Часть первая: Волки на Волчьей
Край, в котором живет автор сих строк и значительное количество тех, кто их сейчас начнет читать, появился на свет в степях Северного Причерноморья во второй половине XVIII века, под гром пушек победоносных войск Василия Михайловича Долгорукова-Крымского и тихий скрип гусиных перьев в канцеляриях Григория Александровича Потёмкина-Таврического. На месте пахнущих кровью и ковылем осколков средневекового Дикого Поля - Вольностей Запорожских и ханства Крымского – появилась Новороссия, которой предстояло стать одной из самых ярких жемчужин в короне Российской империи, позабыть свое имя в промышленном дыму советских пятилеток и мучительно вспоминать себя уже в годы независимой Украины.
Как неоднократно на скрижалях этого сайта пророчествовал автор, национальное государство, как продукт Модерна, будет все больше и больше «размываться» в волнах глобализации. А ведь обратной стороной глобализации является глокализация (регионализация) – процесс создания (как реалисты, воздержимся от набившего оскомину слова «возрождение») региональных идентичностей. Соответственно, оптимальным ходом в таких условиях будет попытка бежать впереди паровоза и, к моменту прибытия поезда «Глобализация» на конечную остановку «Новый бравый мир», обладать набором всех необходимых глокальных прибамбасов. Смешной момент: чем быстрее государство Украина будет внедряться во все европейские структуры, тем быстрее будет проходить процесс глокализации. Так что будем считать этот текст персональным вкладом в евроинтеграцию.
Истории возникновения Новороссии и перспективам ее бренда и будет посвящен цикл очерков, который хотелось бы предложить вниманию уважаемых читателей. Но начнем мы свой рассказ издалека. С тех времен, когда на степных просторах Восточной Европы: от Днестра на западе до Северского Донца на востоке и от побережья Черного и Азовского морей на юге до Роси и Сулы на севере – колыхалось бескрайнее покрывало типчака и ковыля, прорезаемое степными реками и байраками (балками, заросшими широколиственным лесом).
АПОЛОГИЯ ПОЛОВЦЕВ
Не будем перечислять все народы, жившие в наших степях со времен сотворенья мира. Все промелькнули перед нами, все побывали тут. Отметим лишь, что примерно тысячу лет назад здесь поселяются выходцы из Южной Сибири. Степи Северного Причерноморья становятся западным окончанием Дешт-и-Кыпчак – Кипчакской степи, протянувшейся от Иртыша до Дуная. В древнерусские летописи эта земля вошла под названием Дикое Поле.
Немногим не повезло с добрым историческим именем так, как евразийским кочевникам. Народы с самобытной и яркой судьбой под пером историков превратились в исчадия ада с «раскосыми и жадными очами». В хищников, озабоченных исключительно грабежом своих маниакально-миролюбивых оседлых соседей.
Не стал исключением и народ, который китайские современники называли кимаками, арабские - кипчаками, византийские и европейские - куманами, а русские - половцами. Гонимые Великой Засухой X века, они с берегов Иртыша расселяются до берегов Дуная и в 1055 году появляются на границах Древней Руси. С этого момента начинается полная разнообразных зигзагов русско-половецкая история.
Очень быстро русские князья, испробовав на себе остроту кипчакских сабель, поняли всю выгоду от дружбы с кочевниками. Да и куманы, почувствовав тяжесть русских мечей, свой «суверенитет» меняют на участие в междуусобицах русичей. Активнейшим образом русские князья женились на «красных девках половецких». Кстати, герой столь же великого литературно, сколь малодостоверного исторически, «Слова о полку Игореве», Игорь Святославич был на три четверти половец. Его мать и бабушка были дочерьми ханов.
- Да какое нам дело до этих преданий старины глубокой!?, - воскликнет самый нетерпеливый из наших читателей.
Ну, если не считать того, что в жилах многих из читающих эти строки течет «половецкая кровь» (но в таких тонкостях пусть разбираются специалисты по генетическому анализу митохондриальной ДНК), половцы (и их потомки) оказали довольно значительное влияние на топонимику края. Например, город, в котором живет автор сего очерка, стоит на реке Волчья, неподалеку от ее впадения в левый приток Днепра - реку Самару. Однако, чтобы понять, почему степная речка получила свое название, нам нужно будет познакомиться со структурой половецкого общества.
