Русское Движение

Древние музыкальные инструменты тюрок - украинцев и русских

Оценка пользователей: / 7
ПлохоОтлично 

Одним из наиболее упорным мифов украинских «щиро-свидомых вчёных» является версия о финно – угорском происхождении русских; москалей, по их тарабарской терминологии. Хотя мне непонятно презрение нациков к этой языковой группе. Происхождение русских от смешения славян и тех или иных неславянских народностей никак не меняет в лучшую или худшую сторону их потомков, поскольку нет народов и племен изначально хороших или изначально плохих.  Дискуссия с ними (нациками) беспредметна, поэтому я просто расскажу о музыкальных народных инструментах как самой Руси, так и её Окраины (современный перевод от старо – русского названия украйна). Чтобы было более понятно, в происхождении этнической группы, заселившей с конца XV века опустевшие после татаро – монгольского погрома XIII века территории очень активно заселяли выходцы из Северного Кавказа и Дикого поля известные русским в XVII веке как «черкасы». Придя в новые места, они хотя и обрусевали под влиянием более высокой культуры остатков местных малороссов, но тем не менее сохранили манеру одеваться, делать племенные причёски и…старые музыкальные инструменты. Кухня народа, одежда и музыкальные пристрастия наиболее консервативны и сохраняются на протяжении нескольких поколений. Вот мы и начнём с народных музыкальных инструментов нынешней Нэзалэжной…

Кобза — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-х и более парных струн.

Имя «кобза», «кобоз», «кобуз» имеют аналогичные инструменты в других странах: «kopuz» — Турция, «kopus» — Хорватия, «koboz» — Венгрия, «kobuz» - Азербайджан, «cobza» — Румыния, то есть или у тюркских народов или же в странах прежнего доминирования Османской империи.

Несомненно, что и кобза была занесена на Украину тюркскими, позднее обрусевшими племенами.

Термин бандура используют для описания кобзы до 1800 года. Есть несколько теорий происхождения этого имени, основывающихся по большей части на изысканиях схожести названия: bandora в Англии, bandurria в Испании, panduri в Грузии, pandzura в Болгарии, pandura/tambura в  Сербии. Необходимо заметить, что первоначальное название имеет мало общего с конкретным инструментом. Так, английская bandora и украинская bandura, за исключением их названий, не имеют ничего общего. Поляки узнали название инструмента от многочисленных итальянских музыкантов в начале XVI века увеселявших как шляхту, так и простонародье в панских шинках. Эти выходцы из Италии были в большинстве своём еврейскими музыкантами, они и привнесли название в Польшу.

Банду?ра — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны - от 12 до 25, частью натягиваются над грифом частью же прикрепляются к деке.

Существует несколько теорий относительно происхождения украинской бандуры.  Происхождение бандуры связано с кобзой, а не с гуслями. Древнерусские гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке и не зафиксирован на Украине.

Кобза-бандура родственна пандуре . Все эти инструменты происходят от тюркского инструмента копуза и ближневосточного уда.

Уд (араб. ???‎‎, арм. ???, ассир. ??? — ?d, тур. ud или ut, греч. ο?τι, ивр. ???‎ — ud, узб. ud) — струнный щипковый инструмент. Распространён в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, особенно в Азербайджане, Армении, Узбекистане, Таджикистане, Иране и Турции.

Пандури (груз. ???????) — грузинский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Наиболее популярный народный музыкальный инструмент в восточной Грузии — ПшавиХевсуретиТушетиКахети и Картли. Пандури производится различных форм и размеров.

Наиболее типичны: 
1) большой лопатообразный корпус и отогнутая назад головка (у хевсуров); 
 2) лопатообразный корпус и закруглённая головка (у пшавов, карталинцев, грузин); 3) корпус в виде луковицы, головка с завитком (у карталинцев и кахетинцев); 
 4) ладьеобразный корпус, головка с завитком (у грузин, душетов, пшавов); 
  5) грушевидный корпус, выгнутая головка (у карталинцев и кахетинцев). Имеются и смешанные виды. Корпус, шейка (с 2-5 ладами) и головка инструмента изготавливаются из цельного куска дерева. Струны жильные. Звук извлекается бряцанием пальцами по всем струнам одновременно

Гусли — струнный музыкальный инструмент, распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные, гусли с игровым окном и шлемовидные гусли. Крыловидные гусли, имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, от 5 до 17 струн, Гусли с игровым окном (новгородские) с тыльной стороны имеют проём, как у скандинавских лир, в который помещается рука музыканта. Шлемовидные гусли - имеют форму шлема или холма и от 10 до 25 струн.

   

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), имеющие сходство с финским кантеле, латышским коклес и литовским канклес. От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, gusli? - у поляков, housle y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и некоторые из них - смычковые, например guzla, у которой только одна струна из конского волоса.
Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве" (XI - XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

"Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху".

Балала?йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм и больше, с треугольным слегка изогнутым (до конца XIX века мог быть овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает массовое распространение с XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Пока балалайка не приобрела современный вид в конце XIX века, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя и формы. Каждый исполнитель заказывал и настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Гудок - древнерусский смычковый инструмент, наиболее распространённый в XVII—XIX веках, среди скоморохов. Имеет деревянный выдолбленный кузов, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3-4 струны.

На гудке можно играть как установив его вертикально, так и держа горизонтально (аналогично гитаре). Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище. Родственные инструменты существовали на Западе — фидула (лат.), фидель (нем.).

Гудок был верным спутником былинных сказителей, певцов и скоморохов. Впервые о нем упоминается в источниках XI века. С XVII века, ввиду запрета деятельности скоморохов, постепенно забылся, хотя есть попытки отдельных энтузиастов воссоздать его.

Гармо?нь (разговорное - гармошка, греч. ?ρμονικ?ς - созвучный, стройный, гармоничный) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX. Некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году, была сделана органным мастером Франтишеком Киршником (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Существуют и другие взгляды на этот вопрос. Гармонь считается русским  народным инструментом с XIX века.

 

Вывод можно сделать самим, выше я уже подчёркивал, что некоторые предметы культуры очень консервативны и как, рудиментальные органы организма указывают на прошлое вида, так музыкальные инструменты рассказывают о прошлом  той или иной этнической группы или целого  народа.

Евг. Попов