Известный разоблачитель поддельных дипломов Геннадий Москаль сам не прочь «похимичить» с документами. Проведя небольшое расследование, я выяснил, что Геннадий Геннадиевич дважды… менял фамилию. И, похоже, он решил скрыть этот факт от общественности.
Геннадий родился 11 декабря 1950 года в селе Задубровка Заставновского района Черновицкой области.
Его отец – Гайфулин Геннадий Хадеевич. Судя по фамилии и отчеству – чистый татарин.
Мать – Москаль Степания Павловна. Когда у пары родился сын, родители решили не искушать судьбу и оставить малышу фамилию матери – Москаль. Видимо, посчитали, что в СССР с украинской фамилией ребенку будет жить легче, чем с татарской.
Так часто делали черновицкие евреи, к примеру, чтоб облегчить жизнь своим детям и избежать антисемитских насмешек. Национальная политика СССР ограничивала кадровый рост представителей нацменьшинств, следила за жесткими квотами на учебу в ВУЗах и предполагала другие трудности – от насмешек в школе до обструкции на работе.
Дата рождения совпадает с указанной в документах, которые Геннадий Москаль отнес в ЦИК.
1967 год. Геннадий Москаль успел отказаться от фамилии отца - Гайфулин, но еще не перешел на фамилию жены – Линская.
Фото с официального сайта Геннадия Москаля
В январе 2011 года по неизвестной мне причине Москаль решил получить копию своего свидетельства о рождении, которой я также располагаю.
Могу предположить, что выдача копии связана с оформлением наследства, так как свидетельство о рождении – главный документ, который доказывает родство родителей и детей. В 2011 году Геннадию Москалю был 61 год, а его родителям – под 80.
Документ выдал исполком Задубровского сельсовета Заставновского района Черновицкой области.
Весьма странным мне показался тот нюанс, что в свидетельстве не указано отчество Геннадия Москаля, хотя указано имя, фамилия и отчество его отца - Геннадия Хадеевича Гайфулина.
В 1976 году Геннадий Москаль меняет паспорт. Новый документ ему выдает Ленинское РОВД, в котором он весьма кстати работает инспектором.
Фото с официального сайта Геннадия Москаля. Судя по подписи, Москаль сидит за печатной машинкой и строчит протокол в Ленинском РОВД Черновцов (1975г.)
К сожалению, копии паспорта у меня нет. И причина замены тоже неизвестна. Но о факте выдачи этого нового паспорта сообщается в документе о заключении брака Геннадия Москаля. Там указана и дата выдачи паспорта - 1976 год, а также его советский номер – І – МИ 528708.
Еще через год, в 1977-м, Геннадий Москаль женится на студентке Кооперативного техникума с польскими именем и фамилией Линской Орисе Теофиловне из села Карапчив соседнего Вижницкого района.
Свидетелями брака выступили супруги Гончарюк. А адресом молодоженов указан второй переулок Пархоменко. Это частный сектор на берегу Прута, недалеко от нынешнего Калиновского рынка - главной экономической достопримечательности Черновцов.
В свидетельстве о браке указано, что муж берет фамилию жены, и с 12 ноября 1977 года становится Линским Геннадием Геннадиевичем.
В графах «национальность» оба указаны украинцами. И сын Геннадия Гайфуллина, и дочь Теофила Линского.
По советским законам,которых не мог не знать милиционер Москаль,он был обязан поменять паспорт на новую фамилию в течение 10 дней, что, по всей видимости, он и сделал.
Через год после женитьбы, в октябре 1978 года, в семье Линских (бывшего Москаля) родилась дочь Ирина. Ей дали фамилию отца. В записи акта о рождении дочери отцом записан Линский Геннадий Геннадиевич.
В 1982 году милиция отправила Геннадия Линского на учебу в Москву, в Академию МВД СССР.
К сожалению, я не знаю, под какой фамилией там учился Геннадий Геннадиевич. Было бы логичным предположить, что Линский вернулся к фамилии матери - Москаль. Но когда это случилось, и, главное, почему?
На эти вопросы стоит ответить самому Геннадию Геннадиевичу.
- Странно, что на официальном сайте Москаля среди сотен фотографий нет ни одного фото с семьей. Скромно так, мимоходом написано только: «Женат, имеет дочь и двух внуков». Та же информация указана и в Википедии.
В принципе, ничего предосудительного и незаконного в многократной смене фамилий нет. И Геннадий Москаль делал это, надеюсь, в соответствии с законом.
Есть вопрос этичности – ради чего отказываться от татарской фамилии отца и украинской фамилии матери? Не потому ли, что в разные времена «выгодно» быть то украинцем, то русским (но никак не татарином, потому что Москаль-Гайфулин о своих корнях ни разу публично даже не заикнулся)?
Также этот вопрос имеет ярко выраженный политический окрас. Геннадий Москаль всегда был ультра-патриотом и всегда демонстрировал повышенный интерес к чужим документам. Считаю, что общество имеет право знать его национальные корни.
Думаю, что многие крымчане удивились бы данному факту, ведь в бытность работы Москаля главой крымского МВД (1997-2000), а затем – представителем Президента в АРК (2006-2007) наш герой также нигде ни слова не сказал о том, что папа у него - татарин. Кстати, а депутаты Абдуллин и Ахметов знают об этом?
На самом деле, ничего предосудительного в татарских корнях Геннадия Москаля нет. Почему сын татарина не может быть украинским ура-патриотом и радикальным националистом?
Теперь по-новому звучит надпись на футболке Москаля.
Но мне кажется, что жизнь политика, причем, публичного политика, такого, как Москаль, принадлежит уже не только ему самому. Равно как и информация о его национальности.
Не выступает ведь он против инициатив коллег по оппозиции о введении графы в паспорт и определении «настоящих украинцев». Не выступает. Он, как я понимаю, такие инициативы поддерживает.
Любой политик, желающий по тем или иным причинам выдать себя выдать за кого-то другого, должен быть готов к тому, что правда выплывет наружу рано или поздно.
Тем более что неприкосновенность тайн частной жизни народных депутатов ограничена их сознательным выбором пойти в публичную политику. Этим они и отличаются от простых граждан, чью частную жизнь призван защищать закон.
Готов изучить комментарий Геннадия Москаля о темных пятнах его биографии, связанных со сменой фамилий. Только если комментарий будет не матерным, ибо Геннадий Геннадиевич отчего-то стал позволять себе в последнее время общаться с представителями прессы исключительно площадным матом…
Анатолий Шарий, Полемика