Все половцы, жившие в степях от Дуная до Волги, делились на несколько орд (племен), каждая из которых кочевала на своей определенной территории. Современные исследователи называют их Дунайско-Бужской, Лукоморской, Крымской, Донецкой, Нижнедонской, Кубанской и Поволжской. Орды, в свою очередь, делились на курени (роды) и аилы (семьи). Ближайшей к границам Руси, а, следовательно, и наиболее известной русским летописцам, была орда, которую называют Приднепровской.
РОДИНА ВОЛКОВ
Возглавлял орду Приднепровцев род Бурчевичей. Один из самых маститых специалистов по половецкой истории - С.А.Плетнева - считает, что это имя происходит от древнетюркского buri (бури) - волк. Волк был тотемом, священным символом рода, отсюда и название.
В русской летописи под 1097 годом помещен рассказ о волховании -колдовстве - половецкого хана Боняка - родом из Бурчевичей - перед битвой. «... И яко бысть полунощи и встав Боняк и отъеха от рати и поча вочьски выти...». Так хан и, одновременно, жрец культа волка-покровителя, испрашивал благословения у своего божества. И волки, ответив ему воем, предсказали и «обеспечили» будущую победу.
Под 1187 годом в летописи помещен рассказ о походе нескольких русских князей на Приднепровцев. Зима была «зла вельми» и очень снежная. Из-за этого русичам пришлось идти на юг единственной дорогой - по льду Днепра. Так дошли они до Самары, там взяли в плен «сторожи половецкие» и выведали у них, что вежи и стада стоят «на полдня пути». В месте называемом Голубой лес. Лес этот был расположен где-то при слиянии Волчьей с Самарой. Вежа - это поставленные в круг юрты одной большой семьи. Судя по летописному рассказу, русичи напали не просто на аил, но на целое становище, обнесенное кольцом телег. Такое построение называлось курень, причем, это был курень ханский. Русский отряд разграбил зимовище Бурчевичей.
Слабым местом половцев было то, что в Северном Причерноморье, из-за высоты выпадающего зимой снега, невозможно круглогодичное кочевание. Вообще, нужно помнить, что к истории степной полосы Восточной Европы, в отличие от степей Центральной Азии, неприменимо понятие «кочевник» (в полном смысле этого слова). Из под глубокого снега скот не может добывать корм. Значит, необходима заготовка сена. А это, в свою очередь, требует постройки более-менее постоянных зимовищ. Именно поэтому все народы, жившие в наших степях, были вынуждены вести полуоседлый образ жизни. От ямников и катакомбников бронзового века до казаков-запорожцев, все они были полукочевниками.
Половцы устраивали зимники, где запасали сено для скота: пережидали суровую зиму. И именно поэтому враги предпочитали нападать на половцев зимой, когда невозможно было спрятать женщин и детей и вести маневренную войну.
Значит, где-то в междуречье Самары и Волчьей располагались исконные родовые земли Бурчевичей. Их, так сказать, домен. В пользу этого предположения говорит и огромное количество половецких святилищ со знаменитыми «каменными бабами», встречавшихся в этих местах еще в первой половине XX века. А также раскопки многочисленных половецких курганов, проведенные тут археологической экспедицией Днепропетровского университета.
Существует несколько легенд о происхождении названия реки Волчья. Говорят, что вокруг нее водилось когда-то много волков. Рассказывают, что ручей, породивший реку, вытек из волчьего логова. Но то, что на берегах этой степной реки располагался центр кочевий половецкого ханского рода Бурчевичей, тотемом которого был Волк – это не легенда, это исторический факт. И хотя это было в XI-XII веках, но людская память пронесла сквозь столетия это некогда грозное и славное имя. И увековечила его в названии реки – Волчья.
ВОЛКИ И РУСЬ
В ХІІ-ХІІІ веках южная граница Руси (Киевского, Переяславского и Чернигововского княжеств) проходила от верховьев Южного Буга по Роси до Днепра и от Днепра по Суле до верховьев Сейма. Имена ханов из рода Бурчевичей гремели по всему порубежью. И самым известным из них был уже упоминавшийся Боняк. Этот хан подчинил своей власти не только Приднепровцев, но и соседние орды. Всю жизнь он пытался вести самостоятельную и активную внешнюю политику. И стал настоящим антигероем киевских летописей. С подобной же необъективностью описаны и многие другие половецкие вожди. И дело не в личных качествах половцев, а в том, что куманы были союзниками черниговских князей, а их киевляне ненавидели еще больше. К сожалению, черниговские летописи не сбереглись, а то бы мы могли прочитать о половцах нечто противоположное общеизвестному. Кстати, киевские летописцы очень любили другой степной народ - торков или черных клобуков, которые жили на правобережье Днепра, в Поросье, и были союзниками киевских князей. К тому же, торки были смертельными врагами половцев. Возможно, черниговские летописцы были о торках не столь лестного мнения.
