриву. В Питере, вместо того, чтобы жить с сильными и ответственными покровителями, влюблялась в каких-то… А между тем девушка бедная не может позволить себе романтических страстей. Лицемерие и виляние хвостом – вот наш удел на пути в дамки». (Интернет-ресурс «Сплетник».)
А вот некоторые из высказываний Рынски, цитируемые «Википедией». «Я не люблю, когда мужчина спрашивает: «Дать тебе денег?»… Тебе деньги нужны? Да нет, конечно! Куда мне их тратить?! Маникюр нынче всем делают бесплатно. Педикюр тоже. Колготки капроновые я по три года ношу, и все никак не сносятся. Наряды? Все эти красивые платья самозарождаются в моем шкафу. Так что, не оскорбляй меня без нужды отвратительным вопросом денег, не надо грязи в отношениях». «В какого человека я превращусь, если я не смогу реагировать, хотя бы кратковременно, на несправедливость, предвзятость, злость и высокомерный идиотизм такими чувствами, как гнев или ярость?». «Таксист стал мне грозить, что сейчас вообще откажется от заказа. Более, того, стал огрызаться, тварь такая, вместо того, чтобы смиренно просить прощения. У меня на этот счёт мысли одни — как жаль, что отменили крепостное право, и нельзя быдло пороть на конюшне и бить плетьми. Совершенно челядь отбилась от рук и чувство реальности утратила».
О своем замысле Теккерей в одном из писем к матери писал: «Все, что я хочу, – это создать ряд лиц, живущих без Бога (только это – лицемерно-ханжеская фраза), жадных, напыщенных, низменных, совершенно самодовольных в своём большинстве и уверенных в своём превосходстве».
В предисловии к роману, озаглавленному «Перед занавесом», автор представляет мир как Ярмарку, на которой в балагане и разыгрывается представление, занимающее основное место в романе. Кукольник созывает зрителей, представляя им некоторых кукол, в том числе, Ребекку. Герои, действующие в романе, это всего лишь куклы, марионетки, которыми руководит Кукольник, дергая за ниточки. На Ярмарке Тщеславия в погоне за деньгами, почестями, положением в обществе отвергаются истинные ценности.
Вообще все в романе вольно или невольно играют определенные роли, обманывая и себя, и других. Таков принцип Ярмарки Тщеславия. Бекки принадлежит к числу третируемых обществом и должна день за днем вести с этим обществом необъявленную войну, доказывая, что у нее есть собственные права на социальное благоденствие, которое достигается лишь престижем.
«Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода», - аргумент, весомость которого в устах Ребекки Шарп неоспорима. И не только у нее.
На наших глазах в России появился т.н. креативный класс, который постепенно завладел всей отечественной Ярмаркой тщеславия. Он немногочислен, но уже со своей системой ценностей, со своей моралью, со своими традициями, даже со своей культурой. И, заметим, с приличным заработком. И весьма жаден до денег. Это его главные отличия от остального «народонаселения». Хотя среди именующих себя креативным классом нет ни одного властителя «дум высоких»… Они не создают ничего нового, работают с уже сформулированными и даже апробированными идеями, используют их как оружие борьбы политической, культурной, цивилизационной. Но, главным образом, - как инструмент борьбы с нынешней российской властью.
Тем не менее, именно «креаклы» претендуют на цвет нашего общества, его полновесные «сливки». Точно, но, главное, очень образно отразил изнанку этого «света» редактор раздела «Общество» интернет-службы «АиФ» Андрей Сидорчик в публикации «Рынска в пушку» (12.09.2013), где, в частности, пишет: «…светские львицы», как назойливые мухи, норовят влезть в самый эпицентр общественной жизни, где, как и положено такого рода насекомым, распространяют всяческую заразу. И это уже становится трудно не замечать. Тем более, когда вконец обнаглевшая муха садится вам прямо на голову». И еще две цитаты оттуда же. «Оскорблять стариков, чья жизнь в России и так не сахар – низко и недостойно».
«Удивительная штука: люди, считающие себя демократами, чрезвычайно болезненно переносят свободное волеизъявление граждан, если они вдруг голосуют не так, как хочется «поборникам свободы». Это так раздражает, что они, подобно Божене Рынске, впадают в истерику, обнажая свою подлинную сущность во всей ее неприглядности».
Зато сколько народу, умеющего более-менее (чаще – менее) профессионально «перо» в руках держать, от этого самого «света» кормится! А сколько разнородных СМИ питается! Попасть на их страницы (сайты, телеэкраны) страстно желают разномастные «львы» и «львицы». И хорошо платят за это.
Удивительно ли при этом, что на запрос в Интернете о конфликте Б. Рынски с НТВ «поисковики» находили десятки материалов уже в день скандала? Достаточно было только ввести в «окошко» фамилию Рынски…
Информацию о пожаре в психоневрологическом интернате «Оксочи» в деревне Лука Новгородской области тоже «подавали» многие отечественные СМИ, по крайней мере, «картинки» сгоревших развалин ветхого дома не сходили с телеэкранов несколько дней подряд. И очень скупо во всех информсообщениях упоминалось также о некой,- бесфамильной и безымянной! - дежурной санитарке, которая, жертвуя собой, погибла в огне, спасая больных. Только через два дня стало известно, что «44-летняя санитарка психоневрологического интерната Юлия Ануфриева, ценой своей жизни спасшая людей на пожаре, будет представлена к награде посмертно» (Интерфакс). Что жила она недалеко от интерната и уже много лет работала там. У нее остались четверо детей и муж. Главврач интерната Игорь Буланов рассказал: «Юля до последнего вытаскивала лежачих больных. Всего она успела вывести 23 больных. А потом балка обрушилась, и она сама не смогла выбраться».
За Божественной литургией в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, которую 14 сентября возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, были вознесены молитвы об упокоении душ погибших при пожаре в психоневрологическом интернате в Новгородской области.
В слове по окончании богослужения Святейший, в частности, сказал: «Сегодня мы молились о тех, кто погиб в пожаре в Новгороде, и особенно о рабе Божией Юлии Ануфриевой, санитарке этого психоневрологического диспансера для престарелых людей…»
И дальше: «Эта женщина, конечно, получала совсем небольшую зарплату, она нуждалась, у нее не было комфортного жилья, у нее не было своего автомобиля, она не имела ничего, что так вожделенно сегодня для абсолютного большинства людей, но какой же внутренней силой, какой добротой, какой подлинной святостью она обладала, чтобы, рискуя жизнью, на себе вытаскивать этих несчастных больных престарелых людей и погибнуть вместе с ними!».
«Мы должны помнить такие имена. Это имена героев, имена святых. И покуда Россия не оскудела такими людьми, которые способны жизнь свою отдать за ближних, у нас есть надежда на то, что и народ наш, общество наше преобразится, и вернутся в нашу жизнь те высокие идеалы, за которые люди готовы отдать жизнь, те идеалы, которые способны реально сплотить нацию поверх всех политических разногласий и социального неравенства. И мы верим, что народ наш способен на такое сплочение и такую солидарность», - сказал в заключение Патриарх Кирилл.
Заметим, что запись о пенсионерах Б. Рынски в «Фейсбуке» и героическую гибель Юлии Ануфриевой при пожаре в интернате для престарелых людей разделяют всего четыре дня…
Столетие, Валерий Панов