Любой миф -- это плод воображения, в котором люди стремятся представить себе то, что хотят, или то, о чём не имеют представления. Мифы бывают разные -- религиозные, культурные, национальные. А в последнее время появились мифы политические -- когда жители какой-то страны воображают несуществующие картинки из жизни другой страны. Если на Западе Украину в основном представляют в чёрном цвете, то у жителей Востока, в первую очередь России, украинская жизнь вдруг стала приобретать отчётливо розовый оттенок.
Прежде чем обсуждать заявленные в заголовке российские мифы об Украине, сначала нужно сделать маленькое отступление. Сейчас большинство россиян весьма скептически относится к информационной политике своего государства, ставя под большое сомнение всё то, о чём вещают центральные телеканалы и первые лица государства. А о чём, как правило, говорят в связи с Украиной? О двух вещах: росте националистических настроений и об ухудшении экономической ситуации в стране в связи с подорожанием газа. И всё. По другим темам Украина в российском информационном пространстве практически не фигурирует. И поскольку официальным СМИ не доверяют, многие россияне считают эти темы пропагандистским трюком. А теперь о самых типичных мифах, рождающихся в головах некоторых россиян.
Миф первый: «Украина по уровню жизни выше России». Мол, здесь всё дешевле и в магазинах, и на рынках, и в кафе. Тут, как говорится, нужно россиянам «включить голову» и понять, что цены на товары и услуги давно уже формируются не их фактической стоимостью, а спросом и платёжеспособностью населения. Поэтому человек с московской зарплатой, оказавшись на Украине, начинает чувствовать себя здесь падишахом. Не понимают россияне, что такая милая их сердцу «украинская дешевизна» -- это результат весьма скромных украинских зарплат, которые и толкают украинцев на массовый выезд в ту же самую Россию на заработки. Ведь каждый хочет чувствовать себя на родине немного падишахом.Миф второй: «Да у вас тут демократия». Тут нужно заметить дорогим россиянам, что «демократия» -- это вообще-то власть народа. А у нас -- олигархия, власть богатых, когда олигархи сбились по интересам в несколько групп, которые почему-то называются партиями. Как правило, эти партии никакой связи с народом не имеют. Как и не имеют никакой идеологии. Частенько партии имеют в названии фамилию своего лидера. Все это напоминает период второй половины 90-х годов прошлого века в самой России, где так же публично грызлись несколько олигархических групп. Но россияне почему-то по этому времени не ностальгируют и не воспринимают его как некий расцвет демократии.
Ещё один аргумент за «украинскую демократию»: «у вас на ТВ есть Шустер и Киселёв». Многие россияне искренне считают, что Шустер и Киселёв на Украине -- это то же самое, что Шустер и Киселёв в России. Как человек, видевший обоих телеведущих и в российском, и в украинском вариантах, могу сообщить мнительным россиянам, что оба теледеятели сейчас на Украине и десять лет назад в России -- две большие разницы. Что такое Киселёв и Шустер в России? Это бескомпромиссные рупоры крайнего либерализма, доходившие до прямого отрицания права существования России как государства. Шустер и Киселёв на Украине -- это люди, лояльно настроенные к государству Украина, превратившие свои программы в рупоры крайне правых политических сил, где частенько звучат русофобские и антироссийские высказывания. Так что Шустер и Киселёв на Украине -- это не высказывание мнения, альтернативного официальному, это преподнесение государственной позиции в удобоваримой форме для основной массы украинского населения.
Миф третий: «Ой, а у вас тут совсем нет национализма». Особенно смешно это слушать в Донецке, где очередной залётный россиянин пытается разглядеть признаки украинского национализма в окружающей его действительности. Тут необходимо сделать маленькое замечание, так легко ускользающее от взора многих россиян. Это Российская Федерация, за исключением некоторых национальных республик -- от Калининграда до Южно-Сахалинска -- представляет собой весьма однородную по языку, культуре и религии территорию, чего нельзя сказать об Украине, где даже рядом расположенные регионы весьма отличаются друг от друга, как, например, Галичина и Закарпатье. Так вот, основная масса украинских националистов сконцентрирована именно в Галичине, а по остальной части Украины украинские наци размазаны небольшим слоем и в основном сконцентрированы в среде гуманитарной интеллигенции.
Правда, проблема здесь в другом: будучи идеологией меньшинства, украинский национализм имеет непропорциональное влияние на СМИ, сферу образования и гуманитарную политику государства. И приход к власти Виктора Януковича на это повлиял мало. Ведь действительно, вряд ли какой-нибудь россиянин, будучи в том же Донецке, кинется покупать и читать журнал «Український тиждень», газету «Україна молода» или, на крайний случай, смотреть 5-й канал, поскольку украинский язык хоть и близок к русскому, но большинством россиян не понимается. А русскоязычное информационное пространство не сильно заражено метастазами национализма. Вот и не могут россияне «рассмотреть» национализм на Украине.
Есть ещё один маленький нюанс. Многие россияне, чётко знающие, что ни они, ни их предки или родственники не приносили никакого вреда Украине, просто психологически не в состоянии воспринять факт существования иррационального украинского национализма, густо замешанного на звериной русофобии.
Помню, как на одной киевской научной конференции наблюдал сцену: сидел очарованный Украиной российский доцент, весело-дружелюбно перебрасываясь репликами с украинским коллегой. У них даже случилась милая задушевная беседа. Но вот пришло время представителю Украины читать свой доклад. Украинский доцент поднялся на трибуну и начал вещать о «геноцидо-голодоморе», «всё зерно вывезли в Россию» и так далее. Понятно, что россиянин оказался в глубоком шоке и просто не верил ушам своим. А ведь не случись такого «конфуза», вернувшись в родную Москву, он, наверное, защищал бы нынешнее положение вещей на Украине, распространяя очередные мифы о нашей стране в том числе и об отсутствии на Украине национализма.
Так что давайте будем стремиться к тому, чтобы в российско-украинских отношениях господствовали не наивно-юношеский романтизм или официозная агрессия, а правдивое освещение действительности и практицизм. Тогда народу и не придется создавать друг о друге разнообразные мифы.
Алексей Иванов
Первый заместитель главного редактора газеты «Донецкий Кряж». Родился в 1977 г. в Донецке. В 2000 г. окончил исторический факультет Донецкого Национального Университета. Сотрудничал с региональными изданиями «Город», «Удачный Выбор», «Донецкий Коммуникационный Ресурс».