А, вот, что думали половецкие летописцы, если бы они вообще когда-нибудь возникли, мы даже предполагать не осмелимся. А все дело в том, что восточные собратья половцев – кипчаки – поссорились с самим Чингисханом. Монголы были народ серьезный и обид не прощали. Окончательно решить половецкую проблему выпало уже внуку Потрясателя Вселенной – Бату-хану (Батыю).
ВОЛКИ НА НИЛЕ
В 1235-1242 годах небольшой – 30 тысяч всадников – корпус Батыя совершил гигантский кавалерийский рейд, громя кипчаков и их союзников. Русичи «попали под раздачу» именно в этом качестве. Результаты нашествия Батыя на Русь, мягко говоря, сильно преувеличены. Да и половцы не уничтожались поголовно. Монголы подчиняли себе простых пастухов, а половецких аристократов продавали в рабство. Рабов-половцев в то время охотнее всего покупали египетские султаны. Они комплектовали таким образом войско. Рабов-воинов называли мамлюками. Став организованной и сплоченной силой, мамлюки, естественно, решили взять власть в свои руки.
2 мая 1250 года, купленный на рынке рабов половец, мамлюк Бейбарс из рода Бурчевичей (так утверждает Плетнева), возмутил своих товарищей и убил султана. Другой кипчак - Айбек - воспользовался ситуацией и быстренько стал мужем безутешной вдовицы-султанши и регентом при малолетнем наследнике. За этим последовало несколько дворцовых переворотов и, в конце концов, султаном в 1259 году стал друг Бейбарса половец Куттуз. И это не вызвало ни малейшего ропота, так как всем на Ближнем Востоке было ясно, что только мамлюки могут спасти правоверных от монголов. А те в это время вели наступление на Иерусалим. Большинство монгольских воинов были христианами несторианского толка и вместе с союзниками-армянами шли освобождать Гроб Господень.
Казалось, еще немного и Святая Земля снова возвратится христианам. Но европейские крестоносцы совершили предательство, пропустив мамлюков в тыл монгольского войска. 3 сентября 1260 года при Айн-Джалуде в Галилее монголы и армяне были разбиты Куттузом. 10 декабря 1260 года еще один монгольский корпус был разбит уже Бейбарсом. Наш земляк еще в октябре 1260 года успел зарезать своего друга и соратника Куттуза и сам стал султаном под именем аз-Захир Сейф-ад-Дин ас-Салихи Бейбарс (годы правления: 1260-1277).
Монгольский «желтый крестовый поход» провалился. Но, как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным. К 1268 году Бейбарс вышвырнул европейских крестоносцев из Палестины и Сирии. А в 1273 году уничтожил знаменитую секту убийц-ассасинов. Его жизнь достойна приключенческого романа. И такой роман – «Байбарс» - был написан неизвестным арабским автором в начале XVIII века.
А род Бурчевичей подарил Египту еще одного султана - Калауна (1279 -1290). Купленный в свое время на невольничьем рынке, Калаун, став султаном, продолжал покупать себе воинов. Но поток половцев уже иссяк и приходилось покупать рабов с Кавказа - черкесов. Восставшие в 1290 году мамлюки-кавказцы убили Калауна и перерезали всех его приближенных. Так закончилось владычество половцев в Египте.
ЭПИТАФИЯ
Но эти события уже не имели никакого отношения к потрясенным монгольским ударом половецким степям, превратившимся в улус Золотой Орды. В них начали складываться новые народы, вступившие в кровавое соперничество между собой. Из пограничных русичей, бродников, торков на правобережье Днепра и приднепровских половцев на левобережье, сложились те, кого стали называть черкасы (от тюркского: «чери кысы» - «войско-народ») или днепровские казаки. В XVIII веке те из них, кто не ушел на Кубань в Черноморское казачье войско, были окончательно ассимилированы малороссами. Ну, а бугские, лукоморские, донецкие и кубанские половцы, поддержавшие золотоордынского «диссидента» темника-мятежника Ногая, стали именоваться ногайцами. Большинство из них погибли под штыками суворовских чудо-богатырей, а слава их ужасных набегов незаслуженно досталась крымским татарам.
От грозных степных Волков осталось лишь имя, сохраненное в названии реки - Волчья. Согласитесь, это красивая легенда.
Виктор Бушин,
«Руська правда»